Э. Брастыньш. Церокслис

 Э. Брастыньш. Церокслис
Перевод с латышского Бируте Ланге (Софии Кукуре)
О ДИЕВТУРИБЕ
1.Что такое Диевтуриба?
Под Диевтурибой нужно понимать латышскую религию и, в особенности, культ Диевса. Само слово «Диевтуриба» происходит от широко употребляемого слова «держать», «сохранять», например, «сохранять разум», «хранить честь». Кроме того, «чтить», «почитать», как вот «не чти других богов». В данном случае Диевтуриба предполагает богобоязненность, исполнение культа и этических норм. На иностранный язык наиболее точно перевести это понятие как «культ». В арийских религиях наибольшее значение имеет именно исполнение культа, а не вера, поэтому не стоит понимать диевтурибу как веру. Более точным определением есть именно культ.
2.Что такое «Церокслис»?
 Церокслис – это краткое  изложение смысла Диевтурибы. Церокслис – латышское название катехизиса. В старинном словаре Ланге написано: «Церокслис – это большой катехизис». Также и в словаре Миленбаха сказано, что «катехизис в древние времена называли церокслисом». Это название восходит своими корнями к словам «надеяться», «создавать», которое имеет множество смысловых оттенков значения. Оно также может еще означать «быть убежденным», «осознать». Часто именно катехизисом называют книгу, которая состоит из вопросов и ответов по поводу всех основных вопросов вероучения. Слово «катехизис» греческого происхождения, которое имеет значение «по вопросам и ответам обучать вере». В данном случае «Церокслис» есть краткое изложение латышского богопочитания, основ, целей и смыслов этого исконного мировоззрения. С помощью этого «Церокслиса» наша религия предков возобновляется, чтобы люди могли приобщиться к древнему мировоззрению.
3.На чем же основывается мудрость Диевтурибы?
Главным образом, Диевтуриба и ее главные идеи основываются на народных песнях, или же дайнах. Дайны создал сам латышский народ. Они не были даны каким-либо другим народом и не предназначены для того, чтобы стать наследием другого народа. Дайны – прекраснейшее и драгоценнейшее сокровище, которое принадлежит только латышам. На сегодняшний день мы имеем более 500 000 народных песен, записанных из уст носителей нашей культуры. За свою жизнь Кришьянис Баронс записал примерно около 218 000 дайн. В эти народных песнях сказано все, что народ думал про Бога, Лайму, Мару, про почитание их, про традиции, про торжественные обряды и про жизнь вообще. Ни у одного народа в мире нет столько песен религиозного содержания, и именно потому еще ни одному народу не удалось возобновить свою национальную религию, которую успешно уничтожило христианство. Количество дайн так велико, что до сегодняшнего не закончен процесс их собирания и систематизации. Другие источники народной мудрости, например, легенды, сказания, пословицы не настолько полны идей нашего древнего мировоззрения – Диевтурибы. Это так, потому что они сочинялись гораздо позднее, под чужими влияниями, потому применялись очень осторожно, обдуманно, чтобы во времена господства чуждой веры не сказать ничего такого, что содержит идеи исконного мировоззрения.
4.К чему ведет человека народная мудрость?
Латышская Диевтуриба просиходит от древнейшей арийской религии. Арийский, или индоевропейский этнос, жил примерно 12000 лет назад на берегах Балтийского моря. От него произошли мы, латыши, латгалы и онемеченные пруссы. От арийского этноса (первоэтноса) произошли такие народы как балтийские народы, славянские, итальянские, греческие, кельтские, иранские и индийские народы. Они, в свою очередь, поделились на более маленькие народы, некоторые из которых уже давно исчезли. Но многие остались и живут до сегодняшнего дня. Мы, балты, являемся прямыми потомками ариев по языку, мировоззрению и богопочитанию (религиозному культу). Древнее богопочитание у нас осталось нетронутым, не испорченным чужими влияниями, поскольку мы не лезли на чужие земли к другим народам. К тому же, и христианство пришло на наши земли гораздо позже, чем на земли остальных европейских народов. Это все говорит о том, что мы можем легко возобновить нашу древнюю веру, и научить ей другие индоевропейские народы, которые так же очень тоскуют по утраченному, исконному вероучению и культу.
