История Зачатия и Рождества Пресвятой Богородицы
Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли
до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание,
казалось по сути своей просто невозможным.
Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили,
что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру
и не допустить погибели рода человеческого.
Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество,
и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя
и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
празднуется Церковью, как день всемирной радости.
В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов,
родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века
Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова –
явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.
Верующие люди по всей земле достойно чтут песнями и хвалами Ту,
Которая рассеяла в мире тьму безблагодатности и принесла человечеству
избавление от вечной смерти и дарование обожения.
Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете.
Родителями Её были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида
и Анна из рода первосвященника Аарона.
Анна – была дочерью священника Матфана.
Другая же его дочь, София, была матерью Елисаветы,
ставшей матерью Иоанна Предтечи.
Иоаким и Анна были праведны пред Господом, соблюдали Его заповеди
и всем были известны не столько знатностью своего происхождения,
сколько своим смирением и милосердием.
Жили они безбедно, Иоаким владел многочисленными стадами.
На себя тратили только одну треть своих доходов,
другую жертвовали в храм, а третью раздавали бедным.
Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна.
Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи,
поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения
от своих соотечественников.
Достигнув преклонных лет, святые Иоаким и Анна дали обет
посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлёт Господь.
В один из праздников старец Иоаким принёс в Иерусалимский храм
свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял её,
назвав Иоакима недостойным, в виду его бесчадия.
Святой Иоаким в глубоком горе ушёл в пустыню,
где в течение 40 дней пребывал в посте и молитве.
Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме,
горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась,
призывая на свою семью милосердие Божие.
В таком тревожном состоянии духа, однажды Анна вышла в сад
и в молитвенных думах, возводя глаза к небу, увидела
среди ветвей лаврового дерева гнездо едва оперившихся птичек.
Вид этих юных птенцов ещё более поразил её скорбящее о безчадии сердце:
«Горе мне – говорила она – одинокой, отвергнутой от храма Господа Бога моего
и пред всеми униженной дщери Израилевой! На кого я похожа? Всё в природе
рождает и воспитывает, все утешаются детьми; лишь я одна не знаю этого
наслаждения. Не могу сравнить себя ни с птицами небесными, ни со зверями земными:
те и другие приносят плод свой Тебе, Господи; лишь я одна остаюсь бесплодною!
Ни с водами: они, в быстрых струях своих, родят во славу Твою живые творения;
лишь я одна мертва и безжизненна!
Ни с землею: и та, прозябая, прославляет плодами своими Тебя, Отец Небесный;
лишь я одна безчадна, как степь безводная, без жизни и растения!
О, горе мне! горе мне!!!».
«Господи – продолжала она – Ты, который даровал Сарре сына в старости
и отверз утробу Анны для рождения пророка Твоего Самуила, воззри на меня
и услышь молитву мою! Разреши болезни сердца моего и разверзни узы
моего неплодия. Да будет рождённое мною принесено в дар Тебе,
и да благословится и прославится в нём Твое милосердие!».
Едва Анна произнесла эти слова, предстал пред нею Ангел Божий:
«Молитва твоя услышана – сказал ей небесный вестник – воздыхания твои
проникли облака и слёзы твои канули пред Господом. Ты зачнёшь и родишь
дщерь благословенную, выше всех дщерей земных. Ради Ея благословятся
все роды земные, Ею дастся спасение всему миpy, и наречётся она Mapиею!».
Услышав эти слова, Анна поклонилась Ангелу и сказала:
«Жив Господь Бог мой! если у меня будет дитя, то отдам его Господу на служение,
пусть оно служит Ему день и ночь, восхваляя святое имя Его во всю жизнь!».
Прежняя печаль Анны теперь обратилась в радость,
излившуюся в восторженной благодарности Богу.
Ангел, после благовестия ей, стал невидим.
Святая Анна, как ни любила своего мужа, как ни желала скорее поделиться
с ним своею радостью, но, повинуясь первому движению благочестивого сердца,
поспешила в храм Иepyсалимский, чтобы там возблагодарить Бога
и возобновить обет о посвящении Ему ожидаемого плода.
Ангел Божий, после благовестия Анне,
явился также святому Иоакиму в пустыне и сказал ему:
«Бог милостиво принял молитвы твои; жена твоя Анна родит дочь,
о которой все будут радоваться. Вот и знамение верности слов моих:
иди в Иepycaлим и там, у Золотых ворот, ты найдешь жену свою,
которой возвещено то же самое!».
