Стяжал, чтобы подавать

«Сребролюбие - есть уже намерение подавать милостыню, которое кончается ненавистью к бедным, а в промежутке – грех стяжания» - Тертий

Стяжал, чтобы подавать

В материальном смысле грех стяжания ясен в своей простоте, но мы этого не замечаем, потому что находимся в стадии сребролюбия, от начала его и до конца, ненависти к бедным. А что есть грех стяжания в духовном смысле?

Аналогично, мы начинаем дерзать, чтобы разрешить некие задачи у людей, на вид благородная цель – просвещение, - цель, влекущая к власти. Это всё кончается тем, что мы, набравшись сведений, ненавидим несведущих.
В промежутке же – грех гордыни. Стяжается гордыня в духовном смысле греха.

«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга; ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» - от Матфея 23:8-12

И ещё «Да хвалится брат униженный высотою своей, а богатый – унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве» - Иакова 1:9-10

В этих четырёх абзацах поясняется истина богословия права прошения и подаяния, связывающих нас. Согласно истине мы непременно обязаны раскаиваться, как в  поданной милостыне, так и в принятой. Здесь нет благодетелей и облагодетельствованных, все грешники. Однако, уяснив себе грех, придя к раскаянию, понимаем смысл сказанного Иаковом в цитированном отрывке послания. Возвысившись в понимании греха, хвались своим унижением перед братом, который ещё понимания не достиг. Также и богатый, он кругом в проигрыше – и поданное пропало, и цель не достигнута, потому что бедность подаянием не исправишь, сколько бы ни давал -  бедность не истреблена, потому что она в назидание от Бога. Поэтому парадокс не стяжания и бедности, с одной стороны, и благоденствия, с другой стороны, - природный. Так и семя гибнет, падая в землю, и рождает колос, полный новых семян. Кто-то гибнет, а кто-то возрастает…
Заметьте, что старые люди, как правило, бедные и гибнут, а молодые выживают.
И, соответственно, первые охотнее отдают, чем вторые.

Таким образом, милостыня – это школа покаяния, - она специальная, касается проскомидии. Милостыня, как частицы, которые вынимаются из просфоры для приготовления даров Святого Духа в причастие Тела и Крови Христовых. Церковь живёт, если и то, и то в ней присутствует. Поэтому раскаяние, о котором мы говорили выше, сопровождается в литургии причастием, и участвующие в подаяниях обязаны всё полно охватить. Если мы только подаём и только просим, не участвуя в богослужении полно, то это грех. Аминь.

23:03:00.00 из кельи ЖММИС, моб. +79688616437 04.09.15


Рецензии