Учимся мастерству-3, 2015

http://www.stihi.ru/2015/06/05/1854 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2015/09/15/5860 - Итоги конкурса

из  http://www.stihi.ru/2015/09/17/4880

О принципах отбора стихов на конкурс - см. http://www.stihi.ru/2015/09/16/3776

№28.  Голубь в чистое небо стремится. Юрий Пестерев

Горько мне за Донбасс до слёз,
Кровью вмиг обливается сердце:
Это жизни лишают младенца,
И святая святых - под снос.
Варвар город разрушил мой...
Вздрогнул воздух от гари тревожно, -
Вот, где правда опутана ложью,
И оброс белый свет бедой.

Жжёт сердца ещё тот пожар, -
И печальный, и неугасимый,
А уж бредят второй Хиросимой,
Под ногами чтоб мир лежал...
Только кровушка льётся зря!
Господам же хочу я без злобы
Всё ж напомнить про те небоскрёбы
В самый страшный день сентября.

Если в дом ворвалась война,
Если вспыхнули фантики детства,
Бог, дай сил опалённому сердцу,
Чтоб спокойно жила страна.
Если стонет старушка-мать,
Кулачки сжав от боли и гнева,
Значит, тот супостат станет первым
Пред Отечеством отвечать.

И за кровь, и за плач берёз
Ждёт расплата - с позором - на плахе.
Взыщет Бог, и на радость, из праха
Возликует прозрачность рос!
- Миру - мир! - говорим опять.
Голубь в мирное небо стремится,
Где-то там ждёт любви голубица.
...И нацизму не устоять!

Немного «гуляют» места Иктов в строках, но звучит интересно.

№ 29. Там, откуда приходят тени... Репин В.

Там, откуда приходят тени,
В тёмно-синем лесу еловом,
Бродят матрицы сновидений,
Наливаясь заветным словом.

Там считают года кукушки,
Чей вердикт однозначно внятен,
От заросшей лесной опушки
Вторит им торопливый дятел.

Филин ухает в тёмной чаще,
Там, где лес почернел от пала,
Где малина вкусней и слаще,
Там, где ель под грозой упала.

Колокольчиков синь без звука,
Над корягою небо в неге,
И, свернувшись в кольцо, гадюка
Ждёт-пождёт своего Олега.

№30. Серым по серому. Андрей Большаков Аб

Что нам по жизни судьбой уготовано?
Кем-то услужливо и ненавязчиво
Жизни холстина давно загрунтована,
И, в ожиданье чего-то изящного,

Живописуем на ней увлечённо мы
Что-то отнюдь не святое и светлое -
Чёрные пятна рисуем по чёрному,
Мы ни греха, ни сомнений не ведая.

И по сюжету самим нам не ясному
Как неизбежности некую летопись,
Кистью рисуем мы красным по красному
Красную подлость и красную ненависть.

А на досуге, устав, то и дело мы
Всуе забыв о законах приличия,
Белою кистью рисуем по белому
Белый пейзаж своего безразличия.

В мире бездушия не наказуемы,
Голоса Божьего всуе не слушая,
Серым по серому живописуем мы
Автопортрет своего равнодушия.

Эту холстину свою, паче чаянья,
В радости свято храним мы и горести,
Делая вид, будто не замечаем мы
Чёрные пятна на собственной совести.

В одном месте запятые не так стоят, а в целом стихи очень удачные, хотя (но это только на мой взгляд!), если их написать не про «Мы», а про «Я», то они бы воспринимались лучше.  Поэзии куда больше к лицу размышления о себе, чем  о человечестве. 

№31. Зимовье. Владимир Квашнин 2

Нет, ребята, скажу вам, избушка
Для таежника - то же, что мать,
Да «двуручка» - стальная подружка -
Поспевай только чурки таскать!
А в избушке что главное? Сердце -
Печь-железка без всяких затей.
Отогреет и немца, и ненца,
И геологов всяких мастей.
Приползешь к ней, как часто бывает,
Снимешь лыжи в потемках, без сил,-
Всю-то ночь с уголочка вздыхает,
Шепчет: "Где ж тебя леший носил?!".
Отогреет, накормит, обсушит,
Убаюкает сказкой-теплом.
Тихо за полночь лампу притушит
И всю ночку дозорит окном.
Спишь младенцем, набегавшись за день,
Спят собачки, налаявшись всласть,
Точит месяц разбойничий складень,
На кудрявую тучку косясь.
Тащат корку счастливые мыши,
Дым столбом, поддувало сопит...
Свесив лапу почти что до крыши,
Над избушкой Медведица спит.

