Эссе. Очерки. Стихи в прозе. Книга о былом - 2

Цели в ЖИЗНИ? Оппа!
Нам подбрасывают так часто крапленые карты и говорят - Ваш ход!
А на руках одни шестерки и ни одного козыря.
Действуй! По маленькой! Ставочка то всего навсего... молодость и талант.

Цели в жизни? Выбирай! Сверчок - шесток. Принцесса - принц. Талант - на выбор...
хочешь как М.Цветаева или А.Пугачева. Хочу!Хочу!
Дурачок! - История не грампластинка - НИЧЕГО не повторяется.

Только САМ или САМА!


1.Сама! Сама!
2.Владимир Высоцкий. Время. Встречи. Впечатления
3.Б.Пастернаку. Мой дом всегда тебе открыт
4.Б. Пастернак, Вл. Высоцкий и др. На острие стрелы
5.Ты... на виду, а значит под прицелом
6.Эмили Дикинсон и Иоганн Себастьян Бах
7.Восхождение парусов... Цикл Русь Великая



1.Сама! Сама!

Пять копеек экономии...

С этой бабушкой встречаюсь в магазине.
Очень дальнем... пересадки три.
Ноги - руки в кровь давно сотри.
Тянут руки сумки ... на резине.

Но картошка здесь не сорок, а 13.
И арбуз не двадцать, а все семь.
Ведь на пенсию живет одна совсем.
Не пристало в старость побираться.

Да, конечно, с высшим. Даже целых два.
МГУ и Менделавочку кончала.
Химии тогда нам было мало.
Мама была против. Но прорвалась ты едва.

Конкурс триста человек на место.
Специальность - вредность хуже нет.
Вот такой у юности был очевидный бред.
Зато в сорок пять на пенсию, как в тесто.

В тесто виноградинкой вошла.
Забродила. Скисла. Не взошла.
Юность если б Ты смогла вернуть.
В реку жизни дважды не нырнуть...


© Copyright: Юрий Кутенин, 2014
Свидетельство о публикации №114080702465


2.Владимир Высоцкий. Время. Встречи. Впечатления

    В семидесятых годах я неоднократно встречался с Владимиром Семеновичем Высоцким.
Как опытный турист и альпинист, в те годы я знал почти все его песни и распевал их и за костром и на вершинах " покоренных" гор. Мне всегда "нравился" этот штамп "покорить гору, взять вершину", что напоминало по бессмысленности "освоение целинных и залежных земель". А на самом деле четверо невполне нормальных людей ( умный в гору не пойдет ) ценой предельного напряжения физических и моральных сил добирались до вершины, доставали вконец обмороженными пальцами фотоаппарат и фотографировали на почти засвеченную от высотной горной радиации пленку свой силует на фоне облаков и камней. Потом начинался спуск, метров через триста вспоминали, что так и не записались на вершине. И снова поднимались на вершину. Доставали из консервной банки, спрятанной под камнями, записку с фамилиями предшествующих покорителей, оставляли свою записку и ... снова начинали спуск.
   Семидесятые годы было время противоположностей. Время личного героизма очень многих и засилия штампов в головах чиновников. Именно живые слова и родниковая чистота поэзии Высоцкого и покоряла сначала тысячи, а затем миллионы его почитателей. В стране, в которой все были научены повторять штампы до запятых ... возможность просто говорить и думать вызывала Шок и Оторопь. Сразу же выскакивал новый штамп - Высоцкий - антисоветчик.
Почему? Человек, прославляющий наших героев летчиков, подводников, спортсменов - антисоветчик. Но в чем была сила Штампа - он не обсуждается. И даже отец Владимира Высоцкого повторял, как робот,  "Мой сын - антисоветчик". От такой неправды - запьешь. Полстраны и пила от атмосферы засилия лжи и несправедливости. Высоцкий не стал исключением.
   О встречах. Встреч с глазу на глаз не было. Были встречи на концертах, на халтурках в высоконаучных кругах ( причем списки участников регулярно подавались наверх),в театре.
Вопросы, которые ему задавали после напряженнейших выступлений (а он брал аудиторию с первого аккорда и не отпускал три часа) сводились к тому: как ему хватает сил, вот так работать, правда ли, что он был ... летчик, подводник, разведчик, альпинист... что он думает: о покорении космоса, о Гагарине, о инопланетном разуме, о снежном человеке, о шахматах, о балете, об модном тогда академике Амосове, об атомной бомбе, о дельфинах...
Ответы на вопросы иногда занимали еще два-три часа. Они были всегда искренними ответами умного эрудированного человека,и как бы сейчас сказали, позитивно настроенного...
Он работал так интенсивно и был настолько чист в общении, что ни у кого не возникало сожалений о потраченных на встречу двух рублях.
   По-своему Владимир Семенович Высоцкий стал провидцем и пророком, но не мессией - он ничего не возвещал. Если разложить его музыку на аккорды , а песни на слова - они окажутся простыми и очень НАРОДНЫМИ. За это к нему и ...нескончаемая народная любовь.
Хотя допускаю мысль, что новейшая генерация россиян - поколение Пепси и "крокодила" о нем ничего не знает.


