Каласы под серпом твоим
Дзе па роднай зямлі ні крочыў –
Скрозь – ад Прыпяці да Дзьвіны –
Перш за ўсё мне ласкалі вочы
Жыта, сосны і валуны.
Дзе ў далёкіх маіх вандроўках
Я ні сьніў аб Радзіме сны –
Паўставалі ў іх зноў і зноўку:
Жыта, сосны і валуны.
I па самай высокай мерцы
Мне ўжо ясна, што да труны
Данясу я не шмат у сэрцы:
Жыта, сосны і валуны.
О, сябры! Калі нешта значыць
Мой усім вам паклон зямны –
Хай і цень мой з пагорка бачыць
Жыта, сосны і валуны.
Нил Гилевич (1986)
_____________________________________
Где б по родной земле не шёл я -
Всюду с Припяти до Двины -
От просёлка и до посёлка:
Ржица, сосны и валуны.
Где в далеких моих скитаниях
Я ни видел о Родине сны -
Меня грели своим дыханием:
Ржица, сосны и валуны.
И по самой высокой мере
Мне уже ясно, что до труны*
В сердце я донесу, поверь мне:
Ржицу, сосны и валуны.
О, друзья! Если что-то значит
Мой поклон в день последней весны -
Да не стану вам тенью мрачной:
Ржица, сосны и валуны.
Труна (слав. и др. нем.) - ларь (с пеплом, по славянскому обряду тела кремировались), сундук - домовина, гроб.
Жыта (Жива) - славянская богиня Жизни, плодородия и хлебов.
Обряды подносить гостю каравай, встречать караваем молодых на свадьбе и другие подобные им берут начало в славянской мифологии.
Которая христианством даруется как плоть Христова.
Серп (время сбора урожая) в руках Живы - аналогичен христианскому мифу о жатве.
Сказка про Колос.
В незапамятные времена колосы на жите были не такими коротенькими как сегодня. Тогда зерна на стеблях росли от самой земли до макушки, оттого сеять можно было не так много как нынче - все равно хлеба хватало всем. Однако люди так прогневали Бога своим поведением, что он решил изжить людей, лишив окаянных хлеба.
И повелел Бог житу исчезнуть с лица Земли. Стал Колос уменьшаться прямо на глазах всего живого: стебель оголялся и оголялся, превращаясь в пустую былинку.
Увидели кошки и собаки, что происходит с житом, и стали плакать в голос и просить Бога, одуматься: оставить хоть что-то им на пропитание. И такой плач поднялся по всей Земле, что сжалился Бог над невиноватыми кошками и собаками - остановил снищение жита.
Только с той поры жито не родило больше полный колос - лишь верхушки были усеяны зерном.
И люди всегда должны помнить, что колос оставлен не им, а кошкам и собакам, которые смогли вымолить у Бога пощаду.
Свидетельство о публикации №115091502907