Главная тайна анасамбля The Beatles Битлз

 1. ПЛЕНЯЮЩИЕ ПЕСНИ БИТЛЗ

The Beаtles-это эпоха. Это революция, вырвавшаяся за пределы рамок популярной музыки. Легендарная ливерпульская четверка положила начало всей последующей эпохе рок-музыки, популярности рок-н-ролла, самому феномену британской рок, поп-музыки, захватившей мир. Битлз - это навсегда! Многие из нас прошли через свою личную битломанию, причем и те, кто родился уже после распада группы. И даже сегодняшние тинейджеры пройти мимо феномена Битлз не могут.
 
...Меня давно занимал вопрос:как парни из Ливерпуля середины 20 века, не имевшие в своем распоряжении технических средств, вроде компьютера для сочинения музыки; а равно не имевшие возможностей обращаться к специалистам за помощью; игравшие в злачных местах Ливерпуля, затем немецкого Гамбурга; все четверо, а ранее пятеро-без муз. образования, и среднее образование также оставлявшее желать лучшего(кроме Пола, возможно)- сумели сотворить гениальную музыку, покорившую мир?! Какое чудо свело четверых парней, все равно гениально одаренных? Как Джон Леннон, этот бастард, бунтарь, неотесанный длинноволосый художник(он и учился живописи) за своими нескончаемыми эскападами-пьяными драками, дебошами-находил возможности для сочинения изумительных композиций, хотя я ни минуты не ставлю под сомнение его одаренности. Приходит на ум сравнение с Сергеем Есениным.

Пол Маккартни напротив воспитанный юноша из британской семьи, хорошо учился, отличался тонкостью чувств и манер-и все это вполне сочетается с его лирическими композициями-Michel, Yesterdey и др. Маккартни лиричен-Леннон бунтарски-экспрессивен. Возможно хорошее сравнение:Пол Маккартни-тонкий лирик Есенин, Джон Леннон-футурист и революционер Маяковский. У каждого из этих двух солистов, составивших неповторимый стиль The Beatles-свой узнаваемый почерк, духовная печать. Потом я вернусь к этому аргументу в защиту авторской аутентичности песен Леннона, Маккартни. Но все не так однозначно, поэтому не торопясь продолжим осмысление.

А пока дайте придти в себя от того, что довелось прочесть у одного известного автора-конспиролога, позиционирующего себя ветераном разведки британских спецслужб, автором конспирологической книги "Комитет 300", в котором он утверждает, что "все песни Битлз, и слова и музыку, написал...композитор и музыковед Тео Адорно"!..

Да вы шутите! Я читала сочинения Адорно в области социологии музыки-это  очень академичные труды, дочитать которые можно только с сильной мотивацией. Как это совместимо с задорными, юношески-бурлескными песнями знаменитой молодежной группы-это невозможно! Это абсурд.

Но не будем спешить с категоричными выводами. Обратите внимание на то, специалистом в какой отрасли музыкознания был Адорно:СОЦИОЛОГИЯ музыки.
И оказывается, что если проект The Beatles грандиозная мистификация-то не лишенная своего особого смысла.

  Продолжение следует

2. ТАЙНА ПЯТОГО ЧЛЕНА ГРУППЫ  THE BEATLES


Вы верно расставили все точки над I:они гении, но не творили в вакууме-творческом и рекламном. Но остается тайна воздействия The Bitles, едва ли все сводится к рекламной кампании. Утверждение, что Битлз наркотизировали молодежь и тем отвлекли от социального протеста-возможно, отчасти верно, но таков был вообще тренд эпохи. Ведь и сами битлы активно участвовали в протестном движении, например, известно, что Джон Леннон вернул орден Британской империи, которой были награждены члены Битлз королевой-в знак протеста. И энергичные песни Битлз вряд ли способны ввергнуть в транс. Адорно и др., если способствовали чему-то подобному, то рекомендациями о более выраженном воздействии через нововведения, точнее, возврат к хорошо забытом старому:к старинным ладам, к переходу в целотонному ряду, заставляющему испытывать слушателей "инфернальные" состояния. В классической европейской музыке этот прием использовался только как изобразительное средство, например, в знаменитом начале Пятой симфонии Бетховена, эти четыре ноты та-та-та-таааа!, которые широко используются в самых разных контекстах, чаще как ироническом, как "очень страшно!". Теодор Адорно был приверженец футуристических направлений в "Новой музыке", таких как додекафония Шенберга и т.д.
Роль ритма становится главенствующей, здесь возврат к древним мистериям.

