Глашатай поэтические философемы, реплики, эссе 16

- «Судьба кажется слепой лишь тем, к кому она неблагосклонна».
- «Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна».
(Франсуа де Ларошфуко (de La Rochefoucauld) (1613-80), французский писатель-моралист. В « Мемуарах» (1662) и «Максимах» (1665) в афористической форме запечатлены философские итоги наблюдений над нравами аристократического общества, дана их остросатирическая оценка).   
   16.09.2015                СУДЬБА ПРИДУМАЛА АРХИВ.
(«Судьба играет человеком, а человек играет на трубе»
И.Ильф и Е. Петров, «Золотой теленок» (1931)

Небо ссутулилось, но якает,
Ночь вальс танцует с забияками
И в сапогах происходящего
Тоска спешит за уходящими.

Не торопись тоска зеленая,
Я подожду тебя под кленами.
Что будет дальше? Как получится?
Ведь человек все время учится.

Судьба придумала звездный архив.
Он – грандиозен, я – учтив.                16.09.2015
                (Ю. Петров)

Резюме: Дорогие читатели, анализ текущих событий производился и производится всегда. Кем? В данном случае мы предоставляем слово гениальному писателю, бунтующему европейцу, виртуозу-беллетристу – Ромену Роллану. Он сам был очарованной душой. Он видел ужасные лики кризиса, навалившегося на родную Европу. И он дрался с мракобесием и лицемерием, с предательством толстосумов, с инерцией обывателя.
Ромен Роллан победил, создав прецедент оптимистической неуступчивости.
Ромен Роллан (Rolland), (1866-1944), французский писатель, музыковед, общественный деятель. Драмы о Великой французской революции, книга «Народный театр» (1903) утверждают народную героику в искусстве. Роман-эпопея «Жан Кристоф» (1904-12) – история гениального музыканта-бунтаря на фоне реалистической картины упадка духовной культуры в Европе накануне 1-й мировой войны. В центре повести «Кола Брюньон» (закончен в 1914, опубликован в 1918) образ вольнолюбивого труженика, народного умельца. Р. Роллан горячо приветствовал Октябрьскую революцию. Дальнейшая идейная эволюция писателя, его сближение с миром социализма отражены в романе-эпопее «Очарованная душа» (1922-33). В 30-е гг. Р. Роллан активно выступал против фашизма.
Дорогие читатели, в творческом диалоге Р. Роллана с его эпохой представлены шедевры, образующие собственно художественную биографию великого француза. Важные моменты: писателем были созданы, получив признание у читательской аудитории, художественные биографии Л. Бетховена (1903), Микеланджело (1907), Л.Н. Толстого (1911). В 1915 году Р.Роллан стал лауреатом Нобелевской премии.
Предоставим слово гениальному французу и смельчаку: 
- «Судьба – это оправдание безвольных душ»,
- «Бурная судьба может быть компенсацией личной посредственности».

Постскриптум: Уместно еще раз вернуться, дорогие читатели, к феномену человеческого призвания. Как мы понимаем призвание героев, призвание матери, призвание изобретателей, призвание собирателя огромной информации, предназначающейся для тех, кто будет жить в далеких десятилетиях будущего. Говорить о призвании всегда сложно. И тем не менее призвание быть человеком дано носителям разума со времен появления на планете Земля неандертальцев и кроманьонцев (соответственно 150 тысяч и 40 тысяч лет назад). Вот как рассуждает о призвании великий идеалист, гениальный диалектик, автор замечательного произведения «Феноменология духа» Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831):
  «Что касается определенного призвания, которое кажется какой-то судьбой, то нужно всего лишь снять с него форму внешней необходимости. Свою судьбу нужно выбирать свободно,  также переносить и осуществлять».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (Hegel) (1770-1831), кто он? Немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики.
Ее центральное понятие – развитие. Им дается характеристика деятельности Абсолюта (мирового духа). Сверхвременные движения субъекта развития  находятся в области чистой мысли и в восходящем ряду конкретизирующихся категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность; понятие, объект, идея, завершающаяся абстрактной идеей). «Абсолютный дух» по Гегелю переходит в отчужденное состояние инобытия - в природу, субъект движения возвращается к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального «объективного духа» (право, мораль и «нравственность» - семья, гражданское общество, государство) и «абсолютного духа» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). По Гегелю, противоречие – внутренний источник развития, понимаемый как восхождение от абстрактного к конкретному. Он описывается в виде триады. Уточним, что собой представлялf иcтория с точки зрения постренессансного субъекта?
История – это «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Осуществление буржуазно-демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с феодально-сословным строем в рамках конституционной монархии. Противоречие между диалектическим методом и идеалистической системой Гегеля было раскрыто классиками марксизма-ленинизма, осуществившими переработку диалектики Гегеля на материалистической основе. Основные сочинения великого немецкого мыслителя: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812-16), «Энциклопедия философских наук» (1817,1830) и «Основы философии права» (1821).      
Позвольте напомнить вам, дорогие читатели, бунтарскую реплику и из другой эпохи. Вот эти слова:
               