5.Как Диевтуриба отражена в народных песнях?
Дайны отражают Диевтурибу в поэтической и символичной форме. Настоящее богопочитание всегда было в тесной, неразрывной связи с поэзией, искусством, поскольку именно через искусство, в художественных образах легче всего выразить, казалось бы, невыразимое. Так, латыши посвящали Богу песни и праздничные славословия. Древнее латышское мировоззрение отражено в дайнах с большим поэтическим мастерством. В древности, когда люди начинали говорить о божественном, они пользовались особенной речью, а не повседневной. Для поэтической речи, как известно, характерно вот что: красивые сравнения, одушевление природы, окружающего мира, яркая поэтичная образность. Самые древние образы были всегда поэтичными, символическими. Гораздо позже у людей появилось научное, рациональное мировоззрение и миропонимание. Наука – новейшее достижение человеческого разума, но поэзия – более древняя речь души. Потому поэтичное, рациональное и научное мировоззрения в одинаковой степени важны, поскольку они гармонично дополняют друг друга.
6.Какие истины высказаны в дайнах?
Дайны можно поделить на три вида: о Диевсе, Лайме, Маре; про солнце и небесные светила; про солнцеворот, годовой календарь. В дайнах первого в да латышские божества не только прославляются. К ним также и обращены молитвы, просьбы, чтобы они хорошо влияли на человеческую жизнь. Ни к каким другим божествам латыши древние не обращались, ни к Солнцу, ни к Перкунасу. Рассказы о таких божествах как Перконс. Потримпс и Патолс и их культ относятся к гораздо более поздним временам. Эти рассказы появились в то время, корда дайны не были еще собраны и широко известны. Не есть правдой также и то, что песни про Лайму и Мару были созданы под влиянием христианства. Это могут утверждать только лишь христианские апологеты и проповедники, чтобы снизить значимость нашей древней веры. В дайнах ничего не говорится про Иисуса Христа и другие основы христианского вероучения. Христианская церковь как бы прошла мимо дайн, потому как католические церковнослужители пользовались в основном латынью, а лютеранское духовенство часто даже не владело латышским языком. Причем Библия на латышском языке вышла только в 1689 году, когда дайны уже бытовали в народе.
7. Чему учит Диевтуриба?
Диевтуриба учит, как нужно жить, чтобы не отойти от своих духовных первооснов и от Бога. Диевтуриба хранит арийские представления о Небесном Отце – Диевсе, Лайме – законодательнице судеб людских и Маре – Матери всего живого. С этими божествами близко связана жизнь человека в этом мире и на том свете (в мире предков). Диевс, Лайма и Мара, говоря современным философским языком, могут соотноситься с такими понятиями, как дух, судьба и материя. Это три вечных, несотворенных и неуничтожимых начала. Все они едины, и есть отражения бытия, что проявляются и в современной науке. Диевтуриба есть могущественное учение о том, что этот мир сотворил человек, чтобы положить начало новой жизни. То есть, не все равно, как мы живем, наша жизнь закладывает основу жизни будущей.
8.Что Диевтуриба может дать нам, латышам?
Диевтуриба дает латышам латышскую жизненную мудрость и истинное восприятие мира. Диевтуриба – ведущее, основополагающее понятие латышской жизни. Без национальной идеи и единстве ее с действиями не возможна верная духовная и государственная жизнь. Диевтуриба создаст латышам ожидаемую жизненную цель и власть, идущую от Бога. Диевтуриба даст латышскому народу верную, прямую дорогу к правде и основе в Боге. Диевтуриба учит любить свою землю и свой народ. Все религии говорят о том, что Бог есть первопричина мира. Потому у всех народов разное понимание Бога и мироздания. По этой причине, для каждого народа наиболее полезна та религия, которая создалась и поддерживалась на протяжении многих поколений. Диевтуриба даст латышам так называемую государственную религию, которая поддержит власть и укрепит сам народ.
9.Что Диевтуриба даст другим народам?