Благоговейная радость объяла сердце святого старца:
он немедленно с богатыми жертвами пошёл в Иepyсалим и там,
действительно, на указанном от Ангела месте встретил жену свою.
Увидев мужа, Анна поспешила к нему с восклицанием:
«Знаю, знаю, Господь Бог щедро благословил меня: потому что я была,
как бы вдовою – и теперь не вдова, была безчадною – и теперь буду иметь чадо!».
Здесь они рассказали друг другу все подробности явлений Ангела,
принесли в храм жертву Господу и, судя по ходу дальнейших событий, несколько
времени оставались в Иерусалиме ожидать исполнения полученного ими обетования.
Вскоре святые Богоотцы увидели над собою совершение этого чудного обетования:
в девятый день декабря православная Церковь празднует зачатие Пресвятой Девы
Анною и воспевает:
«Анна ныне растить начинает божественный жезл (Богородицу),
прозябший таинственный цвет – Христа, всех Зиждителя!».
«Неплодная, плодородящая сверх ожидания Деву, имеющую родить Бога плотью,
светится радостью и ликует, громко взывая: радуйтесь со мною
все колена Израилевы:
я ношу во чреве и избавляюсь укоризны в безчадии;
так угодно Создателю, услышавшему мою молитву
и исцелившему сердечную болезнь устроением желаемого мною!».
«Увидят люди и подивятся, – что я стала матерью: вот и я рождаю,
потому что, так благоволил Разрешивший союз неплодия моего!».
Нельзя не благоговеть пред этим чудным зачатием и не видеть в нём
необычайных и великих целей Божественного Промысла.
Бог видимо хотел приготовить к вере в будущее, ещё более чудное –
зачатие и рождение единороднаго Сына Своего:
«таинству – как поёт святая Церковь – предтечёт таинство».
«Дева Матерь родилась от неплодной – говорит святой Иоанн Дамаскин –
потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под
солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходит от меньшего к большему».
«Если – как замечает святой Андрей Критский – великое дело то,
что рождает неплодная: то не более ли удивительно, что рождает Дева?
Нужно было, чтобы Тот, Который всё и в Котором всё, как Господь природы,
показал на праматери Своей чудо, сделав её из бесплодной материю, а потом и
в Матери изменил законы природы, сделав Деву Материю и сохранив печать девства».
И если святые Иоаким и Анна, ещё прежде получения радостной вести,
превосходили всех чистотою и святостью: то не более они ли возгорелись
святою ревностью и преданностью Богу, когда удостоились получить
благодатное откровение о снятии с них поношения?
А, вместе с тем, святые качества их, не привлекали ли к ним
в большей мере благоволения Божия и не низводили ли на них
благодатные дарования, предуготовлявшие их к чудному событию?
Если пророк Иеремия и Предтеча Господень Иоанн были освящены Богом
прежде рождения и исполнились Духа Святого ещё в чреве матери:
то ещё большее освящение, без сомнения, было усвоено чревоношению праведной Анны.
Здесь приготовлялось не одно простое рождение, но вместе с тем и открытие тайны
премудрого совета Божия, от века сокрытой и непроницаемой даже для самих Ангелов.
Здесь устроился нерукотворенный ковчег Божий,
уготовлялось живое селение Всевышняго.
Отсюда должна была изойти единственная и святейшая Дева,
которой, по предречению Пророка (Ис. 7, 1.4),
предопределялось сделаться Материю Бога Слова:
«Славнейшее таинство – поёт святая Церковь – неведомое Ангелам,
великое для человеков и от века сокрытое!
Вот целомудренная Анна носит в утробе Богоотроковицу Mapию,
приготовляемую в селение для Царя всех веков и в обновление рода нашего!».
По прошествии дней чревоношения, благовестие Ангела исполнилось –
и святая Анна, в 8-й день сентября, родила дочь. (по новому стилю 21 сентября).
Восторг родителей, освободившихся от «поношения безчадства», был невыразим.
Явное чудо милости Божией, прежде всего, обратило очи их, полные слёз
благодарности, к небу – Иоаким благоговейно взывал к Всемогущему Богу:
«Ты, источивший непокорным людям воду из скалы, благопокорным даруешь
из безплодных чресл плод, на радость нам!».
