Цикл Madonna Inferno
1. ЦИРЦЕЯ
Напоследок истративши духа гроши,
Мать моя передать мне сумела
Только пористый камень – на месте души,
Да преступно роскошное тело.
Моя сила меня «на панель» привела.
Сутенёр же, по-своему чуток,
Измельчал меня в семя, покуда – взошла
Старшиной низовых проституток.
Я питалась жестокостью: ела, пила –
Из жестокого кубка – её же.
И жестокой крови соляная смола
Застывала под пористой кожей.
… Та девчонка – какой её ветер занёс
В нашу «точку» заезженной трассы? –
Почему-то не слышала наших угроз.
И набросила жребий, как лассо.
Сутенёр и охранник её наказать
Поспешили – схватили, раздели
И оставили голой во льду замерзать.
А иначе нельзя в нашем деле.
Было следствие… В общем, она умерла.
И в процессе судебного стёба
Оказалось – судьба и детей подвела.
Те – от голода умерли, оба.
И на том, самом страшном на свете суде,
Под стенания матери… знаешь,
Я впервые открыла, что правда – везде,
Если сам ты её защищаешь.
2. КОЛЫБЕЛЬНАЯ
…не плакать, не смеяться, но – понимать.
Спиноза
Баюшки-баю, сердечко моё, баю-баюшки.
Шоу реальности: маленькой девочки зверская смерть.
Внучки кончина – реклама для бизнеса бабушки.
Рейтинг беззубой и спившейся женщины – вверх, –
так называемой матери … лунные кратеры
были бы ближе для дочки… О чём говорить?!
Обод абсурда по лугу трагедии катится.
Видно, придётся ей новую внучку купить,
матери – новую куклу. Усни, моё дитятко.
Станут смешарики сон твой, смеясь, охранять.
Чтобы жестокость чужого безволия вытерпеть,
нужно смеяться, и – плакать. И – всё понимать.
3. СЮЖЕТ
Мать моя домогалась любви
И, ночуя в случайных постелях,
Запирала нас с братом на ключ.
Мой безвольный отец проявил
Постоянство – напившись, он еле
Влёкся к дому, жесток и ползуч.
Лишь прабабушкину доброту
Я запомнила - нежно и робко
Разделяла она невзначай
Мои горести, – в скудном быту,
Руководствуясь мудрой сноровкой,
Отменяла глухую печаль.
А её энергичная дочь,
Добывая досадные блага,
От которых на сердце саднит,
Ибо – их приспособить невмочь
Ни к надежде, ни к пьяному шагу, –
Воплощала семейный магнит.
Я влетела в нечаянный брак
Как в иллюзию сладостной сети,
Где паук и любовник – одно.
Только муж оказался … чудак.
Вместо ласки – чугунные плети
Да чеченской войнушки окно.
Если бросить на чашу весов
Одиночество, страх, безнадёжность,
Дочку, сына и волю к любви,
Не осмелится даже Иов
Окунутся в угрюмую сложность
Роковой постсоветской la vie.
Я теряла любовникам счёт.
А детей обожала безумно,
Каждый шаг – выверяла сама…
И привыкла, что муж – идиот,
Что отец напивается шумно…
Безысходность сводила с ума…
Как я вышла из мира теней?
Как достоинство я обретала
В той борьбе между злом и собой?
Я тогда познакомилась с Ней.
И так долго Её узнавала…
А её так и звали. Любовь.
Свидетельство о публикации №115091208988
Все дальнейшее не критика - просто мысли вслух.
Греческая трагедия. Трагедия вообще несет в себе зерно неизбежности. Зерно того, что называют судьбой. Трагедия сваливается на героя и он не имеет выбора. Он либо должен погибнут, как ничтожество, либо подняться до уровня свершаемого над ним судьбой, богами, жизнью и погибнуть как герой. Трагедия первична - ее герой вторичен. Но главное в трагедии у героя нет выбора - он полностью подчинен своей внутренней сути и до конца играет свою единственно возможную роль. Он в ней воплощен до конца.
Оттело: Яго - не может не предать Оттело, Оттело не может очнуться, Дездемона не может, даже в страшном сне, предположить, что ее могут приревновать и, что ревность и любовь не совместимы, ревность разрушает - Оттело - но он не может остановить это разрушение. В трагедии идея героя сильнее героя и, я повторяясь, у него нет выхода.
Зачем все это длинное предисловие - повторение известных, ну если не истин, то представлений. Просто чтобы усилить - Трагедия и Рынок не совместимы. Рынок это всегда выбор. В первой древнейшей профессии, очень важно слово профессия именно оно говорит о рынке, может возникнуть трагедия - женщина следует своей любви и оказывается во власти сутенера - и судьба ее трагична. Во всех остальных случаях... - это драма, но не трагедия.
Вопрос, на который я не смог ответить, трагичны ли Ваши героини? В чем вообще трагедия в сегодняшнем мире рынка? Рынок по определению предоставляет нам выбор и любой его участник заранее знает об этом выборе. А раз так то он выбирает. И, даже если он очевидно делает "вынужденный" выбор: не жить в нищете, иметь то, что всем доступно - и это выбор привел к смерти, драме, разрушение личности, наркотиками, пьянству - но это был выбор - не Трагедия.
Пугает то что такой выбор все чаще становится нормой. Когда то, еще не так давно - "выбирали" Трагедию.
Еще раз это ни в коем случае не критика - мысли вслух.
Саша Казаков 24.01.2016 21:11 Заявить о нарушении
С трактовкой сути трагедии как идеи и жанра - согласна абсолютно. И с тем, что трагедия и рынок несовместимы. А по поводу идеи цикла... первая и третья героини пытаются разрушить то, что мнят судьбой: обстоятельства, семейные "ценности", социальные стереотипы. То есть это, наверное, трагифарс с двумя разнонаправленными возможностями: в жизнь или в смерть. Трагифарс - это и есть Трагедия как подсознательный выбор.
Наталья Троянцева 24.01.2016 20:26 Заявить о нарушении