Удачное использование поэтического взгляда (и языка) для рассказа о самых обыденных вещах.

№32. Остановка конечная... Русаков Григорий

Остановка трамвайная,
серые улицы,
смог...
Пешеходы спешащие...
"Зебра" покрытая грязью,
перекрёсток и люди...
Мелькание тысячи ног.
Сумасшествие раннее - ставшее утренней явью.
Незнакомец на лавочке,
чистая куртка,
пакет.
Равнодушные лица людей
и случайный взгляд - мимо...
Расписание,
пара окурков,
обрывки газет...
Черно-белого фильма обрезанный кадр - фотоснимок.
Остановка...
Сердечная боль под лопаткой,
в груди.
Отправление скорое,
голос,
скрипящие двери
и дыхание сбитое...
Красный трамвай на пути,
шелестящие звуки,
да тихие выдохи...
Скверик.
Посиневшие губы,
закрытые кепкой глаза.
Прошлогодние листья, лежащие рядом уныло.
На небритой щеке,
осторожная капля - слеза,
оголенный небрежно, подстриженный ровно затылок.
Остановка конечная...
Спешка,
кондуктор,
звонок.
Неподвижный мужчина...
" Мужчина! Мужчина! На выход!"-
А в ответ тишина,
ситуация скверная - шок.
Пассажиры молчащие...
Быстро,
спокойно
и тихо....

Интересно, правда? Автор не пересказывает события, а показывает их. Не делая выводов, не морализируя «мы….» и не взывая к нам. А все нужное им сказано, причем, языком поэзии, пусть и не разукрашенным тропами.

№33. С крыльями вдохновения за плечами. Виктор Дванольодинвосем

*Пентон 1- 10000 - пятисложная стопа с первым ударным слогом.

С крыльями вдохновения за плечами
Ангелы во плоти неостановимы –
Сложными квинтэссенциями и снами
Делятся аватары и псевдонимы.

Скрещиваются творческие рапиры –
Прячась за колоритными именами,
Тешатся поэтические вампиры
Битвами с рассуждающими тенями.

Грозные генералы, а не солдаты,
Вбрасывают в сражение мегабайты.
Кто они – сетевые неадекваты?
Чьи они – сверхмогущественные сайты?

Работу автор проделал большую:  пентон написать - попотеешь.  И ошибок нет. Даже умудрился связную мысль в форму вложить. Претензий к технике у меня нет. И хотя я - не любитель игр с формами ради формы, но оставила стихи в пакете на усмотрение судей. А кто-то взял и номинировал. С него и спрашивайте! ))

№34. А помнишь? Елена Телушкина

- А помнишь, милый? - немощной рукой
Старушка слёзы вяло вытирает,
Жизнь медленно из тела утекает,
Врата открыты в вечность и покой.

- Всё помню, милая, - старик седой
Свою подругу нежно обнимает,
В пустой палате смерть уже витает,
Трясёт своей отточенной косой.

- Я ухожу, прости меня, родной,
Как я любила, лишь Всевышний знает,
Пусть он тебя и дальше охраняет,
Всегда была я счастлива с тобой.

- Меня прости, родная... И старик
Стал на бок очень медленно валиться,
Старушки сердце перестало биться -
Их смерть соединила в этот миг.

Так иногда бывает: даже смерть
Влюблённые сердца не разлучает,
Двоих в свои объятья заключает,
И вместе души будут в рай лететь.

Удивилась, что номинировали, ибо я включила это в пакет с большим сомнением, несмотря на трагичность сюжета и отсутствие видимых ляпов. Мне здесь не нравится рифмовка глагольных и не всегда точных (что важно для рядом стоящих строк) рифм во ВСЕХ строфах: вытирает-утекает, обнимает-витает, знает-охраняет и т.д.  Хорошо, но не мастер класс, конечно.

