Правила безопасного вождения

Или 4 основных способа торможения.
01/04/2013

Начинающий автолюбитель редко задумывается о том, как нужно ПРАВИЛЬНО водить автомобиль, а уж как правильно тормозить и притормаживать - и подавно, он просто давит на педаль тормоза и - автомобиль останавливается.
Когда я начинала осваивать свои первые километры, мне и в голову не приходило, что перечень способов торможения превышает цифру "два" - эти два способа я знала еще с Автошколы, вот и пользовалась ими до тех пор, пока всерьез не задумалась о том, "Правильно ли я управляю автомобилем?" и "Как можно повысить уровень собственной безопасности в экстремальных дорожных ситуациях?" и можно ли?..
Вооружившись литературой на автотему: "Вождение в экстремальных ситуациях или Секреты автогонщиков", "Библия автомобилиста", "Особенности русской езды" и еще несколькими книгами, я решила повысить не только уровень собственных знаний правильного и безопасного вождения, но и научиться применять их на практике... и можно сказать, что имея пятилетний стаж вождения, я более-менее научилась не только отличать эти способы торможения, но и успешно ими пользоваться. Ведь это не просто приятно - остановить автомобиль плавно и красиво, но и безопасно - для окружающих, для вас лично и для вашего "стального" друга.
Прежде чем сделать важный и ответственный шаг, принять какое-то серьезное решение в жизни - нужно глубоко задуматься о том, а готов ли ты к этому? Хватит ли знаний, умений и достаточно ли полученных навыков для воплощения задуманного?
" Справлюсь ли я с той ответственностью, что возлагаю на себя - сев за руль автомобиля?"
Я долго и мучительно задавала себе все эти вопросы в течении нескольких месяцев - пока проходила курсы и привыкала к новенькой машинке. Каждый раз садясь за руль, я ощущала, что как только начинаю трогаться (первоначально целый месяц я каталась на "автодроме"), то мои ладони становятся влажными, а руль непослушным и скользким. Ноги отказывались выполнять самые простые действия, а тут еще инструктор, орущий как ошалелый - по поводу и без... Да, он так и говорил, что я одна из бездарных учениц, коих ему довелось обучать... Это сейчас я вспоминаю о нем с улыбкой, а тогда...я почти ненавидела его режущий уши, крик, когда я начинала включать передачу, не выжав предварительно сцепления. Он орал: "Какого...я пытаюсь сломать его автомобиль?..
А тормозила я... стыдно вспоминать - Инструктор чуть ли не "вылетал" в лобовое стекло и всегда говорил одну и ту же фразу: "Если бы я сейчас хорошенько пообедал, то боюсь, что <...... ...............>" испачкал бы лобовое стекло. В общем, не вождение было - а сплошное мучение! В итоге, занятия с ним - я бросила и мне была подарена собственная машина. Она, бедная, натерпелась со мной и от меня... Но она все мои промахи сносила молча...и постепенно мы сдружились.
Я все же оказалась не такой "бездарной", как предрекал Инструктор - Николай Иванович, и несмотря на трудности - вождение не только освоила, но и полюбила. Не сразу конечно...сначала был только страх - "вдруг не смогу?", "вдруг и впрямь - бездарная?" а любовь пришла позже, когда я осознала, что чему-то уже смогла - таки научиться!
Когда впервые я выехала в город одна, то вдруг поняла, что мне совсем не страшно, я почувствовала ощущение полной свободы от всех терзавших ранее сомнений... и к этому ощущению прибавилось гордое осознание того что мне "по плечу" проехать самой "просторы" любой из улиц... Правда, первое ощущение всегда ложно, ведь опыта было еще не достаточно...но ощущение - окрыляло!
Первоначально, я даже не задумывалась о том, что машина - это не только механизм, который я могу использовать по собственной воле и усмотрению, а самый НАСТОЯЩИЙ близкий "друг" и верный "товарищ"... Я поняла это чуть позже и научилась уважать "Друга" - "служащего" моим интересам, научилась "чувствовать" автомобиль, а он - всегда платил взаимностью и безотказно "откликался" на мое малейшее действие и прикосновение.
Но вернемся к способам торможения...ведь знание их и умение ими правильно пользоваться на практике - поможет нам избежать неприятностей на дорогах.
Основных способов торможения - 4!
Но я хотела бы заострить внимание не на всех, а только на тех, основных, на мой взгляд, которыми может пользоваться каждый автолюбитель при желании, но владеть ими он должен обязательно - это я поняла на собственном опыте, опыте трех крупных аварий и четырех незначительных. В первых трех и самых крупных, виновата была не я... а скорее отсутствие опыта вождения и надлежащей реакции. Я не заметила, не успела увернуться, вовремя не затормозила и т.д. - так бы я охарактеризовала случившиеся три первых ДТП. А виновники...конечно же мужчины - считающие, что женщина за рулем - подобна "атомной бомбе", которую непременно нужно "обезвредить", ну или подрезать.. а если ни то и ни другое, то проучить как следует, показав, кто же истинный "король дорог" - и проскочить перед носом ее автомобиля, ну или "догнать" сзади... "мол, чего плетешься еле-еле, тут тебе не дорожка тротуара!"..
