Подвиг художника

               

      П о д в и г   х у д  о ж н и к а


(А.А. Иванов  «Явление  Христа  народу»)



Он мог академиком стать, к примеру...
Профессором – так это на все сто...
Но выбрал он не место и карьеру,
А нищету и счастья  ремесло.

                *     *     *
Тому лет тридцать... Светопредставленье.
За окнами промозглый, нудный дождик.
В камине пламя жгло сосны поленья...
Пред ректором стоял студент-художник.

Отец- профессор очень волновался:
Ребром поставлен перед ним вопрос –
Отличник-сын внезапно взбунтовался
И получал заслуженный разнос.

Был ректор зол:«Мне отвечай, каналья,
Иосифу ты в жест вложил протест!
Ведь, знаешь, что такое аномалия,
И что для нас декабрьский манифест!

Египетская казнь, ну не намёк ли?!»
«Да, вашество, вот именно намёк!
Не от намёка ли подмышки взмокли?
И разгорелся страха огонёк?!

И не стучите грозно кулаками!
Свободный я художник, а не раб!
Да, легче управлять Вам дураками.
А я не умещаюсь в ваш  масштаб!»

                *      *      *

Промчались годы...Два десятилетья
Подвижничества, счастья, нищеты,
Высокой веры, вплоть до боголепья,
Разочарований в Боге и тщеты.

Ну, как ему изобразить евреев,
Как подступиться к набожным старцам,
Чтоб веры не нарушив иудеев,
Открыть затворы к запертым сердцам.

Христос для них – позорное явленье.
А сторож синагоги очень строг...
Но и ему явилось вдруг прозренье
И чужака пустил он на порог.

Художник боль еврейского народа
Признал своей и хочет обнажить
И ради этого здесь в муках год от года
Он продолжает бедствовать и жить.

И грех на душу сторож синагоги
Берёт во имя будущих времён.
Он верит, что порой прощают боги
Того, кто честно в свой народ влюблён.

И в угол, отделённый занавеской
Художника определил Иегуда,
Откуда убедительно и веско
Годами тот писал свои этюды....

                *      *      *

С годами прозревал и Иванов...
Нет, главный не пророк Иоанн Предтеча,
Не книжники его желают слов,
А главный – раб! С душой ему навстречу.

Ну, кто ещё на водах Иордана
Так жаждет своего освобожденья,
Ждёт истины пророка Иоанна,
Всю жизнь неся оковы принужденья.

Да, годы с нами делают своё...
Не стал и наш  художник исключеньем.
И он сменил посевы на жнивьё,
И он сменил своё мировоззренье.

Утратил веру, перестал писать...
Кумиром Гарибальди стал – не Бог...
И мы творца не вправе осуждать –
Не знаем часто мы, где наш порог...

Знать встретила художника прохладой.
Утратив веру и учеников
Он с Гарибальди встал на баррикаду,
Отринув тяжесть золотых оков.

Последний государевый привет
Курьер придворный вёз ему в столицу:
За двадцать лет издевкой был пакет –
Пятнадцать тысяч, ленту, крест в петлицу*

К нему пришла награда после смерти –
(Царь выжидал) на следующий день.
На сургучом заклееном конверте
Двуглавого орла немая тень.


--------------------------
*)   Пакет с наградой был доставлен после смерти художника.
       Пятнадцать тысяч за такую картину и сотни эскизов, каждый из
       которых был самостоятельным произведением искусства – это
       была унизительная плата, издевка. За бездарный портрет  санов-
       ной особы Государь рядовому художнику заплатил  50 тыс. золо-
       тых рублей.             


Рецензии
Замечательное произведение ты написал, Борис! О великом Иванове и его великом полотне. И тема сама по себе прекрасная. И может быть началом целого цикла стихов о великих художниках. Не говорю уже, насколько поучительно для молодых и не только людей, далеких от искусства.
С благодарностью и теплом к тебе,

Юрий Тригубенко   15.09.2015 09:19     Заявить о нарушении