© Copyright: Юрий Кутенин, 2011
Свидетельство о публикации №111120304221


3. Б.Пастернаку. Мой дом всегда тебе открыт


Б.Пастернаку.
 
Мой дом всегда ...Тебе открыт.
Распахнуты объятья.
Кто ты? Изгой иль ... фаворит.
В отрепьях или в платье?

Неважно. Кров мой и еда.
Вино и маринады.
А впрочем - руки ведь свои
Бери, что тебе надо.

За что? За то, что Человек
С душою и глазами.
За то, что прожил Ты свой век
Не в бочке с огурцами.

За то, что был
    прав и не прав.
Но шел вперед упрямо.
За то, что был любим
         как граф,
И был ... любви ни грамма.

Узнал и "...горнии и ... дол".
Вкус и бесвкусье жизни.
За то, что став "гол как сокол",
Не упорхнул с Отчизны

За то? Нет все же ни за что.
За паузы и ...тени
За то что был простой поэт
Простой... но все же ...
               гений

 


© Copyright: Юрий Кутенин, 2013
Свидетельство о публикации №113083101805



4.Б. Пастернак, Вл. Высоцкий. На острие стрелы

  В конце пятидесятых начале шестидесятых я несколько раз бывал в Переделкино, благо дорога шла по направлению к моей даче по Минке( развилка в Баковке), и чисто теоретически мог встретиться с Переделкинским затворником, как тогда называли Бориса Пастернака. Однако встречался с многими другими, но не с ним.
  Не было ни у кого большого интереса к его фигуре, очень болезненной от обрушившейся на него опалы. И это-то после уверенного его шествия по пути чествования социализма. Кто не читал его "Девятьсот пятый год" и " Лейтенант Шмидт" - почитайте. На Первом Съезде Писателей Бухарин назывет его Лучшим Поэтом СССР. И вдруг полет в пропасть...
  Поэтому мне представляется фигура и путь этого великого поэта исключительно в трагическом свете, как Король Лир в последнем акте у Шекспира.
  Вы не представляете, что такое в те времена опала. Полный духовный вакуум, отчужденность в лицах бывших друзей, исчезновение всех почитателей, ощущение прокаженности самого себя. Что может быть трагичнее? Король Лир - все обманули и предали. Кроме?
   Сейчас. Точнее потом многие стали говорить, что именно они не предали и не покинули..
А так ли?
   В параллель - прямо, как отражение наизнанку, вспоминается жизнь тоже старшего, но более близкого мне по возрасту и мировидению Владимира Высоцкого,с которым я неоднократно встречался. Что о нем говорили " друзья" во время его опалы. "Далеко не услышишь - голоса то нет. А близко - задохнешься от запаха водки." В какой безмерной любви они объяснялись и обясняются сейчас, когда по земной традиции замученных присоединяют к лику святых.
Трагедия Бориса Пастернака - это трагедия Примы, для которой закрыли вход в "театр", а трагедия Владимира Высоцкого - это трагедия гениального актера, которого в "театр" так и не пустили. Это метафоры. Не воспринимайте буквально. Почему "На острие стрелы"? В тоталитарном государстве самыми ранимыми становятся публичные люди - а поэты, писатели и актеры - люди публичные по сути своей. Для них главное - атмосфера общения. Та гибкая обратная связь, которая питает их новыми чувствами и надеждами, а помещение в свинцовый стакан равносильно духовной казни. Вот и оказываются великие таланты, как бабочки на острие стрелы - красивыми мумиями. Крыльями машут, а полета нет. Это ли не трагедия.
   Конечно, времена Сталина и Брежнева - это небо и земля. И пятидесятые и восьмидесятые, как две разные эпохи для нашей страны.
    Художники, музыканты, поэты и писатели очень ранимы, хрупки и зависимы. Они могут поддаваться влиянию ветров, дующих со всех сторон, но ... вожди от них ждут гранита и кремня. Незыблемости и твердости. Да!? Но, тогда они уже не творцы. А чиновники от искусства...
  А люди? Люди, как и звезды, остались те же. Лишь иногда нам кажется, что они о чем-то подмигивают. Посмотрите вверх на звезды или вперед на людей и подумайте. О чем?


© Copyright: Юрий Кутенин, 2011
Свидетельство о публикации №111111508059 


5.Ты... на виду, а значит под прицелом

Ты ... на виду, а значит под прицелом
Своих друзей - "волшебников" из снов.
Как хорошо быть сорванцом-пострелом,
которому венец терновый не готов.

