На сто лет впереди!
случилось!
Самый скандальный и вычеркнутый из концертов композитор стяжал в
в этом 2015-м г. в Берлине, где он жил, до прихода к власти Гитлера,
искренние аплодисменты за свои гениальные музыкальные прозрения.
Которые еще совсем недавно назывались презрительно какофонией.
Что случилось? Почему широкая публика, любящая истинную музыку, т.е.
классическую, была вдруг зачарована этой "какофонией"? Это еще раз
доказывает, что мир прежде всего духовен. До нового мышления, до
совместного (вместе с композитором-пророком) проникновения в новые
ментальные области бесконечного Духа нужно обычному человеку
доразвиться. Что уж говорить о бедных потребителях поп/рокмузыки. Их
духовное развитие можно сравнить разве что с неандертальцами. Хотя,
можно предположить, что те, на их уровне, были гораздо продвинутей.
Об этом композиторе говорили современники, даже профессионалы: да, он
выдающийся музыкант и теоретик, но музыку его слушать без зубной боли
не возможно.
А сегодня в Берлине люди, слушавшие его Пять пьес для
оркестра, сообразили, что первым в космосе был не русский Гагарин
(вряд ли что сумевший бы понять в этом сочинении), а именно этот
гонимый композитор, духовно, вместе с Циолковским, только в музыке,
открывший космическую эру. Музыка этого композитора настолько
революционна, оригинальна по смыслам и переживаниям, что естественно
не могла быть доступна инерции обывательского сознания. И дирижеры, в
большинстве своем, не понимали эту музыку и потому не могли ее
исполнить адекватно.
Начало ХХ-го века вообще ознаменовалось большим духовным прорывом во
многих областях — и в поэзии, и в живописи, в архитектуре (застывшей
музыке), в науке (Эйнштеин), и в самой музыке. Сегодня наш Шостакович
самый исполняемый и любимый (после Чайковского) во всем мире
композитор. А ведь было время, когда ходила злая шутка: назови мне три
композитора на "Г" — Гайдн, Гендель и Шостакович. Шостаковича уже
давно "раскусили" и научились любить. А вот герой нашего эссе,
проживший не менее мученическую жизнь, чем Шостакович, который ждал все
время отправки в Гулаг, только в начале ХХІ-го века прорвался к
широкому слушателю.
Наш герой хотя и еврей, был полностью лишен коммерческих и
приспособленческих черт своих хитроватых собратьев. Да, он был
гордым, даже иногда надменным, генетически унаследовавшим сознание своей
богоизбранности. Он считал себя единственным настоящим
композитором среди современных ему коллег. (Интересно при этом, что он
хотел быть так же любимым публикой и понятным ей, как Чайковский). Но эти
качества были направлены не на корыстное самоутверждение, не на
собственное тщеславие, а на продвижение его революционной музыкальной
миссии в истории человечества. Он жил в постоянной нужде, но был
бескомпромиссен и оставался верен своему призванию.
Спасаясь от Гитлера, он вынужден был переселиться в иудейскую Америку,
где он из христианства конвертировался в иудаизм. Биографы объясняют
это разочарованием его в христианах, не выступивших решительно против
фашисткой юдофобии. Казалось, Гитлер даже вызывал симпатии в Ватикане.
В Америке наш герой жил так же скромно, от преподавания. Почти все будущие
голливудские композиторы прошли у него обучение. Умер великий гений
13 июля 1951 года.
Наконец, пора открыть имя героя повествования. Многие, может, уже
догадались о ком речь. Это Арнольд Шенберг, известный как создатель
додекафонной системы композиции. В переводе с греческого: додека —
двенадцать, фон — звук. Т.е. в основу сочинения должна быть положена
тема из двенадцати неповторяющихся тонов хроматической гаммы.
На открытии Берлинского Фестиваля 3.9.2015, посвященного музыке,
дирижер Даниель Баренбойм (Daniel Barenboim) исполнил
5 Orchesterstücke op.16
https://www.youtube.com/watch?v=xXdJfabr-6I, III.
а также Variationen für Orchester op. 31.
https://www.youtube.com/watch?v=u6BzLwHLKis
Присутствовавшие в зале любители классической музыки были в восторге
от этих додекафонных произведений!
Свидетельство о публикации №115090400223