Глашатай поэтические философемы, реплики, эссе 17

                «…Пока отвагою горим,
                Пока сердца для чести живы,
                Мой друг, Отчизне посвятим
                Души прекрасные порывы…»
                А.С. Пушкин («К Чаадаеву», 1818 г.)

                СТАЧКИ ДЛЯ ОТВА               
                (политическая лирика)

 07.09.2015                Лето пролетело
                Легкое и теплое,
                Жасминово-белым,
                С ароматом «Коблево».

                Птицы улетают,
                С югом дружбу вспомнив,
                В племенах и стаях –
                Мир живет бездомным.

                Солнечным соседом
                Осень показалась,
                Лето напоследок
                Грустно засмеялось.

                В памяти воскреснут
                Русь как суд присяжных,
                Митинги для честных,
                Стачки для отважных.          
                Юрий Петров        17.09.2015

 Резюме:   Дорогие читатели, лирико-философский взгляд на отношение человека к миру включает в себя огромную энергию эмоций и переживаний. Пушкинский гений демократичен и остроумен. Он видел свою эпоху, сожалел о потерях капиталистического строя и потому выступал с позиций пророка. Александр Пушкин любил будущее. И сам, очевидно, в нем чувствовал себя комфортней, чем в настоящем. Пушкин не должен был погибнуть на дуэли, но погиб.  То время не сберегло поэта. Он же сам вырвался из него и обращается к «товарищу» - русскому человеку.
Революционные настроения воспринимались Пушкиным как апологетом красоты и свободы. Гений Пушкина служил им и летел к солнечным пространствам абсолюта. «Звезда пленительного счастья» уже горела над Пушкиным и его современниками – но только в проектах дерзкого философско-поетического сознания. Так Александр Сергеевич Пушкин и писал:
              «…Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
              Мой прах переживет и тленья убежит –
              И  славен буду я, доколь в подлунном мире
              Жив будет хоть один пиит…».
                (А.С. Пушкин, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», 1836)
Мы убеждаемся, дорогой читатель, в том, что поэт говорит со своим современником, находясь в будущем. Гений прав. Он вдохновляем энергией грядущих ситуаций:   
                «…Товарищ, верь, взойдет она,
                Звезда пленительного счастья,
                Россия вспрянет ото сна
                И на обломках самовластья,
                Напишут наши имена!»         
                (А.С. Пушкин, «К Чаадаеву»,1818)

Постскриптум:  Возвращение Пушкина к читателям знаменательно тем, что его гений как бы открывается вне хрестоматийных страниц и школьных учебников.  Пушкин изысканно точен в своих определениях и выводах. Он остается там, где «одна заря, сменить другую, спешит, дав ночи полчаса» («Медный всадник» петербургская повесть, 1833). Но он живет в огромном пространстве русской культуры. И предвидит создание новой социальной системы. Вольнодумец и тонкий исторический аналитик, Пушкин предвидел утверждение в России других порядков, фаворитом которых выступит свобода. Гений оказался в авангарде вольнодумцев, благодаря творческому порыву которых, Европа и Азия были уже предназначены для катаклизмов, потрясений, революций. Гений чувствовал неизбежность перехода к модернизации всех сторон бытия - великого русского мира. Он утверждает, оставаясь жителем первой трети 19-го столетия, феноменальный взрыв и событийный вулканизм происходящего. Он писал:   
           «…Оковы тяжкие падут
           Темницы рухнут - и свобода
           Нас примет радостно у входа,
           И братья меч нам отдадут»     («Во глубине сибирских руд…», 1827)

Следует отметить, дорогие читатели, что гениальный поэт как правило рассказывает о своем обществе не только с позиций его современника, но и как субъект, комментирующий или трактующий порядок вещей на планете Земля. Гомер открывает перед читателем неизвестные нам миры 13-9 столетий до н.э.
Эпоху советской цивилизации представляет Владимир Маяковский. Он говорит: «Время начинать о Ленине рассказ…». Удивительный мир Пушкина включает в себя грандиозность, изменчивость и многовекторность цивилизации с загадочным имперфектом.
Возвращаясь в Петербург после Болдинской осени, Пушкин вез с собой целый воз книг. Он был удивительным эрудитом и взыскательным автором. Известны Пушкинские черновики, которые хранятся в Пушкинском доме (г. Петербург). Пушкин выстраивал свои строки после многовариантной их переделки. Труженик и мастер легкой фразы – он был беспощадным критиком своих замыслов и сюжетов. Так рождались шедевры, так Пушкин располагал к себе семейство неуступчивых муз и ему это в полной мере удалось. Поэтому Пушкин как поэт и философ – вечен.
 Историко-биографическая справка: Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), русский писатель, поэт, драматург, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Был близок к декабристам. Дважды подвергался ссылке. Творчество А.С. Пушкина претерпело эволюцию от ранней лирики его поэтического ученичества и романтизма южных поэм («Кавказский пленник», 1820-21, «Бахчисарайский фонтан», 1823, «Цыганы», 1823-24 и др.) к реализму. Пушкин впервые поставил многие ведущие проблемы русской литературы 19-го в.: народ как движущая сила истории («Борис Годунов», 1825); отношения личности, понимаемой как социальный продукт  среды и обстоятельств, и общества («Евгений Онегин», 1823-1831), личности и государства («Медный всадник», 1833), судьба «маленького человека» («Повести Белкина», 1830), власть денег ад людскими душами («Пиковая дама», 1833) и др. В маленьких трагедиях («Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и др.), философской лирике 30-х гг. сей драматург и поэт обратился к коренным вопросам бытия: любви, творчеству, смерти. Поэзия Пушкина, сочетающая всечеловечность и национальный элемент, - величайший пример гармонически прекрасного искусства в русской и моровой литературах. Гуманизм, гражданственность, пафос истины, реализм, народность, историзм утверждены А.С. Пушкиным в качестве главных традиций русской литературы.
            
       Всех вам благ, дорогие читатели, с уважением,
                Юрий Петров, доктор философских наук,
                академик Европейской Академии, проблем человека.


Рецензии