Анна, в безмолвном восторге, возносясь к небу душею, смиренно помышляла:
«Заключающий и отверзающий бездну, возводящий воду на облака и дающий дождь!
Ты, Господи, дал мне произрастить пречистый плод от безплоднаго корня!».
И святая Церковь, разделяя восторг праведных Богоотцев,
взывает вместе с ними всему миру:
«Сей день Господень! Радуйтесь, люди!».
Преблагословенная Дева, несмотря на тогдашнюю маловажность,
некогда знаменитого дома Давида, в своём рождестве
наследовала высокую славу:
род её, исходя от Авраама и Давида и продолжаясь много веков,
заключал в себе имена ветхозаветных патриархов, первосвященников,
правителей, вождей и царей Иудейских.
Доблести прославленных предков, при самом рождении благодатного младенца,
украшали имя его. Но все эти преимущества, так много ценимые миром,
скоро померкли в лучезарном свете той неземной славы,
которую Всевышний уготовал новорожденной Деве.
Господь исполнил их прошение, когда святые супруги
достигли преклонного возраста и приготовили себя
добродетельной жизнью к высокому званию –
быть родителями Пресвятой Девы Марии,
будущей Матери Господа Иисуса Христа.
Архангел Гавриил принёс Иоакиму и Анне радостную весть:
молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария,
через Которую будет даровано спасение всему миру.
Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только
всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим,
и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях,
«Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших!».
Всего трёх лет от роду Пресвятая Дева была введена во храм.
К торжеству посвящения в Назарете собралось много родных
и близких Иоакима и Анны. Все они отправились в Иерусалим,
находящийся в трёх днях пути от Назарета.
После вступления в город и семидневного очищения постом и молитвою
праведные Иоаким и Анна со всеми сопровождавшими их
приблизились к храму, ведя свою трёхлетнюю дочь.
Навстречу им из храма вышли священники во главе с первосвященником Захарией.
Крыльцо, ведущее к храму, состояло из пятнадцати высоких ступеней,
по числу степенных псалмов, которые священники и левиты
пели на каждой ступени при входе в храм.
Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень,
и, к всеобщему изумлению, трёхлетняя Мария
без посторонней помощи взошла на самый верх,
где её принял первосвященник Захария.
По слову предания, он не остановился там,
где обычно стояли молящиеся,
но ввёл её в Святое Святых,
подобно ветхозаветному кивоту Божию.
Вокруг храма были построены особые помещения,
где жили девы, посвящённые и служившие Богу.
Жизнь Девы Марии при храме отличалась особенной чистотой и святостью.
Она вставала с рассветом и, по свидетельству предания,
три раза в день совершала молитву: утром, в полдень и вечером.
В остальное время Она занималась чтением книг
Священного Писания и рукоделием.
В песнопениях Церкви свидетельствуется о явлении ангелов
Пречистой Деве с небесной пищей.
Когда Марии было около 9 лет,
Она лишилась Своих престарелых родителей:
сначала умер Иоаким, а вскоре и Анна.
Девственная чистота, уважаемая в христианстве,
не считалась добродетелью у евреев.
Все девы, воспитанные в храме, должны были,
по достижении возраста, вступать в супружество.
Когда Марии исполнилось 14 лет, первосвященник объявил Ей,
что, по обычаю, Ей нужно оставить храм и выйти замуж.
Пресвятая Дева ответила, что Она от рождения посвящена Богу
и желает всю Свою жизнь соблюсти девство.
Мария дала обет вечного девства.
По достижении Марией совершеннолетия
ей находят престарелого супруга Иосифа Обручника,
который уважает её обет.
В его доме Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой завесы,
во время этого прядения и произошло Благовещение. Аминь.
* Х *
http://www.stihi.ru/2015/09/16/8870
«Свет мой Дева Лучезарный!»
* Х *
http://www.stihi.ru/2013/09/21/750
«Родилась Пресветлая Заря!»
Свидетельство о публикации №115091607034
Галь, спасибо за ёмкость и красоту изложения.
*VG*
Василий Гришкин 30.10.2018 18:32 Заявить о нарушении
с Рождеством Присно Девы Марии!
Православные Праздники 21.09.2020 13:36 Заявить о нарушении
*VG*
Василий Гришкин 21.09.2020 22:14 Заявить о нарушении