Гаспаров. Песенный стих. Ч3. Про нагих-босых
*
Хотя конешно с весёлостью я немного загнул. Тут просто, я не знаю как объяснить. Вобщем всё дело в пеонных _ооо_ ветерках. А так-то 5-стопные Двусложники разные бывают. Как и подобные 4-стопные ЯА Логаэды:
Узнать, догадаться о тебе,
Лежащем под жёстким одеялом,
По страшной, отвиснувшей губе,
По тёмным, под скулами, провалам!..
(Нарбут. Александру Блоку, 1921)
"...логаэдические стихотворения сочинялись и без установку на имитацию..." Гаспаров. §109. Освоение логаэдов.
Ну, имитация не имитация, а если предположить о неосознанном выборе Нарбута, то он, как вы видете -- в тему.
О все`х корабля`х ушедших_в_мо`ре
Нарбут убрал один удар и посвятил Блоку стих Размер которого он бы узнал...
Но всё таки осознанно или неосознанно?
Впрочем, как бы то ни было, но этот Размер не упомнил Гаспаров...
Узнать догадаться о тебе -- Логаэд
Во славном во городе во Рыме -- Тактовик
И всё это по Гаспарову. Где, в первом случае, мы измеряем стих СТОПАМИ, а во втором СЧИТАЕМ БЕЗУДАРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ... Эх... Где б только слуху взятьси... Ну это я к тому... И про себя тожи...
Что ж, продолжим хоть как-то слушать Гаспарова...
ГАСПАРОВ.
Такой вид имели полустихотворные повести ХVIII в., представляющие собой свободные вариации былинных мотивов:
"Во стольнем славнем граде Киеве / говорит князь Владимир Всеславич киевской / своим богатырем Илье Муромцу с товарищи: / Иль то вам не сведомо, богатырем, / что отпущает на меня царь Костянтин из Царя-града / 42 богатырей, / а велит им Киев изгубити?.." ("Сказание о киевских богатырех"; текст записан в строку, стихоразделы предположительны).
Как богатырские повести опираются на традиции былин, так анонимная "Повесть о Горе и Злосчастии" -- на традиции духовных стихов; и народно-песенный размер в её тексте сохранился гораздо лучше:
А`ли тебе мо`лодец, неве`дома
Нагота` и босота` безме`рная,
Легота`-безпрото`рица вели`кая?
На себя` что купи`ть, то прото`риться,
А ты`, удал-мо`лодец, и та`к живёшь.
Да не бью`т, не му`чат наги`х-босых,
И из раю наги`х-босых не вы`гонят,
А с того`-свету сюда` не вы`тепут,
Да никто` к нему` не привя`жется,
А наго`му-босо`му шуми`т разбой...
КОММЕНТАРИИ.
Ох... Как же трудно наверное было бы Гаспарову поставить удар босому в последней строке, если б было бы так:
А нагому-босому В ЛЕСАХ шумит разбой
Но это лирика. А так-то, как я уже и говорил, довольно странная и прямо таки навязчивая идея ставить ТРИ УДАРЕНИЯ на былинный стих. При этом, где трёхударность с трудом получается -- винить переписчиков. Что толку от такой СВОБОДНОЙ ударной системы, если она так жалко напоминает сугубо ЗАТВОРНИЧЕСКУЮ стопическую?
...Стих написан 5-стопным Ямбом? Да ладно! А почему тогда он так загадочно не 5-ти ударен? А потому шо...
Но эта "Повесть..." действительно интереснее некуда! Во-первых, дактилическое окончание прямо таки чудесно сглаживает такой серьёзный Размер, как 3-стопный Анапест...:
На себя что купить то проториться
Хотя конешно тут, слова попадающие под первые два удара так интересно образуют некое своеобразие Фалеха:
На себя что купить...
Ну кто так пишет Анапестом? Плюс, довольно таки ощутимо слово -- ТО, прям ну просящееся на удар:
На себя что купиТЬ ТО ПР...
Вобщем, всё в этом Анапесте указывает на Фалеха:
На себя что купить ВАМ то проториться
Единственно, что в этом убудет, так это то тяготение к удару слова ТО. Плюс, как бы там ни было, а Ан3 посерьёзней Фалеха будет. И это безусловно нужно было к следующей строке:
А ты`, уДАЛ-мо`лодец и та`к живё`шь
Здесь 4 удара и без комментариев.
Как и в 8-й* и 10-й строке:
А с того`-све`ту сюда` не вы`тепут
...
А наго`му-босо`му шуми`т разбо`й
А в девятой всё смахивает на 2 ударения:
Да никто`_к_неМУ_не_привя`жется
*
А с того`-све`ту сюДА_не_вы`тепут
Да никто`_к_неМУ_не_привя`жется
Хм...