И все же песни Битлз, с их энергетикой, с песнями вполне программными, содержательными-это бесконечно далеко от того, что называется психоделический транс, пситранс, в котором уже нет ни мелодики, или она занимает очень ограниченное положение по отношению к тотальному ритму, ни стихов, ни песен, один сплошной электронный ритм. Характерно использование традиционной индийской музыки(гоа-транс)в преобразованном виде, но с сверхзадачей:вводить толпу в состояние полной отрешенности, растворять их умы в трансе. На Западе это самая тренжовая поп-музыка для дискотек.

Зера Черкесова Новеллы   21.09.2015 09:05   Заявить о нарушении / Удалить
трендовая(опч), модная

Зера Черкесова Новеллы   21.09.2015 09:07   Заявить о нарушении / Удалить
 Вы, верно, имели в виду синкопы. Основа джаза-синкопированные ритмы. Так что в поп-музыку они перекочевали из раннего джаза. Конечно, есть генетическая связь всей западной поп-рок-музыки с черным джазом. Кстати, возможная причина непопулярности джаза у нас и вторичности нашей рок-музыки-в том, что джаз у нас это нечто иностранное, не вышедшее из нашего социокультурного контекста и таким образом не связанное с культурными кодами.
Битлз и др.-во многом сотворенный феномен. Он сыграли огромную роль в создании привлекательного имиджа Запада.

Зера Черкесова Новеллы   21.09.2015 09:21   Заявить о нарушении / Удалить
А также роль в всемирном распространении английского языка и таким образом в доминировании англосаксонской цивилизации.
Ну и для расширения темы новаторского стиля Битлз:они едва не первыми в поп-музыке широко использовали также МОДУЛЯЦИИ, то есть переходы в ходе песни-в другую тональность, особенно в песнях Джона Леннона. Это создает дополнительную нагрузку на психику, подчиняет ее внимание, поглощает его. Модуляции есть и в классике, но не столь широко, зато они стали основой Новой музыки Шенберга, Адорно и т.д. Вот откуда все это-но в пределах, необходимых и достаточных для восприятия молодежной толпы. Никак не в элитарных. Конечно, толпа такие тонкости не знает, влияние безотчетно. И конечно, сам Леннон или другие битлы не догадались бы до стольких тонкостей воздействия, поэтому феномен Битлз в музыковедчческом и социальном плане гораздо сложнее того, что мы думали.

Зера Черкесова Новеллы   21.09.2015 09:30   

Еще раз спасибо, заглядывайте, пишите.

Зера Черкесова Новеллы   21.09.2015 09:30   Заявить о нарушении / Удалить
Но еще раз подчеркну:я не сомневаюсь в авторстве песен Битлз, они принадлежат самим битлам. Их изобретение:бит, как основа новой поп-музыки и мн. др. Если и было указанное выше влияние, то именно как влияние, ибо ни один талантливый и тем более гениальный художник/группа не творят в пустоте, не имея ни предшественников, ни вдохновляющих образцов, ни новых идей, самостоятельных и усвоенных от теоретиков, других художников, способных увлечь публику. Битлз можно считать течением, направлением в эволюции музыки.
Барокко, Венские классики, нововенцы, веризм, Могучая Кучка, музыкальный импрессионизм и т.д., и т.п. Именно так, я полагаю, нужно понимать феномен Битлз-как основоположников музыкального стиля эпохи.

Ну вот и дописалась статья. Не сердитесь за пространность?

Зера Черкесова Новеллы   21.09.2015 09:40   


13.09.2015 07:07


https://zera-cherkesov.livejournal.com/131383.html


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.