№35.  Шалаш. Светлана Чернявская

Вот опять она явилась, гордо шествуя с носка,
не вошла, а воцарилась гостья вечера - тоска.

По-хозяйски – прямо в душу и давай-ка в ней плясать,
как моряк, завидев сушу, только за борт не списать.

Вся измазана графитом… это ты, мой карандаш,
в изболевшем и разбитом рисовать решил шалаш?

Камышинки, листья, прутья, травы, мятые со сна,
есть дорога, нет беспутья, есть любовь – она честна.

Тонкий контур - для прозрачной неуёмной стрекозы,
намечаю дым табачный и счастливые часы,
а ещё внизу по краю - вязь из солнечных теней.

Чем не рай?! Я умираю сотни раз в потоке дней,
карандаш в руках, что посох, мыслей ветхая тетрадь,
словно яд, в смертельных дозах. Нет бы, душу запирать!

А это почему-то не номинировали. А мне, кажется - зря.

№36. В сетях. Алисса Росс

Поднебесный Гуйлинь оживает в ленивом рассвете -
Абрикосовым облаком в реку спускается небо,
Наполняются влажным туманом рыбацкие сети,
И бамбуковый плот покидает прибрежную небыль…

День плывёт, как ленивый откормленный сом в зыбкой тине.
Жарко липнет одежда, и камни царапают днище,
А удача смеётся и манит туда, где глубины,
И дарует улов тем, кто смел и удачи не ищет.

Осторожней будь, старый рыбак, - начинается ветер,
Утлый плотик течение сносит, и рыба уходит.
Будут снова пустыми дырявые ветхие сети,
И лишь бледное солнце мелькнёт чешуёй в мелководье.

Поднебесный Гуйлинь затихает в подножье заката.
Нет сегодня улова, и плот подгоняет усталость,
А корзину заполнила память о том, что когда-то
Ускользнула удача из рук, и лишь сети остались…

№37.  Дом. Павел Сабинский

В блеклых зрачках ни вопросов, ни имени,
Сад сапоги облизнул лебедой,
Капало с неба, успевшего выменять
Серый рассвет на простор слюдяной.

К дому завита тропинка покосная,
Мох обживает косое крыльцо,
Мнётся трава, забуявшая, росная,
Младшей родни добродушно лицо:

«Марья жила тут, но померла давеча,
Дом не гнилой, основательный дом,
Да у тебя ведь душа-то не заячья,
Лучше, чем в двушке сидеть впятером».

Темные брёвна сосновые, в трещинах,
Прозелень, белым налётом смола,
Шифер в лишайниках, доски в проплешинах,
Старая женщина ростом мала.

Дверь отомкнули, мышами и плесенью
Пахло в пространстве пустого жилья,
Было покойно, смотрела невесело
В рамке настенной чужая семья.

Щупая-тыкаясь странными взглядами,
Молча прошлись по беззвучной избе,
Стенами, мебелью, печью, ухватами
Дом примерял поселенку к себе.

«Что ж, принимай, вот и будешь - хозяюшка,
Сад есть, сарай, заведёшь огород,
Стерпится-слюбится, к лучшему, знаешь-ка,
Что по ремонту - поможет народ».

Та же кивала, смотрела потеряно
На ощущавшийся призрачный тлен,
Что-то чужое, большое, не меряно
Жило ещё в выражениях стен.

Свет пробирался в окошки украдкою,
«Легче им станет, и выбора нет…»,
Вышли, пошли по тропинке с оглядкою,
Дом отрешённо смотрел им вослед.

Тоже удивила номинация, ибо включила в пакет, сомневаясь… Есть тема, есть мысль, и даже народные выверты речи можно простить автору там, где они стоят в кавычках, как прямая речь персонажа, но и в авторской речи здесь не все гладко: не продуманное согласование слов «Что-то чужое, большое, НЕ МЕРЯНО жило ещё в ВЫРАЖЕНИЯХ СТЕН»; не раскрыты или притянуты ради рифмы слова «украдкою» (Свет пробирался в окошки украдкою) и «с оглядкою» (пошли по тропинке с оглядкою); не продуман подбор слов в фразе «Щупая-тыкаясь СТРАННЫМИ взглядами, молча прошлись по БЕЗЗВУЧНОЙ избе» (а что изба обычно должна ЗВУЧАТЬ?). То есть, 9 баллов за эти стихи - это явный недосмотр при чтении текста. 