Вот откуда берутся аварии и вот зачем нужно учиться ПРАВИЛЬНОМУ, плавному и своевременному торможению!
Способы торможения, которые мне удалось освоить, я охарактеризовала бы так:
- резкое торможение, до полной блокировки колес;
- плавное торможение;
- ступенчатое торможение;
- прерывистое торможение, с добавлением "торможения двигателем".
Поговорим об этих способах более подробно, чтобы понять - чем они хороши и в каких ситуациях ими лучше пользоваться.
Торможение может быть резким (экстренным), когда вы рывком жмете на педаль до полной блокировки колес..но это чревато не только заносом - ведь на скользкой дороге сцепление шин с дорожным покрытием равно нулю. К тому же, это чревато выносом на встречную полосу или разворотом на 90 градусов, что крайне опасно в интенсивном дорожном потоке...да и на загородной трассе - ничем хорошим может не закончиться.
Плавное торможение уместно и эффективно тогда, когда вы заблаговременно начали жать на педаль тормоза. Оно позволяет красиво и грациозно остановить автомобиль.
Ну, а если вы любитель агрессивной езды, вам необходимо освоить два очень уместных и незаменимых при таком стиле вождения - способа торможения - это ступенчатое торможение и прерывистое, которые очень хорошо гармонируют с добавлением большего эффекта - подтормаживание двигателем. Допустим вы разогнали автомобиль до 100 км в час, но вот перед вами возникает препятствие, в виде перестроившегося на вашу полосу попутного автомобиля, сбросить скорость - необходимо, но мы берем пример, когда попутное авто находится на достаточном расстоянии, когда мы можем позволить себе такую роскошь, как небольшое раздумье и..начинаем короткими нажатиями (не до упора) жать на педаль тормоза, одновременно переключаясь на пониженные передачи - последовательно и без лишних дерганий. Итак, с пятой скорости - переходим на четвертую, подтормаживая педалью, далее - на третью скорость, не забывая следить за спидометром (переключаться на 3-ю скорость уместнее, когда стрелка спидометра коснулась отметки 50 км в час, не раньше), далее, слегка жмем на педаль тормоза - не забывая отпускать и снова жмем... после рубежа - 40 км в час - включаем вторую передачу и так далее. Если вы видите, что впереди образовался затор, то потихоньку переходим на первую скорость и, если необходимо, уверенно и плавно жмем педаль до упора. Только аккуратно и нежно, машина не любит грубостей - помните это всегда, уважаемые автолюбители!
И последний способ торможения - ступенчатый, который тоже вполне гармонирует с подтормаживанием двигателем.
Ступенчатое торможение - это когда вы постепенно надавливаете на педаль, не отпуская ее, но степень силы нажатия увеличивается не сразу, а постепенно. Плюс к этому добавляем постепенный переход на пониженную передачу, скорость падает вполне ощутимо, а вот плавность движения сохраняется. Его вполне можно комбинировать с прерывистым торможением, лично я так и делаю и вполне довольна эффективностью такого "вида" торможения... Есть одна важная деталь, торможение будет более плавным, если при нажатии на педаль тормоза вы одновременно выжмете сцепление!
А самое главное, что хотела бы добавить к своему "повествованию" - всегда будьте предельно внимательны на дорогах, не отвлекайтесь на пустяки, дорога - не прощает ошибок! И читайте, читайте литературу, написанную бывалыми автогонщиками, это не только подарит вам новые знания, но и сможет пригодиться в критической или экстремальной ситуации. Конечно, от ДТП - никто не застрахован, но его риск - можно и нужно снизить, повышая не только опыт автовождения, но и осваивая правильный стиль вождения, ежедневно применяя его в своей автопрактике. Тогда вы научитесь получать истинное удовольствие от процесса вождения.
Удачи на дорогах!
2013 год.


Рецензии
Ну Вика! Удивила! Приятно удивила! ТЕБЕ нужно книгу выпустить под названием "Азы вождения для женщин и не только"! Серьёзно! Для многих это будет очень полезная информация! А твой Николай Иванович - Не правильный!!! Я на собственном опыте знаю что инструкторы таким способом мотивируют обучаемых к собранности и внимательности, но не до такой же степени!
И всё же ДОРОГА - это масса "СЮРПРИЗОВ"!
Желаю всем БЕЗАВАРИЙНОГО ВОЖДЕНИЯ!!!

С уважением!

Старый Ирбис   07.03.2016 10:58     Заявить о нарушении
А ты меня уж как удивил, Андрей!!
Книгу точно не планирую и уж по вождению)) Вот стихи когда-то хотела, были планы...
Теперь правда мне не до этого, а еще я поняла, что мало у меня хороших стихов и книги не наберется(((
Дорога - сюрпризов полна - да, постоянно требует внимания водителя.
Темой этой была увлечена одно время, но времена меняются и теперь некогда совсем.

Спасибо, Андрей, за твое внимание!
С уважением,

Виктория Канунникова   07.03.2016 17:08   Заявить о нарушении