Вот таки дела. И, -- только схемки не хватает. Что ж, черчу. По своему. Без метрической и стопной. Только цельная:
1ооо1ооо1оо_____1
оо1ооо1о1оо_____2
оо1оо1ооо1оо_____3
оо1оо1оо1оо_____4
о1оо1ооо1о1_____5
оо1о1оо1о1_____6
оо1оо1ооо1оо_____7
оо11оо1о1оо_____8
оо1оооо1оо_____9
оо1оо1оо1о1_____10
1П3д (Буй-турчик)_____1
Х5д_____2
Фалех. ХД5, д_____3
Ан3д_____4
ЯА5_____5
Сапфо. ХД5, м_____6
Фалех. ХД5, д_____7
ЯЯА4, д_____8
Пкбс.(?) ХД4, д_____9
ХД5м_____10
Размер 10 строк:
3_____1
5_____2
5_____3
3_____4
5_____5
5_____6
5_____7
4_____8
4_____9
5_____10
Итого, 3-х,4-х,5-ти стопный безцезурный Тактовик.
Если что, то это экспериментальное определение.
Свидетельство о публикации №115091509633
не певался ли он волхвами ещё до крещения Руси,
когда вся предыдущая история и культура были уничтожены?
Вопрос имеет и практическое значение.
изучив систему стихосложения древних славян, можно на мой взгляд попытаться приблизиться к пониманию первозданной системы стиха, которая сейчас существует лишь в сильно усечённом виде, впрочем, как и современная наука, медицина и так далее...
Соэль Карцев 24.10.2015 00:43 Заявить о нарушении
И таких как вы, Соэль, если посчитать по городам и весям, можно сосчитать в аккурат со Стихирустию. Да, но, как же до нас дошли все эти народные сказания бывших говорунов? А точнее брехунов или бряхунов. Понятно, почему? Из поколения в поколение, заучивая, переиначивая, где-то превращая в песни, где-то в пословицы и поговорки. А где-то, и записанное.
То есть, источником для начала любой письменности, у любой народности, является фольклор, от которого немало для себя открывали придворные поэты. Но были и другие. Религиозные поэты. Пророки. Или жрецы. И их откровения, песнопения и молитвы. Источник один -- Вдохновение. Или, Бог. И, соответственно, для каждой группы, свой строй письма. Для кого-то:
"Водил садил черёмушку...";
А для кого-то:
"Отче наш..."
Что из этого пришло раньше, сложно сказать, но, то, что источник один -- факт. Для меня по крайней мере.
И, на примере, "Слова..." и на примере стиха былин, мне, не то чтобы так уж и сильно ясно, но ясно:-D одно, -- "Слово..." близко к религиозной Поэзии, тогда как былины -- к народной.
Касательно же, светской Поэзии, то она, мне кажется, ближе к народному стиху, или вылилась из него. Тут же ж как, у каждого князя, царя и прочих сильных мира сего, всегда имелся под рукой один или несколько таких вот бряхунов, -- и можно сказать знавших грамоту. И, можно сказать, имевших возможность заниматься только бряхнёй.:-D И изучать эту бряхню. Причём, конешно же, с возможностью поддержки. Ведь, наверняка, находились те, кому, за не имением Вдохновения, было интересно, собственно, размышлять, -- а можно ли научиться брехать?
Вобщем, как-то так. А. Нет. Вот эти вторые, -- возможно у них с теорией и было всё тип-топ, но по прошествии времени всякое случается. Далеко ходить не надо. Если на Заре нашего стиховедения, стихи ИЗМЕРЯЛИСЬ, то после, об этом забыли.
А вообще. Тут же ж как. Забавная ситуация. Быть поэтом, -- прикасаться к тайне.
Ой, не знаю, Соэль, медицина и другие науки, без реальной практичности -- НЕ НАУКИ. И вообще, есть же такое понимание, как естественные и гуманитарные науки. Теория стихосложения, это, своего рода, если и наука, то относится она к гуманитарным знаниям. И, нужна она, только для тех, кто пишет стихи. И то. А какая от неё польза, остальным людям? Даже если её систематизировать и всё всё всё, -- какая от неё польза людям, Соэль? Или, хотя бы другим отраслям знаний?
Блин, занимаешься этим только потому, что лучше всего это получается. Возможно бы и вперил себе звезду на лоб, если б, не примеры таких вот, вперенных звёзд, не понятно что знающих, но гонору выше крыши.
Вобщем, ладно. Тут же ж как, Соэль, на вашем и любом мониторе миллионны маленьких квадратиков, видите? Раз, так, значит изучать Метрику нужно. А там, посмотрим.
Рихард Мор 2 24.10.2015 20:02 Заявить о нарушении
Когда Мандельштамм пишет в 1933 году "Мы живём под собою не чуя страны"
он уже знает что с ним за это сделает
Но он пишет.
Я понимаю таких один на миллион но и одного достаточно
Соэль Карцев 24.10.2015 23:11 Заявить о нарушении