Возрожденная Диевтуриба даст миру новую религию. Арийские религиозные учения были постепенно уничтожены или же забыты. Только лишь маленький латышский народ каким-то чудесным образом сумел сохранить то, что Бог открыл нашим мудрым первопредкам. Поэтому возобновленная Диевтуриба – самая новая из всех существующих религий. Она может открыть народам новое мировоззрение, которое базируется на древней мудрости. То есть, она сочетает в себе все лучшее, что было создано в древности и осталось до наших дней. Бог предназначил именно латышам сохранить эту религию.
10.Что в христианстве несвойственного латышской культуре?
Христианская вера пришла от евреев, а нам навязана немцами. Она не связана с наукой, национальной латышской культурой. Христианскую традицию создал апостол Павел. За основу своего вероучения он взял широко распространенный миф про смерть и воскресение. Чтобы этот миф звучал правдоподобней, он создал рассказ об Иисусе Христе, который, в свою очередь, расширил и дополнил мифами из жития Будды и Кришны. Сам Павел не был свидетелем жизни Христа. Вера христианская учит тому, что человечество впало в грех из-за праотца Адама, а освободиться от него сможет лишь через того, кто «смертью смерть попрал». Кто в это уверует, получит бессмертие души. Как видим, латышам это учение было непонятно и неприемлемо. Нельзя жить латышской жизнью с чуждым мировоззрением.


ДРЕВНЕЛАТЫШСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОГЕ (ДИЕВСЕ)
11. Что есть Бог?
Бог – вечный и неизменный, всему начало и смысл. Сборники латышских дайн содержат около 50000 песен про Бога. В них ясно показано, как латыши почитали Бога и как представляли себе это богопочитание. Никакими словами невозможно в полной мере выразить бытие Бога. Древние латыши понимали, что Богу принадлежит первопричина и смысл всего, и человеческому разуму не дано постичь это. Человек может лишь в малой мере приблизиться к постижению Бога. Проще говоря, разнообразие существующего мира есть выражение этого первосмысла. Имя Бога (Диевс) осталось в нашем языке от древнейших латышских языков. Похожим словом его называли и пруссы. И в других языках это слово звучит похоже. Наивысшую суть сложно выразить одним словом. Наиболее распространенным словом есть Отец. «С Богом, с Отцом только лишь хочу идти по жизни и честь свою достойно хранить» В древности Бога называли Небесным Светом и Небесами, Небесным Отцом.
12.Диевс единый?
Диевс един, но имеет много проявлений. Дайны говорят о том, что наш народ с древних времен признавал то, что Бог один, и не существует множества богов. Бог в латышском языке всегда был именем собственным, а не нарицательным. Про двойственное восприятие Бога можно говорить потому, что он представляется как дух и материя, отец и мать, добрый и злой. Все начала соединяются в Боге. Не во всех мировых религиях Бог рассматривается как единый. В религии древних персов Бог считался дуалистическим началом, у христиан – он триединый. У древних греков и римлян было многобожие, то есть политеистическая религия. В арийских религиях многобожие возникло позднее, из идеи единого Бога.
13. Диевс видимый?
Бог не видим и не слышим. Бог скрыт в природе. Только с помощью своих чувств, данных природой , мы можем лишь в малой мере постичь ее законы. Для того, чтобы почитать Бога в материальном мире, люди нашли соответствующие слова для этого, а также образы, в которых можно было бы Его представить. Чаще всего, Он представлялся антропоморфным, то есть подобным человеку. Так же, как и в искусстве, мы изображаем не понятия, а образы. Божественные образы древние латыши создавали из дерева, подобно тому, как это делали греки, римляне, египтяне или христиане.
14.Каким есть Бог?
Бог добр. Все, что человек считал наилучшим, все самые достойные качества народ приписывал Богу. Это называлось «высшее благо», которое содержалось в Боге. Понятие добра очень широко и многогранно, оно выражается в таком понятии как этика. В представлении древних латышей Бог – высший моральный закон и податель всех благ. В дайнах Бог называется добрым, мудрым, работящим и так далее. От Бога приходит только добро, зло приходит от Несчастья (Нелайме), или же недобрых людей. 15. Как Бог помогает?
