Наставление деве по притче о Марфе и Марии

1.

Когда  Слово  Божье  коснется  твоей  души  -  отбрось  суету,  успокойся,
созерцай,  внимай  и  слушай.   Позже  вернешься  к  своим  делам...

2.

«…Вот  смотри:  плодятся  марфы, 
размножаются  без  края,
а  марий  на  свете  меньше, 
им невыгодно  здесь жить.

Каждый  день  идет  Христос, 
этот  мир  не  узнавая,
но  с  надеждою  на  чудо  -  веру  в  людях  пробудить.

А  мария  так  наивна, 
в  небесах  всё  строит  замки,
так  доверчива,  учтива,  простодушна  и  глупа…
Глянь-ка   на  её  сестрицу: 
в  той  практичность  жадной  самки,
хоть  одна  ведёт  хозяйство,  но  легка  её  тропа,
потому  что  всё  понятно. 

Проведя  свои  расчеты,
суетятся  и  хлопочут  марфы  в  ритме  наших  дней,
созерцать  не  в  их  привычке, 
дома  женские  заботы.

А  мария  наблюдает,
благодать  всегда  при  ней,
но  мужчина  недоволен.

Нежным  быть,  когда  взалкаешь,
невозможно,
ищешь  марфу,  помещаешься  в  неё…

Дни  идут,
набит  желудок, 
ты  с  тоскою  наблюдаешь,
что  с  послушною   марией  интересней  бытиё.

Совесть – лучшее  лекарство 
как  душе,  так  и  утробе.
Без  любви  вся  жизнь  напрасна,  как  без  запаха  цветы.

Равны  марфа  и  мария,  сочетай  в  себе  их  обе.
Счастье  женское  непрочно,
это  знай  и  помни  ты…»

               
                2015  г


Рецензии
Пояснения по притче о Марфе и Марии.

"Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Сегодня за чтением Евангелия мы слышали 54 зачало Евангелия от Луки, оно читается на всех богослужениях в честь Богородицы. Вот как оно звучит на русском языке:
"В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его".
Как странно, что большая часть этого чтения не относится к Приснодеве напрямую, мы читаем о Марфе и Марии, родных сестрах, женах-мироносицах. Казалось бы – абсурд, но в этом бытийном сюжете выражается сакральный смысл – Марфа и Мария – как эмблема Богоматери – сочетание деятельного и созерцательного пути в жизни христианина, когда Мария первенствует, а Марфа не отвергается, как поется в акафисте Марфе и Марии: «Господь и Учитель наш и службы Марфы трудолюбивыя не отверже, и Мариино седение у ног Его попремногу ублажи».
Если мы начнем размышлять над тем, что ответил Иисус, то ничего вразумительного не скажем, ответ Спасителя непонятен и туманен. И так всегда – если читать Библию «по диагонали» - мы поймем некие общие мысли, некий общий вывод, поймем поверхностно, но если мы, к примеру, заострим свое внимание хотя бы на эти пять стихов про Марфу и Марию, то нам придется изучить несколько текстологических и исторических исследований, к примеру, библеист Евгений Верещагин в книге "Современная библеистика в общедоступном изложении посвятил этому перикопу" (что значит сюжетно смысловой отрывок текста) свыше 250 страниц. Кратко изложим его выводы.
Мы читаем – «Мария села у ног Иисуса и слушала слово Его». По контексту получается, что Мария находилась в одном помещении с большим количеством мужчин и сидела в ногах Иисуса и слушала Его проповедь. Для нас ничего необычного, но если бы это увидел палестинец первого века, он был бы в ярости. Тут несколько моментов. Во-первых, женщина по иудейским правилам не может находиться в обществе мужчин. Во-вторых, по галахическому правилу (Галаха - традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев) женщина не может обучаться Торе как Письменной так и Устной, это даже запрещено. К примеру, талмудист рав Элиэзер писал: «Пусть сгорят слова Торы, но их нельзя передавать женщинам». В-третьих, Мария мало того, что слушала проповедь, так еще и сидела в ногах! В ногах может сидеть только самый любимый ученик! Получается Мария не только в обществе мужчин, не только слушает проповедь, но еще и любимая ученица! Любой фарисей сошел бы с ума.
Естественно «неподобающее» поведение Марии Марфа заметила и, как законопослушная иудейка, попыталась «спасти» свою сестру под предлогом помощи на кухне. По этой причине Марфу осуждать нельзя, она так поступила из лучших побуждений.
Иисус ответил ей: «ты заботишься и суетишься о многом» - слово «суета» имеет негативную окраску в нашем языке, на самом деле Спаситель одобрительно отнесся к действиям Марфы: «печешися и молвиши о мнозе», что Марфа трудолюбива и о многом заботится.
Здесь снова нужно сделать уточнение, Иисус воспринимался внешне как путешествующий проповедник, равви. Он автоматически считался почетным гостем, а по иудейским правилам ради почетных и уважаемых гостей надо готовить много яств, много угощений, много блюд – словом, закатывать пир. Богобоязненную и гостеприимную Марфу Господь похвалил, но сказал: «а одно только нужно». Нам не очень понятно о чем «одном» говорит Иисус Христос. Василий Великий, богослов и знаток греческого языка так перефразировал слова Господа: «Для чего, Марфа, ты заботишься и печешься о многом, беспокоишься? Мы имеем нужду в том только, чтоб сколько-нибудь поесть, а не в разнообразии яств», тем самым одно – это одно блюдо. Так что Иисус дал понять Марфе, чтобы она не переживала и принесла простой еды. А про Марию сказал: «Мария же избрала благую часть» благая часть – это привилегированное место в ногах Учителя. «которая не отнимется у неё» - значит, что никуда Иисус Марию не отпустит, что она имеет право находиться там, где находиться. Соответственно, Иисус прямо говорит, что женщина должна наравне с мужчинами слушать Слово Божие, изучать Слово Божие, это революционный шаг для того времени. Равноправие в вопросе религиозного образования.
Также «благая часть, которая не отнимется» имеет сакральный смысл: что за изучение, чтение, слушание Слова Божия, за размышления над Словом Божиим и, естественно, за жизнь по Слову Божию, человек удостаивается обетования жизни вечной.
Всего лишь 5 стихов, изначально казавшиеся скучными, неинтересными, потому что непонятны, но стоило только немного прибегнуть к текстологии, критике текста, к библеистики, и они раскрылись перед нами, заиграли красками, оказывается, что внешне невзрачный камень содержит в себе драгоценные камни. Сделав такой анализ, можем ли мы поставить точку? Нет, это только первый шаг по пути изучения Библии. В конце хотелось бы прочитать одно изречение Григория Богослова про Писание: «Мы, тщательно извлекающие духовный смысл из каждой черты и буквы Писания, нимало не согласны думать (сие было бы и несправедливо), чтобы и самые мало значительные деяния без какой-либо цели были и писателями подробно описаны, и до сего времени сохранены на память. Напротив того, цель их — служить памятниками и уроками, как судить в подобных, если встретятся, обстоятельствах, чтобы мы, следуя сим примерам, как некоторым правилам и предначертанным образцам, могли одного избегать, а другое избирать».
Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Алексей Савернов   05.12.2017 08:59     Заявить о нарушении
Алексей! Сердечно благодарю за стих и за глубокие духовные назидания. До сего момента я понимала слова Христа: "Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно". Я думала "а одно только нужно" - это благая часть, которая у Марии не отнимется, т.е. познавать волю Господа и исполнять, дабы обрести жизнь вечную. А пища, она ведь нас к Богу не приближает. Благодарю за столь чудное пояснение.
С уважением...

Чуприкова Елена   04.01.2018 10:52   Заявить о нарушении