Офелия
Ах, мне бы плыть и плыть.
Венок с моей головки
Вода не в силах смыть.
Ах, мне бы позабыть о том,
Как смерть с собой принёс ты в дом.
И как, с неведеньем слепца,
Дела довел ты до конца.
Теперь ты счастлив ли, мой друг?
Ты мёртв, и я в воде плыву.
Свидетельство о публикации №115091001648
И эта картина ломает стереотипы и заставляет вдруг задуматься и переосмыслить образ «просвещенного гуманиста», сложившийся под слиянием критиков и исследователей творчества Шекспира. Гамлет у нас не просто считается философом и просвещенным гуманистом. Он даже где-то ассоциируется с Юрием Деточкиным – добрейшей души человеком, советским Дон-Кихотом. И, безусловно, является положительным героем.
Но посмотрим на результат его деятельности: мертва любимая, мертва мать, мертв сам. У любимой уничтожена вся семья, в королевстве прервалась правящая династия, что для знатного человека той эпохи стояло, наверное, на первом месте и сулило новые реки крови. Ну, правда, отмщение состоялось. Но для положительного героя итог какой-то странный, какой-то неубедительный. Страшненькая личность вырисовывается, что-то вроде французского просветителя или отечественного пламенного революционера. И закрадывается крамольная мысль: а может, не стоит относиться к Шекспиру, как к «брату нашему меньшОму» и надо признать, что отличал его не только незаурядный талант, но и такой же интеллект? И видел он прекрасно (в отличие от критиков), что такой вот философ, при всей его кажущейся симпатичности, гораздо страшнее закоренелого негодяя? И хотел предостеречь зрителей, напомнив им, какая дорога вымощена благими намерениями? А чтобы зрителей сильнее проняло, в финале уложил на сцену четыре трупа.
Вот уж действительно: «Теперь ты счастлив ли, мой друг?»
Михаил Бердичевский 14.06.2016 21:33 Заявить о нарушении