Бог помогает, посылая удачу в трудах человека. «Помоги себе сам, тогда и Бог тебе поможет», – так гласит народная поговорка. По мере того, как человек живет в этом мире, Бог помогает человеку своей сопричастностью человеческим трудам. Он дает удачу, делает возможным то, что человеческая сила не может достичь сама, без Его помощи. В разных жизненных обстоятельствах можно преуспеть, или же наоборот – потерпеть неудачу. Только лишь абсолютно глупым и нерадивым людям Бог помогает мало. Удача – сверхприродное явление, которое приходит от Бога. Только трудясь, можно получить это сверхприродное, то есть помощь от Бога. Чтобы Бог помог, латыши издревле призывали Его, начиная работу, и благодарили по окончании работы. Бог дает свое благословение на дела человека. Поговорка гласит: «Бог никому хлеба с неба не бросает!» Единственное, что Бог дает человеку, – это благословение, то есть как бы совет свыше. Он приходит к человеку, казалось бы, каким-то сверхъестественным путем, и никто до сегодняшнего дня не может до конца осознать, как же это происходит. От мыслей человека, а также от того, что он делает, зависит счастье или несчастье. Неверующим людям может не хватать совета свыше, но это потому происходит, что они не воспринимают их, оставаясь в неведении. Поэтому в дайнах всегда поется о том, как латыши просят Бога дать им совет, наставление. Он (древний латыш) все старается делать, помня о Боге, и боясь ему опротиветь. Удача и благословение – два главных проявлений милости Божьей человеку. Именно через них Бог дает человеку его жизненный путь.
17. Что есть наивысшим благословением Бога?
Наивысшим благословением Бога есть счастье. Древние латыши считали Бога создателем всего благого на земле. От слова «блестеть», «сиять» (лайст) происходит и слово «лайме», то есть счастье, а также имя собственное – Лайма. В народных латышских песнях у этого слова есть свое особенное значение – удача, судьба, счастье, встреча. Но счастье никогда не бывает состоянием души (в песнях), это значение оно стало приобретать уж в более поздние времена. «Кто с Богом, у того и счастье», – так говорит пословица. Подателем счастья и определяющим судьбу человека считался Бог. Он может дать постоянное и непрерывное счастье в человеческой жизни. Потому древние латыши за счастье всегда благодарили Бога.
18. Что значит чтить Бога?
Богопочитание – это упование на Бога и прославление Его. Это пример истинной религии, которая действительно диктует определенный образ жизни своим последователям. Все, что не достигнуто трудом, – не имеет никакой ценности. Для латышей Бог есть мера всех вещей и средство достижения всех целей. Понятие труда в Диевтурибе основывается на том, что никакой труд в мире не остается бесплодным. Наука учит тому, что никакая энергия не уходит бесследно, будь то духовная энергия или физическая. С помощью духовных и физических усилий человек может повернуть жизнь в нужном направлении. Этого человек может достичь, если будет действовать с согласии с Богом и Его волей. Вот почему усилия диевтуров не исчезли в веках и не померкли, а до сегодняшнего дня приносят народу свои плоды. Латыши почитали Бога сами, не стараясь найти посредника. Не нужно славить Бога в большой толпе, как это делают в христианской церкви.
19. Кто такие Сыны Божьи, часто упоминаемые в дайнах?
Сынами Божьими в латышской мифологии называются небесные светила, то есть, носители света. Целиком естественным есть то, что если латыши называли Бога небесным отцом, то небесные светила в мифопоэтичном восприятии латышей называются «сынами Бога». Сынами Бога древние латыши считали не только Месяц, Молнию, Утреннюю зарю, но также и Усыньша, ведущего солнце, и светлого Яниса. Солнце называется часто «дочкой Бога», женским проявлением Его. Сынов Божьих прославляют согласно годовому солнечному календарю. По латышской мифологии, у Солнца также есть дочери. Сказания о сынах Божьих и дочерях Солнца восходят к глубокой древности, временам, когда была арийская перворелигия. В наших дайнах это сохранилось гораздо лучше, нежели в фольклоре других народов. Это большое наследие для Диевтурибы, Богопочитания.
