Послесловие к Анадисплозису. Тимофей Бондаренко

.
Здесь я хотел немного поговорить об АС в своем преломлении. До голосования это было бы неуместно. Типа самореклама.
.
По моему разумению, АС может выполнять несколько функций:
1. звуковую
2. ритмическую
3-1. связующую ассоциативную
3-2. связующую поворотную
3-3. связующую чисто звуковую с разрывом ассоциативной инерции.
.
Очевидно, что для того чтобы АС мог выполнять ритмическую функцию, он в  должен быть проведен в стихе более-менее регулярно, а не отрывочно, и в каких попало местах.
Кроме того, объем повторяемого тоже должен выдерживаться.
Эти же требования важны и для звучания.
.
Если по первым двум особых вопросов не возникает, то по третьему возможны варианты.
Здась насыщенность стиха АС не является необходимой, и АС может быть отдельным вкраплением.
Но в любом случае желательно симметричное расположение точек поворота. И соблюдение объема повтора.
.
Я написал 4 новых стиха на тему анадисплозиса.
Не разбирая здесь вопроса о сюжетной стороне стихов, остановлюсь ТОЛЬКО на АС.
.
1. В стихе "метелица"
http://www.stihi.ru/2015/08/31/8915
АС выполняет звуковую, ритмическую и ассоциативную роль. С главным упором на звучание. Создание "звуковой волны", характерного приема народной поэзии.
Это - традиционный подход к АС.
АС последовательно проведен во всем стихе.
Причем объем повторяемого строго везде выдержан (5 слогов)
.
2.В стихе "странные мы"
http://www.stihi.ru/2015/08/31/8629
АС выполняет роль в основном 3-2 (1,2 - слабо).
Там АС - как некий "поворотный" пункт.
Во всех трех случаях через АС идет отклонение от автоматически ожидаемого штампованного продолжения.
Причем с нарастанием:
"мы" жили - в одиночестве
мы такие - некрасивые
мы счастливы - несчастьем
В конце - так с разворотом на 180 градусов.
И эти поворотные точки размещены не в произвольных местах а строго симметрично. И объем повтора (3 слога) выдержан. Хотя в данном случае это менее важно.
п.с. Возможно у кого-то вызвала затруднения структура стиха, задумывавшегося как песня А-В-А-В-А
С разной (но выдержанной) ритмикой частей А и В.
.
3. В стихе "Куда вывозит кривая…"
http://www.stihi.ru/2015/08/31/8502
Использование АС сведено к чисто звуковому повтору, к повороту с разрывом ожидаемого ассоциативного ряда. Слово повторяется - но в другом значении.
(Здесь, строго говоря, объем повторяемого не кажется обязательным, ибо ритмическая функция - не главная.
Но мне так уж захотелось. :-))
Ожидаемый на автомате (таковы законы восприятия) повтор смысла и продолжение ассоциативного ряда - "обламывается", получается некая "зазубрина". Хотя, не будь звукового повтора ее бы не было. Ожидание семантического повтора создается точным фонетическим повтором.
Повтор - без повтора.
Получается не только АС, но и игра в слова.
Надо сказать - технически трудная. Попотеть пришлось изрядно.
Я понимаю, что  читатели, равнодушные к форме, пожмут плечами и пройдут мимо.
Но для любителей комбинаторного стихоплетства тут мне кажется, есть чем поживиться.
Ну и мне кажется любопытным - просто как эксперимент.
Выполненный на более-менее  приемлемом уровне.
И насколько мне известно - никогда и никем не проводившийся.
Что уже само по себе чего-то стоит.
.
4. "Излечение"
http://www.stihi.ru/2015/08/31/8600
Хотя в этом стихе АС и имеется, но  там он неважен. Главное что сделано -
Это переосмысление АС в "антиАС".
Кода начало одной строки - повторяется в конце следуюшей.
АС, поставленный с ног на голову.
Что это дает?
а) Избавление от явственной занудливости "непосредственного" повтора
б) усиление ритмической функции повтора, теперь маркирующего начало и конец двустишия.
.
Хотя как эпизод ААС встречается в стихах,
Но систематического, "брутального", "системообразующего" использования его я никогда не встречал.
Такое использование необходимо для создания ритмической инерции, сквозной для стиха (ну так же, как сохранение размера). И только в коде для контраста я решил отойти.
Объем повтора тоже, разумеется, строго выдержан, что очевидно, имеет значение как для ритмической так и для звуковой функции.
Так что и этот стих я отношу к оригинальному эксперименту.
.
Анализ сюжетной стороны в мои задачи здесь не входит.
Что же касается "художественного впечатления", то это дело весьма субъективное и не мне его обсуждать.
Это - вещь, сильно зависящая от вкуса, настроения, и даже от того, нравится ли рожа автора.
:-)
Разбором отдельных авторов заниматься не буду, я думаю, каждый сам может прикинуть, насколько грамотно, хорошо и плотно он использовал АС.
Ну разве что автор сам выразит желание...
.
С уважением
Тимофей


Рецензии
Очень интересное послесловие.
Честно скажу, Тимофей, до этой публикации Ваши анадиплозисы не читала
и не знаю, как бы я их восприняла "до".
Но зная "матчасть", очень интересно было рассматривать стихи с т.зр. её реализации. Очень.
По условиями конкурса сама я ни на что не сподобилась, в том смысле, что "сегодняшнее" настроение моё почему-то не хочет повторов (в одном из смыслов - пережёвываний, прошу ни в коем случае не считать это негативом в чей-либо адрес, сугубо субъективное ощущение момента, разбежаться и вылезти из него не удалось)), а вот если бы знала, что это прием можно использовать как "разрыв ассоциативной инерции", как облом читателя :))), может быть хотя бы попыталась, хотя, конечн, не факт, что получилось бы что-то вообще, и уж тем более интересное. Но я оказалась ещё и ленива)))

А по поводу пройти мимо и "равнодушных к форме". Искушенные сразу видят, неискушенные оценивают целиком. Но как бы авторы ни играли в слова,всё равно они понимают, что слова должны быть увязаны в некий сюжет, должно быть наличие смысловой цепочки между "фишками". И вот если эта цепочка неудачна, то остается ощущение только, пардон, "выпендрежа", если удалось сыграть не только звуками и формой, но и смыслами - тогда читатель в восторге и браво автору!
Большое спасибо за интересную информацию.
С не менее интересными примерами.
А не вернуться ли мне к пропущенному анадиплозису..))

С уважением, Пушистая.

Злюченька Пушистая   06.09.2015 16:28     Заявить о нарушении
Спасибо за подробный комментарий.
Но вот насчет "равнодушных к форме" - Вы тут не совсем правы.
Стихира у многих формирует очень специфическое восприятие.
Огромное количество расстроенных роялей неизбежно портит слух и приводит к мысли о необязательности хорошей настройки. И "выпендряжем" начинает считаться чуть ли не любое проявление ремесленного мастерства. И наоборот - любые огрехи в форме - незначительной мелочью. Даже обыкновенная грамотность речи уже считается необязательной.
Про то что стих должен "звучать" - большинство на стихире и знать не хочет.
Психологически вполне понятное: там где подавляющее большинство - неумехи появляются и процветают "теории", что ремесленная умелость - ничего не стоит.
Вплоть до того, что явные проявления виртуозности в форме вызывают просто "классовую ненависть", независимо от содержания.
А "эксперименты" уважаются только ломательные.
:-)
С уважением

Тимофей Бондаренко   07.09.2015 04:27   Заявить о нарушении