Тебя же ждут.... Ждут праздника, веселья.
Когда душа открыта, счастлив Ты.
Поднял забрало всех поздравить с достиженьем Цели
И ... бахх!!! Влетает в сердце Демон темноты.

Мир изменился. Стал лишь черно-белым.
Но белое течет как эскимо.
И вспомнишь время сорванца-пострела,
тайком смотрящего запретное кино.

Теперь вся жизнь твоя былая под запретом.
Теперь считаешь не года, а дни.
Друзей все меньше, чуют, затаились где-то.
И вот лишь Ты и Демон. Вы одни.

Он мощен и творит с тобой сто бед.
И, кажется, что белый свет совсем уходит.
А сумрак танец мрачный хороводит.
Но взгляд Твой вдруг упал
             на Матери портрет...


© Copyright: Юрий Кутенин, 2013
Свидетельство о публикации №113122204256


6.Эмили Дикинсон и Иоганн Себастьян Бах

Эмили Дикинсон: "Вы спрашиваете, кто мои друзья? Холмы, сэр, и солнечный закат. И коричневый пес, с меня ростом..."

Эмили Дикинсон и Иоган Себастьян Бах...
   Две духовные фигуры, покорившие наше воображение, питающие наши мысли и чувства, созвучные сейчас настолько, что кажутся современниками, живущими на соседней улице, пишущими свои стихи в интернете и представляющие музыку в Музыкальном Клубе, если бы...
   Если бы они не родились почти двести лет тому назад.

Эмили Дикинсон(1830—1886)
 - родилась в богатейшей семье на юге Соединеных Штатов Америки. Это преимущество не испортило ее душу, а напротив, позволило совершить, как сейчас говорят, "личностное развитие", с помощью книг, друзей, наставников и учителей. Яркие люди собирались в их доме. Острые мысли и глубокие чувства наполняли души и сердца. Отгремела гражданская война - всем хотелось мира и философской углубленности чувств. Новая волна романтизма невидимым теплым ветром наполняла самый воздух американской жизни. И весь это аромат не мог не коснуться Эмили - скромной пуританской девушки из известной семьи. Это и отразилось в ее мыслях, поступках и стихах.
    Стихах? А кто знал о них, кроме самой Эмили? Никто. Об этом не знали и родственники, живущие с ней в одном доме — родители, брат Остин, сестра Лавиния.
    Десяток стихов без подписи опубликовала Эмили. После ее ухода сестра Лавиния выпустила сборничек с сотней стихов и все. Творчество Эмили Дикинсон было совершенно не замечено ее современниками. Также как и творчество Иоганна Себастьяна Баха на фоне отца и братьев не воспринималось при его жизни. Лишь ( обратите внимание !!! ) в двадцатом веке Иоганн Себастьян Бах занял одно из лидирующих мест по популярности и резонансу среди исполнителей и любителей музыки. Также  и Эмили Дикинсон - благодаря работе исследователей ее творчества в 1955 году ставшая известной поэтессой, к этому времени было опубликовано почти 1700 стихотворений. Оба гения ( не побоюсь этого слова ) оказались в вакууме современности. Потребовалось немало времени - больше сотни лет, чтобы они были замечены, увидены, срезонированы уже другой ментальностью. Ментальностью двадцатого века.

Выводы.
1. Общественная ментальность и как следствие признание, как правило, обходит лидеров, стоящих в стороне от главного потока...
2. Вполне возможен резонанс нового времени с духовным наследием прошлого ( Пример, Эмили Дикинсон, Иоганна Себастьяна Баха и десятка других гениальных творцов).
3. Интернет и другие новые средства интеллектуальной коммуникации могут ли исключить эффект " ментального вакуума"? Об этом стоит подумать. Очевидных ответов нет.



© Copyright: Юрий Кутенин, 2011
Свидетельство о публикации №11111083123


7.Восхождение парусов... Цикл Русь Великая


   Восхождение ... парусов...
вот где сердце моряцкое бьется,
чайки плачут... гагара смеется,
но вдруг замерли стрелки часов

якоря поднимаем и ...мчимся...
птичий мир нас стремится нагнать,
а философ узнать и понять
то пространство, в какое стучимся

боцман трет в своем ухе серьгу,
что удачу зовет и находит,
но волна хороводы уж водит,
как девчата на дальнем лугу

убегает далекий причал,
еще видим мы банты и ленты,
золотые орлов позументы
и колонны, что строил здесь галл

режем море, волну и залив,
а в душе слышен
             гордый мотив
режем море на брызги,
                на части...
вот оно,
    Крузенштерново счастье


© Copyright: Юрий Кутенин, 2015
Свидетельство о публикации №115022500289
 


Рецензии