«Слушайте, товарищи потомки,
агитатора, горлана-главаря.
Заглуша поэзии потоки,
я шагну через лирические томики,
как живой с живыми говоря.
                ….
Мой стих дойдет через хребты веков
и через головы поэтов и правительств.
Мой стих дойдет, но он дойдет не так,—
не как стрела в амурно-лировой охоте,
не как доходит к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звезд доходит.
Мой стих трудом громаду лет прорвет
и явится весомо, грубо, зримо,
как в наши дни вошел водопровод,
сработанный еще рабами Рима.»
            Поэт верен себе, утверждая:
«Я ухо словом не привык ласкать;
ушку девическому в завиточках волоска
с полупохабщины не разльется тронуту.
Парадом, развернув моих страниц войска,
я прохожу по строчечному фронту.
Стихи стоят свинцово-тяжело,
готовые и к смерти и к бессмертной славе.
Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло
нацеленных зияющих заглавий.
Оружия любимейшего род,
готовая рвануться в гике,
застыла кавалерия острот,
поднявши рифм отточенные пики.
И все поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах пролетали,
до самого последнего листка
я отдаю тебе, планеты пролетарий.
Рабочего громады класса враг —
он враг и мой, отъявленный и давний.
Велели нам идти под красный флаг
года труда и дни недоеданий.
Мы открывали Маркса каждый том,
как в доме собственном мы открываем ставни,
но и без чтения мы разбирались в том,
в каком идти, в каком сражаться стане.
Мы диалектику учили не по Гегелю.
Бряцанием боев она врывалась в стих,
когда под пулями от нас буржуи бегали,
как мы когда-то бегали от них.
Пускай за гениями безутешною вдовой
плетется слава в похоронном марше —
умри, мой стих, умри, как рядовой,
как безымянные на штурмах мерли наши!
Мне наплевать на бронзы многопудье,
мне наплевать на мраморную слизь.
Сочтемся славою — ведь мы свои же люди,—
пускай нам общим памятником будет
построенный в боях социализм.
Потомки, словарей проверьте поплавки:
из Леты выплывут остатки слов таких,
как «проституция», «туберкулез», «блокада».
Для вас, которые здоровы и ловки,
поэт вылизывал чахоткины плевки
шершавым языком плаката.
С хвостом годов я становлюсь подобием
чудовищ ископаемо-хвостатых.
Товарищ жизнь, давай быстрей протопаем,
протопаем по пятилетке дней остаток.
Мне и рубля не накопили строчки,
краснодеревщики не слали мебель на дом.
И кроме свежевымытой сорочки,
скажу по совести, мне ничего но надо.
Явившись в Це Ка Ка идущих светлых лет,
над бандой поэтических рвачей и выжиг
я подыму, как большевистский партбилет,
все сто томов моих партийных книжек».
                В.В.Маяковский, «Во весь голос» (1929-30).

PPS: Дорогие читатели, мы еще раз входим в пространство гениального произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок»:
- Гении нам советуют: «Не делайте из еды культа».
- Они же констатируют: «После этого (неуемного обжорства) он съел огурец сам».
- Говорят о нынешнем положении в судебной системе: «Человек не должен судиться. Это пошлое занятие».
- Намекают об отношении к религии: «Вы не в церкви, вас не обманут».
- Заявляют о месте и значении должностей, званий: «Командовать парадом буду я!»
- Советуют в период инфляции: «С деньгами нужно расставаться легко, без стонов».
                ****
       Дорогие читатели, благодарю вас за внимание!
          С уважением,
                Юрий Петров, доктор философских наук,
                академик Европейской Академии проблем человека.


Рецензии