Подвиг художника
П о д в и г х у д о ж н и к а
(А.А. Иванов «Явление Христа народу»)
Он мог академиком стать, к примеру...
Профессором – так это на все сто...
Но выбрал он не место и карьеру,
А нищету и счастья ремесло.
* * *
Тому лет тридцать... Светопредставленье.
За окнами промозглый, нудный дождик.
В камине пламя жгло сосны поленья...
Пред ректором стоял студент-художник.
Отец- профессор очень волновался:
Ребром поставлен перед ним вопрос –
Отличник-сын внезапно взбунтовался
И получал заслуженный разнос.
Был ректор зол:«Мне отвечай, каналья,
Иосифу ты в жест вложил протест!
Ведь, знаешь, что такое аномалия,
И что для нас декабрьский манифест!
Египетская казнь, ну не намёк ли?!»
«Да, вашество, вот именно намёк!
Не от намёка ли подмышки взмокли?
И разгорелся страха огонёк?!
И не стучите грозно кулаками!
Свободный я художник, а не раб!
Да, легче управлять Вам дураками.
А я не умещаюсь в ваш масштаб!»
* * *
Промчались годы...Два десятилетья
Подвижничества, счастья, нищеты,
Высокой веры, вплоть до боголепья,
Разочарований в Боге и тщеты.
Ну, как ему изобразить евреев,
Как подступиться к набожным старцам,
Чтоб веры не нарушив иудеев,
Открыть затворы к запертым сердцам.
Христос для них – позорное явленье.
А сторож синагоги очень строг...
Но и ему явилось вдруг прозренье
И чужака пустил он на порог.
Художник боль еврейского народа
Признал своей и хочет обнажить
И ради этого здесь в муках год от года
Он продолжает бедствовать и жить.
И грех на душу сторож синагоги
Берёт во имя будущих времён.
Он верит, что порой прощают боги
Того, кто честно в свой народ влюблён.
И в угол, отделённый занавеской
Художника определил Иегуда,
Откуда убедительно и веско
Годами тот писал свои этюды....
* * *
С годами прозревал и Иванов...
Нет, главный не пророк Иоанн Предтеча,
Не книжники его желают слов,
А главный – раб! С душой ему навстречу.
Ну, кто ещё на водах Иордана
Так жаждет своего освобожденья,
Ждёт истины пророка Иоанна,
Всю жизнь неся оковы принужденья.
Да, годы с нами делают своё...
Не стал и наш художник исключеньем.
И он сменил посевы на жнивьё,
И он сменил своё мировоззренье.
Утратил веру, перестал писать...
Кумиром Гарибальди стал – не Бог...
И мы творца не вправе осуждать –
Не знаем часто мы, где наш порог...
Знать встретила художника прохладой.
Утратив веру и учеников
Он с Гарибальди встал на баррикаду,
Отринув тяжесть золотых оков.
Последний государевый привет
Курьер придворный вёз ему в столицу:
За двадцать лет издевкой был пакет –
Пятнадцать тысяч, ленту, крест в петлицу*
К нему пришла награда после смерти –
(Царь выжидал) на следующий день.
На сургучом заклееном конверте
Двуглавого орла немая тень.
--------------------------
*) Пакет с наградой был доставлен после смерти художника.
Пятнадцать тысяч за такую картину и сотни эскизов, каждый из
которых был самостоятельным произведением искусства – это
была унизительная плата, издевка. За бездарный портрет санов-
ной особы Государь рядовому художнику заплатил 50 тыс. золо-
тых рублей.
Свидетельство о публикации №115091101669
С благодарностью и теплом к тебе,
Юрий Тригубенко 15.09.2015 09:19 Заявить о нарушении