Глашатай поэтические философемы, реплики, эссе. 18

«Любовь к временному можно изгнать,  только почувствовав сладость вечного.»
(Августин Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354-430), христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Епископ г. Гиппон (Северная Африка), родоначальник христианской философии истории (сочинение «О граде божием»), «земному граду»  - государству противопоставлял мистически понимаемый «божий град» - церковь. Развил учение о благодати и предопределении, отстаивал его против пелагия. Глубиной психологического анализа отличается автобиографическая «Исповедь», изображающая становление личности. Христианский неоплатонизм Аврелия Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии вплоть до 13 столетия.
Томас Карлейль с позиции человека 19-го столетия видел  изменчивую реальность так: «Одна жизнь – это слабый отблеск времени между двумя вечностями» (Карлейль (Carlyle) Томас (1795-1881), английский публицист, историк  философ. Выдвинул идеалистическую концепцию «культа героев», которые якобы являются единственными творцами истории). 


14.09.2015               ЕСТЬ ПОВОД ДЛЯ ПЕЧАЛИ
                (в заиконном пространстве)

                Сказано правильно: друзья не умирают,
                Они лишь рядом быть перестают.
                Костер судьбы и Солнце не сгорают…
                Что силы вечности в них жгут?

                Пройдохи и предатели
                «Кравчучку» Божьей матери
                Умкнули и продали.
                Есть повод для печали?!
                Дойдет ли Матерь Божья
                В наш рай – по бездорожью.
                Юрий Петров          
                18.09.2015

РЕЗЮМЕ:      Дорогие читатели, европейская цивилизация в постренессансном периоде могла «потерять» человека, чему способствовали наступательные действия церкви и феодализация жизненного пространства. Но представители разных сословий утверждают ценности и миропонимание свободолюбивой личности. Великий Монтень утверждал и утверждает: «Каждый человек в отдельности смертен, но в своей совокупности люди вечны.» (Монтень (Montaigne) Мишель де (1533-92), французский философ гуманист. В книге «Опыты» (1580-88), направленной против схоластики и догматизма, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет).
Дорогие читатели, позвольте заметить, что носители разума, утвердившись на планете Земля, были отнесены Владимиром Ивановичем Вернадским, первым президентом Академии наук Украины к особому типу оболочки Земли. Это – ноосфера. Мыслитель 20-го столетия был солидарен с философами и учеными прошлого, которые трактовали многовекторность земной природы, связывая ее с  эволюционным становлением реальности. Будучи нишей жизни для разных царств природы, наша планета фактически признала исключительность рода homo $apien$.  Земная обитель человека – его единственный приют в ближнем и дальнем космосе. Итак, Земля – это космический объект, с особенностями и достоинствами которого, человек связан на всех этапах антропосоциогенеза. Поэтому в его прошлом всегда было много элементов будущего, а его будущее оставалось соразмерным с наивными взглядами на себя, на звезды, на бесконечность. Вечное в человеке, таким образом, соразмерно усложняющемуся потоку жизни. Поэты и философы, ангелы и боги вопрошали в каждом поколении – что есть тайна бытия?
Гераклит «темный из Эфеса» (конец 6-го – начало 5-го вв. до н.э.) сформулирует замечательную максиму: «нельзя дважды вступить в одну и туже реку». Он был прав: «Все течет, все меняется». Оставаясь подвластным космическому совершенству.

ПОСТСКРИПТУМ:  Кто же мы? – спрашивал и уточнял великий Ф. Ларошфуко. Его мысль оригинальна: «Счастье и несчастье человека в такой же степени зависят от его нрава, как и от судьбы».  (Ларошфуко (La Rochefoucauld) Франсуа де (1613-80), французский писатель-моралист. В « Мемуарах» (1662) и «Максимах» (1665) в афористической форме запечатлены философские итоги наблюдений над нравами аристократического общества, дана их остросатирическая оценка).
***
Самоанализ включается человеком в систему идеологических стратегий. Взгляд «на самого себя» культивируется путниками жизни. Мировое искусство рассказывает об этом. Литература, живопись, музыка – мощные тематические сферы, содержание которых от века к веку не только расширяется, но тщательнейшим образом уточняется. Человек создает свое зеркало. Но видит в нем не только свой лик, а массы живущих с их удивительным динамизмом и самокритикой, прозрениями и заблуждениями. Так было и так будет со всеми, однако прелесть уточнений сохраняет свою притягательность: вот почему когда человек говорит обо всех, он говорит о себе. И это замечательная редукция становится все более нужной, дабы не перепутал тот, кто думает о себе, свои выводы с домыслами и химерами молвы. Великий Ларошфуко создает точную характеристику 16-го столетия. Он прав: «С судьбой следует обходиться, как со здоровьем:  когда она благоприятствует наслаждаться ею, а когда начинает капризничать – терпеливо выжидать, не прибегая без особой надобности к сильнодействующим средствам.».
Дорогие читатели, ваш собственный взгляд на судьбу постоянно уточняется? Или он спрятался в идеале, который не терпит никакой разноголосицы. И ваш голос нужен ему как правило живого опыта?         
            С уважением,
                Ваш Юрий Петров, доктор философских наук,   
                академик  Европейской Академии проблем человека.


Рецензии