20. Кто есть Богочеловек?
Богочеловек-это человек с божественными силами и свойствами, качествами. Богочеловек, по сути, это почти то же самое, что святой, праведный. Божественным, одухотворенным человек становится в том случае, если он почитает Бога и живет правильно. Есть множество путей, по которым можно прийти к божественности. Много способов есть и в буддизме, и в индуизме, христианском аскетизме и других религиях. Латышский «метод» достижения просветления, божественности всегда был труд и обычай. Напротив, не придерживаясь этих правил, человек становится слабым и духовно немощным. Божественность – это сила и свойство, которое приобретает человек, становясь угодным Богу, который чтит обычаи и моральные законы.


ПРО ЛАЙМУ
21. Кто такая Лайма в мифологии древних латышей?
Лайма – определяющее начало природы и жизни людей. Лайма – мифологический образ, символизирующий судьбу, вестница воли Бога. Но все же, главная сила, что движет и судьбой, – это Бог, как вечное начало и главная первооснова всего. Он есть подателем счастья и благодати. Можно даже проследить, что глагол «деве» (давать, дает) близко к слову Диевс (Бог). Лайма в представлении древних латышей подчиняется Богу, как рука телу. В народных песнях Лайма предстает как женщина большой красоты. Ни у одного народа нет столько песнен про божество судьбы, как у латышей. Лайме посвящено более чем 1500 дайн! Многие народы признавали тот факт, что события в мире и в человеческой жизни происходят, подчиняясь каким-то высшим законам, и что у всех на земле есть своя судьба. Буддисты и мусульмане считают, что судьба человека не может быть изменена, т. е человек не в силах на нее влиять. С человеческой точки зрения, судьба может быть и доброй, и злой, потому что все исходит от божества судьбы – от Лаймы.
22.Возможно ли увидеть Лайму?
Лайму, так же как и Бога увидеть невозможно, она невидима. Многие не совсем понимают, слыша дайны про Лайму, про то, как она едет, ходит и так далее, что имелось в виду. Иногда это давало повод считать, что латыши поклонялись человекоподобным богам. Это не совсем так, потому как древние латыши имели гораздо более чуткое поэтическое восприятие мира, и четко разграничивали для себя, что поэтический образ, что легенда, а что правда. Ясно, что в древних дайнах не разграничивается мифический образ, и это правда, потому как легенды отражают глубинную, а не поверхностную суть вещей. Также тайные учения говорят о том, что многие люди верят поэтическим образам, потому как им гораздо легче понять через них явления жизни. Образы являются той силой, которая в стремлении стать более ясной, полной, не исключает и возможности материализоваться.
23.Лайма одна?
Лайма имеет три проявления: Лама, Декла, Карта. Латышские дайны связывают Лайму со всем происходящим на свете, в особенности – с человеческой жизнью, с ее зарождением, с женским началом, которое взращивает новую жизнь. Образ Лаймы очень многогранен и приобретал все новые грани. Так как Лайма происходит, по мифологии, из божественного сияния, так же и от нее исходят характерные для него силы. В народном мифопоэтическом сознании они обратились в образы Деклы и Карты. Они держатся настолько близко к Лайме, что очень редко упоминаются по отдельности. Всех их вместе называют Лаймой, и, как правило, им принадлежит особенная роль в создании судьбы человека. Эти три божества судьбы были известны и другим индоевропейским народам. У греков – три Мойры, у римлян – три Парки, у германцев – три Норны.
24. Кто такая Декла?
Декла есть одно из проявлений Лаймы, которая ассоциируется с силой защиты. Так же, как слово Лайма происходит от слова «лайст», то означает «сиять», так и Карта происходит от «карст» – «греть, согревать», а Декла – от древнего» «дет» (значение пока неясно). Это слово сохранилось в текстах дайн и имеет значение «дать», «создать», «сделать». В книге Айхорна пишется, что «у древних балтов есть божество, которое они называют Декла. Она пеленает детей, когда они рождаются. Это было ее основным занятием. В санскрите есть похожий корень «дхе» со значением созидания. На болгарском «дете» – это дети (также значение, связанное с сотворением, созиданием) . Это божество соотносимо с древнеиндийской богиней Кали. «Калет» на латышском языке в древности означало «охранять», «защищать», «хранить». У латгалов «калеинас» означает оборонное укрепление. Близкие слова есть в славянских и латинском языках. Декле и Лайме принадлежит также еще некоторая особенная деятельность, то есть своего рода организация, упорядочивание судьбы. Этим занимается третье проявление Лаймы – Карта.
