Критический разбор стиха Бестужева-Ты Россия моя
" Август выстелил зори медвяные,
Бьётся сердце свечой на ветру.
Ты, Россия моя, долгожданная
Моя нежная, светлая Русь.
Мне с тобой не измаяться скукою
(Так беснуются в небе стрижи),
С тополиными тёплыми вьюгами
По алейным ущельям бродить.
И не веря кликушам-истерикам
По полям собирать васильки,
И летать над обрывистым берегом
Полноводной, как небо, Оки....
Если грозами небо расколото,
Беспросветна осенняя жуть.
На листах листопадного золота
Я тебе о любви напишу.
Каждый вздох, каждый взгляд и касание
Я твои-заучу наизусть.
Ты Россия моя, ты бескрайняя,
Ненаглядная светлая Русь.."
Вот такое светлое тихое патриотическое стихотворение. Почему я назвал его банальным? "Ты-Россия моя долгожданная, моя нежная светлая Русь"; "Ты, Россия моя , Ты бескрайняя ненаглядная светлая Русь"- А что это как не банальности-тысячу раз звучащие в стихах тысяч поэтов.
Ну немного пройдусь по рифмам, чего я делать не люблю, но что обязательно делает Илья при разборе любого чужого стихотворения. С каких пор рифмой стало словосочетание "ветру-Русь и стрижи-бродить" в первых двух строфах, хотя в третьей строфе уже рифмуются "васильки и Оки". С каких пор рифмой стало наречие "наизусть" и "Русь"?
Ну да ладно, я считаю в отличии Ильи при разборе им чужих стихов, что существует авторское право. Но теперь перейдём к смыслу отдельных строк стихотворения. и вот тут-то появляются серьёзные вопросы и замечания к автору.
"Август выстелил зори медвяные". Смотрю в словарь- медвяные- из мёда, сладкие, янтарные, жёлтые-всё. Ну ничего не подходит под зори августа, потому что пчёлы всё лето собирают нектар и перерабатывают его в мёд; в августе зори ничем по цвету в Подмосковье(упоминается р. Ока) или на Рязанщине не отличаются от июльских, за исключением повышенной росы. И уж тем более зори не янтарные. Впрочем, если янтарь особый...Далее. "Бьётся сердце свечой на ветру"...? Это как? Насколько я знаю, сердце бьётся либо ровно, ритмично, либо толчками с паузами или без. Но как одинаково с этим горит свеча на ветру совершенно непонятно. Это из области метафизики. " Мне с тобой не измаяться скукою(Так беснуются в небе стрижи)". Знаете, мне даже обидно стало за стрижей. Ну за что их динамичные резкие полёты с изменениями высоты, Илья назвал бесноватыми? Ну ладно, допустим. Но что общего у фразы "Мне с тобой не измаяться скукою" с продолжением- "Так беснуются в небе стрижи"? По русски это "в огороде бузина, а в Киеве дядька".
В этой же второй строфе меня заинтересовало следующее:
"....С тополиными тёплыми вьюгами по аллейным ущельям бродить". Красиво-спасу нет. Но возникают вопросы- Это какие такие" тёплые вьюги"(имеется в виду тополиный пух) в августе месяце? Это что за ущелья в аллеях? Это бестужевские аллеи? Ну я допускаю в аллеях закутки, но ущелья...
Перейдём к третьей строфе стихотворения. И здесь я привлеку ваше внимание к следующим строкам:" И не веря кликушам-истерикам по полям собирать васильки...". Кто-нибудь из вас, читатели, слышал, чтобы кто то запрещал собирать васильки? Нет, ну понятно, что автору надо было бросить камень в сторону врагов. Но не так же!
"Я летал над обрывистым берегом полноводной, как небо, Оки"- из этой же третьей строфы. Кто-нибудь и когда-нибудь видел "полноводное небо"? Метафора? Да бросьте- элементарная небрежность ради красивости.
Из 4-ой строфы обратим внимание на "....на листах листопадного золота я тебе о любви напишу". Ну это обыкновенное масло масляное. В общем, все перечисленные мною ошибки, характерны для начинающего поэта, но не для члена Союза писателей России и руководителя одного из московских литературных кружков.
Ну и что остаётся в сухом остатке? А остаётся стихотворение претендующее на патриотичность и красивость, а на самом деле пустышка. И всё это я могу объяснить только небрежностью автора и его позицией: пипл и так схавает. А вот и не схавал!
Свидетельство о публикации №115090307068