№38. Полыхнула осень по России. Тамара Кошевая

Огненные летние стихии
Только присмирели все, как вдруг
Полыхнула осень по России,
Как обычно, с севера на юг.

Разогнала солнышком калёным
Утренних туманов серый дым
И багровым сполохом по клёнам
Пробежалась палом верховым.

И взлетела огненной жар-птицей
В чистые, сухие небеса,
И метнулась рыжею лисицей,
Поджигая рощи да леса.

От собрата-лета убегая,
Отразилась в маковках церквей,
Жаркая, привольная, нагая
В откровенной буйности своей...

Только нету ей достойной пары,
Как тут колобродь - не колобродь,
И потушит все её пожары
Стылый ветер и холодный дождь.

Но, пока мы слякоть не месили
И далече нам до зимних вьюг,
Полыхает осень по России,
Как обычно – с севера на юг!

Я бы от слова «нету» здесь избавилась… Да и рифма «колорбродь-дождь» не идеальна для мастер класса!

№39.  Фуншал. Елена Заостровцева

      Название города Фуншал (основан в 1508г)  происходит от растения фенхель

Этот город пахнет рыбой,
Океаном и мадерой,
Город, тёплый от улыбок,
Город, пёстрый от цветов.
Из-за гор взглянув лукаво,
Вспыхнет солнце над Мадейрой:
Урожай крестьянам - славный,
Рыбакам - большой улов!

Старый колокол: Bon dia! -
В небеса ударит гулко,
Чайки ринутся с обрыва,
Чайкам завтракать пора!
И в садах, в роскошных виллах,
В лабиринте переулков
Ляжет сладко и лениво
Рыжей кошкою ЖАРА!

Защищают от пиратов
Сан-Лоренцо и Сан-Тьяго*,
А могучих гор громады
Укрывают от ветров -
И живёт беспечно город,
И растёт под солнцем ярким,
Словно фенхель у дороги,
Год за годом - пять веков!

Он по крышам, как мальчишка,
Вниз по склонам скачет ловко,
По горячей черепице
Каблучком лихим дробя...
Он у кромки океанской
Лёг серебряной подковкой,
А подковка в доме - к счастью,
Это точно знаю я!

№40. Штрихи к марту. Светлана Белянина

Март расставлял фигуры.
Память катилась к звездам.
День обещал быть хмурым,
по-стариковски мерзлым.

Стыли трамваи в парке.
Кутались ветви в дымку:
март раздавал подарки –
мантии-невидимки.

Снег невесомо лег на
сумеречные крыши.
В светло-лимонных окнах
воздух тенями вышит.

Падали на карнизы
редкие блики света.
И проступал эскизом
будущий контур лета…

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2015/09/19/6954


Рецензии
Хорошие образы у Володи Репина, но мне чуть чуть не хватило идеи.
Пейзаж описан замечательно, но это поэтическая зарисовка. Хотя может я слишком многого хочу, у самого такое бывает)).
Не знаю чем, но просто подкупило стихотворение Алиссы про Гуйлинь.
Может своим неспешным ритмом, который ассоциируется с Китаем и рыбацкий образом жизни, наполненным философией. Удалось поймать тонкое соответствие сюжета и стиля написания. Загипнотизировало.))
Отмечу только, что "Осторожней будь, старый рыбак, начинается ветер..." больше похоже на прямую речь, потому считаю надо было соответственно оформить.
С благодарностью, Владимир.

Владимир Курков   04.10.2015 15:01     Заявить о нарушении
Не знаю, надо ли мне отвечать - скорее уж авторам.

Приятно, что читаешь и реагируешь: у меня создается ощущение нужности, а это подчас очень нужно для продолжения работы. Спасибо!

Алкора   04.10.2015 18:41   Заявить о нарушении
Алла, я всегда жду твоих разборов.
Чужие ошибки тоже опыт.))
А пишу тебе, потому что иногда сомневаюсь - прав ли я в своих рассуждениях. Мне это нужно)), поэтому это не видимость.
Благодарю.

Владимир Курков   04.10.2015 19:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.