25. Кто такая Карта?
Карта – это одно из проявлений Лаймы, которая упорядочивает жизнь человека, его судьбу. «Каршана» значит то же, что и «взращивание, воспитание, забота». От деяний Лаймы и Деклы создается новая, особенная сила, равная двум предыдущим. Работу, которую совершают Декла и Карта, может творить и сама Лайма. Карта мало где вспоминается, разве что в тех дайнах, которые повествуют о том, что Карта – та сила, что может все силы объединить в единое целое. Эти все символы сливаются в один, особенный художественный образ, который относится, скорее, не к религии, а к национальной культурной традиции.
26. Что такое несчастье?
Нелайме, то есть несчастье, – это сила, противопоставленная Лайме. Противоположности существовали в сознании людей с древнейших времен – тьма и свет, доброе и злое, счастье и несчастье. Явление непознаваемо без его противоположности. […]
ПРО МАРУ
31.Кто такая Мара?
Мара –  противоположная сторона Диевса. Уже упоминалось о том, что Диевс имеет два начала.
32. Что принадлежит Маре?
Маре принадлежит материя, земля. Мара есть земля, или же, материя во всех ее аспектах и проявлениях. Потому наш народ часто называл свою землю землей Мары. Все арийские религии основываются на дуалистичности – Небесный отец и земная мать. Удивительно, но мы, латыши, сумели сохранить не только собственно идею земной матери, но также ее различные проявления, значения и смыслы. Когда пришло христианство, образ Мары стал ассоциироваться с чем-то сатанинским и был опущен в ад. С другой стороны, Маре пришлось принять обличья, характерные для новой веры. Например, она трансформировалась в образ Марии, в католической традиции. Эта вера долго сохранялась в народе.
33. Каковы проявления Мары?
У Мары бесчисленное множество характеристик. У Мары-Матери проявления меняются в зависимости от того, о чем идет речь – о человеке, природе или же материальном мире. Ее называют так, как необходимо в данный момент. Это может быть Мать воды, земли, леса. Ее образ относится и к более широкому спектру явлений – небесам, природе, людям. Историк Кродзниекс говорил, что «эта великая Земная Мать как бы поделилась на множество других малых матерей, таких как Мать полей, Мать леса, Мать садов, Мать моря и так далее. Их так же много, как и явлений природного, материального мира и того, что создано в нем человеком. У многих других народов также есть подобные мифологические образы. У вавилонян была богиня Иштар, у египтян – Изида, у греков – Деметра,  у германцев – Фрея. 34. Можно ли увидеть Мару?
Мару можно увидеть, услышать и ощутить. Весь материальный мир мы можем увидеть глазами, услышать ушами, ощутить органами чувств. Все, что воспринимают наши органы чувств, идет от Мары. В древности Мара была божеством, которое сохранилось в каменных изображениях. Сквозь холодный камень проступают тепло и свет Милой Мары, подательницы жизни.
35. Мара какая?
M RA IR M A UN SV TA. Мара – милая и святая. Милость и святость-это основные свойства Мары. Это хорошо и точно соответствует ее природе, потому что Мара – это материнское начало. Ее качества – милая и святая – очень древние. Слово «святой» раньше имело еще одно значение – «чистый, белый, светлый». Это означает, что Мара символизирует духовную чистоту, верность чести и обычаям. Божественная Мать называлась милой и святой также и в других верованиях, например в Греции или Египте. Но при этом, Мара, так же как и Лайма, иногда может нести зло людям. Это происходит тогда, когда человеку нужно умереть. Тогда Мара отводит душу от умершего тела. Негативное значение образа Мары перешло в мифологические представления других ародов. Так, у русских это злобная кикимора, немецкая Ночная Мара, буддистское злобное начало Мара.
