Голем Виссарионович

"Мы распнём карандаш на листе"
                - В. Маяковский, "Хорошо!"

В Петрозаводске предложили установить памятник Сталину на одной из центральных площадей города.
                - Из новостей.


В чём причины устойчивой популярности образа товарища Сталина у большой части российского общества? За что мы любим сталинский Голем? Причин может быть несколько, я назову одну, на мой взгляд, важнейшую.
Сталин для многих воплотил тоску по справедливости. Не мечту, а именно тоску: нечто животное, толком неоформленное, в силу своей "природности" - неистребимое, как неистребимы страх смерти и воля к жизни. Тоска русского человека по справедливости, справедливости не частной, личной, а непременно всеобщей, по возможности - вселенской, желательно - вечной, навсегда, есть мировоозренческий фактор. Его первоочередную значимость для русских подчёркивал Ф. М. Достоевский. Без этой тоски русский как бы и не русский, а мещанин - немец, человек без языка...
Сталин эту национальную особенность прекрасно понимал. За это и любим. Справедливость по-русски - это не результат общественного договора, он всё-таки подразумевает какие-то исходные условия задачи и правила игры, предполагает общественную дискуссию, учёт расстановки сил в обществе и вне общества, выработку рациональной программы действий, гарантии гражданам, соблюдение прав меньшинств, и т. д., и т. п. Всё это долго, нудно и не по-русски. По-русски - это всё разом, и сейчас. В крайнем случае, с понедельника. И не в отдельно взятой точке ойкумены, а повсеместно. В мировом масштабе.
Справедливость в таком формате не может устанавливаться иначе, как силовым путём. Если "здесь и сейчас", то есть - немедленно, то есть - любой ценой и не считаясь, то это - только силой. Насилие над несогласными - важная часть понимания справедливости "по-сталински". Сталин есть насилие, прежде всего. Созданная им и его приспешниками политическая, экономическая и общественная система базировалась на культе силы, что прикрывалось фиговыми листочками идеологии.
Сила - вот то единственное, что понятно без перевода и рабу, и его господину. Нет такого раба, который не мечтал бы стать господином: "Кто был никем, тот станет всем" - квинтэссенция рабского понимания справедливости. Или, ещё проще, ещё понятнее: навести порядок! Русский человек, в силу особенностей формирования нации, веков ига и холопства в разных формах и изводах, органически способен довольно долгое время покорно и безропотно сносить плевки в рожу с близкого расстояния ("Русские медленно запрягают"), но зато потом поедет так быстро, что и сам не успеет сообразить - куда эта езда может его завести... ("в царство свободы"?).
Другая особенность внедрения справедливости - отчётливо личный характер процесса. Это не обязательно Сталин. Это идеал так действует на человека. Высокая цель освобождает от необходимости смотреть под ноги: дави... Борьба за идеал с необходимостью принимает приземлённые, почти бытовые формы, выражается в мести и сведении счётов с врагами, а также в материальных приобретениях ("Грабь награбленное!"). И даже если Осип, кроме возможности безнаказанно валяться на барской постели, не запрашивает ничего большего, то осипы (иваны) новых поколений не постесняются реализовать тоску по справедливости уже совершенно уголовными методами. Риторика при этом остаётся "глиняная", как и породивший её субстрат.
Сочетание идеальных, "глиняных" ног и вполне материальной, алчущей туши - это и есть сталинский голем. Он удовлетворяет, как стремлению одной (меньшей) части граждан получить пулю в голову, в ходе революционных войн, или пост фактум - в контрреволюционных разборках, так и тяге других (куда более многочисленных) к получению материальных благ не работая (триста лет над газоном), а - сразу, мигом, по щучьему веленью, "с Лениным в башке и с наганом в руке". Вот этот наган - и есть Сталин как визуализация тоски. Вот этот голем и есть сталинизм. Живучий монстр люмпенской справедливости "для всех", "мира во всём мире", "всеобщего..." и "равного..." - и босяцкой тяги к смерти. Дайте Челкашу наган.
Да, в действительности всё многосложнее. Да, Верховный главнокомандующий, победа в войне. Да, каналы текли, куда надо. И цены снижали каждый год. Вы спросите человека старшего поколения, и он вам скажет без запинки: зато при Сталине цены снижали. А в лагере, так и вообще бесплатно кормили. Поработал денёк на свежем воздухе ("на карьере ли, в топи ли"), потом покушал баланды - и до утра свободен! Чистое здоровье. "Где так вольно дышит человек"?
При Сталине был порядок.  Да, для "винтика". Для распятого карандаша.


9 сентября 2015 г.


Рецензии
А кому ещё ставить памятники?! Не Сердюкову же и не его высоким покровителям!

Макс-Железный   14.09.2015 00:27     Заявить о нарушении
Будь моя воля, поставил бы памятник строителям города Петрозаводска. А то везде маршалы. А войны выигрывают рядовые.

Андрей Тюков   14.09.2015 15:09   Заявить о нарушении