Архат
В классификациях тхеравадинской сотериологии архат— четвертая и завершающая ступень совершенствования, которой предшествуют стадии “вступившего в поток” сансары с целью пересечь его (сотапанна), “возвращающегося один раз” в сансару (сакадагамин) и “невозвращающегося” в нее (анагамин). От этих стадий ступень архата отличается тем, что он, т. е. архат, уже в этой жизни должен войти в нирвану. В главе, посвященной архатам, составитель “Дхаммапады” характеризует “достойного” следующим образом (ст. 93—94): “У него уничтожены желания, и он не привязан к пище; его удел—освобождение, свободное от желаний и условий. Его стезя как у птиц в небе, трудна для понимания. Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют” (пер. В. Н. Топорова). В текстах “Виная-питаки” архат характеризуется как “высший человек” (уттараманусса). Архатами считались ближайшие ученики Будды—Ананда, Сарипутта, Маудгальяяна и практически все видные деятели раннебуддийской монашеской общины (также некоторые монахини). Архатом всех архатов является сам Будда—“совершенный, достигший высшего просветления, наделенный [превосходным] знанием и поведением, блаженный... учитель богов и людей” (Дигха-никая I. 49 ел.).
Однако уже вскоре после кончины Будды в его общине начались дискуссии на предмет безукоризненности идеала архата, которые привели к первой значительной схизме в истории буддийской общины — самоотделению махасангхиков, когда после т. н. второго буддийского собора в середине 4 в. до н. э. Махадэва заявил, что даже “совершенный” монах-архат, достигнув нирваны, может подвергаться телесной “нечистоте” и не обладать всеведением. Полемический трактат тхеравадинов “Катхаваттху” (“Пункты дискуссии”), ядро которого сложилось, вероятно, в 3 в. до н. э., свидетельствует о полемике буддийских “ортодоксов” с “еретиками” о возможности телесной нечистоты у архата, его способности обладать теми же “сверхсилами” (иддхи), что и Будда, а также о возможности для мирянина достичь тех же результатов (разделы II—IV). Сомнения первых “еретиков” стали почвой, на которой выросла последовательная критика идеала архата как такового у махаянистов, которые в “Вималакиртинирдеша-сутре” (2 вв.) и в “Саддхармапундарика-сутре” (ок. 3 в.) противопоставили эгоцентрическому идеалу архата альтруистический идеал бодхисаттвы.
Свидетельство о публикации №115090400582