36. Что дает Мара?
Мара дает плодородие. Мара хранит тайны жизни и плодородия. Это почти непостижимо, каким образом душа, созданная Диевсом, может воплотиться в теле, чтобы стать живым существом. Мара дает не только новую жизнь, но также и достаток, богатство. Она является также хранительницей хозяйства, домашнего очага. Как покровительница домашних животных, она выступает еще как хранительница всего, что связанно с деньгами, торговлей.
37. Кому помогает Мара?
Мара помогает всем женщинам. Женщинам всегда было ближе женское проявление Диевса, то есть Мара. В жизни женщин есть много особенных случаев, когда нужно обратиться именно к женскому началу, а не к мужскому. Мара всегда помогала женщинам в жизненных трудностях, особенно в уходе за детьми. Мара особенно благосклонна к тем, у кого нет родной матери, к сиротам. Здесь Мара в чем-то похожа на Лайму. Но это не означает, что образ Мары заступил, занял место Лаймы после принятия христианства. Задачи Лаймы – определение судьбы человека – остались ее. Никто другой их не перенял себе.
38. С какими символами ассоциируется Мара?
Символом Мары из животных является корова. Мара часто почиталась и как покровительница животных. Ей посвящены животные, которые ближе всего человеку и имеют значение для сельского хозяйства. Древние погагали, что за этими животными скрывается и сама Мара. Эти свидетельства записаны еще в 1606 году иезуитсктим миссионером Стибингом, который писал, что в Латгалии почитается «коровья богиня». Из вышесказанного ясно, насколько Мара далека от христианской Девы Марии.
39. Как почитают Мару?
Так же, как и Диевса, Мару вспоминают, просят в молитвах, прославляют и воспевают. С глубокой древности сохранились особенные торжества в честь Мары. В середине недели есть особенная традиция вечер четверга посвящать Маре. Это очень древняя традиция, так как, например, еще египетская Изида также, согласно мифологии, родилась в четверг. В этот день, согласно традиции, нужно было отдыхать. По народному календарю, в начале осени празднуется день Мары. После принятия католицизма Маре стали посвящать и другие дни, но в дайнах это не упоминается.
40. Кого в дайнах называют «дочерями Мары?»
Дочерями Мары называются силы природы. В дайнах говорится о дочерях Мары. Упоминаются они и все вместе, и по одиночке. Одно из имен дочери Мары – Мариетыня. Они воспеваются в дайнах как Дочери матери моря, Северные дочери и. т.д. Дочери Мары – это могущественные силы природы, которые могут изменять свое обличье. Они предстают в различных поэтический образах. Нигде не упоминается, что у Мары есть сыновья. Здесь не оправдалось ожидание «сравнения» Мары с христианской Девой Марией. Из этого видно, что Материя спрятана в разных формах и проявлениях. Ни физика, ни химия не могут ответить на вопрос, что же это такое материя. Она говорит о ней, но объяснить не может. Мы признаем то, что сама материя имеет божественное происхождение. Этого не признает ни христианство, ни буддизм, ни ислам. Научное объяснение Диевса, Лаймы и Мары проистекает из нового понимания богопочитания.


© Copyright: Бируте Ланге, 2015
Свидетельство о публикации №115090208581


Рецензии
Бирут, спасибо за перевод! Узнал много нового о сакральной стороне жизни латышского народа. Как убеждённому пантеисту (Бог един и всеобъектен), мне довольно близки представления древних балтов о существе Бога и характере его проявления в материальном мире. Это сущностная сторона. Теперь о качестве перевода. Замечу, что перевод ещё во многом шероховат и содержит как смысловые, так и грамматические ошибки. Тексту необходима редакторская правка!

С наилучшими пожеланиями, Игорь Лукашенок!

Игорь Лукашенок   09.09.2015 12:27     Заявить о нарушении
Игорь, спасибо большое! Полностью с вами согласна-тексту действительно нужна правка. Поработаю над этим.

Бируте Ланге   09.09.2015 14:26   Заявить о нарушении