Фигура умолчания
В сентябрьском номере (35 с.г.) «Литературной газеты» попалась на глаза статья двух авторов под названием «Православие, кириллица, и княгиня Анна». Во врезке авторы стараются задать тон, настроить читателя, как музыкант камертоном… С первой строки они упоминают «модный юмор» и скептическое отношение к нему писателя-сатирика Андрея Кнышова, который сказал, что этот юмор «стал каким-то одинаковым… Все шутят нахально, беспардонно…»
Тут же перепрыгивают на «недостоверную» публицистику, взяв определение в кавычки. И далее сообщается, что недавно появилась статья в «Независимой газете» Сергея Макина, с названием, характерным для модного юмора: «Дело Владимира живёт и побеждает».
Это утверждение удивило меня: что в названии смешного? Но авторы спешно переходят к обвинению Сергея Макина: «С помощью целого ряда сомнительных приёмов он пытается вульгаризировать личность крестителя Киевской Руси. Нет смысла цитировать все его мелкие приёмы и укусы, укажем на главное. Чтобы принизить не только святого князя Владимира, но и православную веру, к которой приобщил праведник Русь и русских…».
Подумалось, какие это «мелкие приёмы и укусы» так больно задели за живое, о чём даже упоминать не решаются? Отыскал «крамольную» статью. Привожу начало статьи.
«Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жён и 300 наложниц. Мудр тот был, а в конце концов погиб. Этот же был невежда, а под конец обрёл себе вечное спасение. Велик Господь, и велика крепость его, и разуму его нет конца!» Так писал о князе Владимире летописец Нестор в «Повести временных лет».
Сергей Макин задаётся вопросом: «Как же случилось, что князь Владимир Святославич, «сын греха» и сам великий грешник, стал равноапостольным святым, крестителем Руси? Рождённый от князя Святослава Игоревича и его наложницы Малуши, на христианском Западе он звался бы бастардом и не имел права на престол. Но в языческие времена побочный сын вполне мог стать монархом, надо было только проявить характер.
«Горделивая полоцкая княжна Рогнеда презрительно называла посватавшегося к ней незаконнорождённого жениха «робичичем» - сыном рабыни». Владимир, бывший тогда князем новгородским, взял Полоцк штурмом и изнасиловал не в меру гордую Рогнеду на глазах её родителей, после чего убил отца строптивой княжны. Потом всё же на ней женился. Поруганная девица стала не первой и не последней женой Владимира. Кроме шести жён он имел сотни наложниц.
Рогнеда отказала новгородскому жениху ещё и потому, что хотела выйти за более престижного киевского великого князя Ярополка, старшего сына Святослава, единокровного брата Владимира. Брат пошёл на брата, и младший вызвал старшего на переговоры, во время которых Ярополк был вероломно убит. Его беременную жену Владимир сделал своей наложницей. После своего крещения Владимир Святославич, уже великий князь киевский, сочетался браком с царевной Анной, которую ему представили как сестру византийского императора Василия 11 Болгаробойцы, и отпустил прежних супруг».
Этот отрывок из статьи Сергея Макина, красноречиво характеризующий личность князя Владимира как человека низкого по сути своей, авторы статьи отнесли к категории «мелких приёмов и укусов», не заслуживающих внимания. Мол, для того, чтобы стать святым и равноапостольным, это не помеха. Главное, что он принял на Руси христианство…
Думается, если таков идеал святости, то не слишком ли низкий критерий нравственности Православия, которое позиционирует себя духовным наставником народов?! И явно пренебрегаются заповеди Христовы: "Не убий, не пожелай жены ближнего своего..."
Свидетельство о публикации №115091401301