Гаспаров и Брюсов о Логаэдах ч2 Сапфо Фалех Алкей


Гаспаров М.Л.

Долгий индоевропейский стих, 11-сложник, стал началом
другой семьи эолийских размеров, менее многочисленной, но более
употребительной.

хххх  оох  1о1х
хххх  хоо  1о1х
{И то, и то, -- Триштубх.}

Мы помним, что в ведической метрике этот 11-сложник дал размер триштубх: 4 произвольных слога, потом 3 слога с обязательными
двумя краткими подряд и потом женская концовка. В эолийской метрике урегулирование этого размера пошло еще дальше от конца к началу: обязательно-долгие слоги разместились через один, и получился ритм {ПОЛУЧИЛСЯ РИТМ...} «сапфического 11-сложника»:

1о1х  1оо  1о  1х
ВСЕблаги`м несу` олимпи`йцам че`сть я...

А из него произошли два других 11-сложника, только не усечениями и не раздвижениями, а, так сказать, сдвигом по фазе {ВЕЛИКОЛЕПИССИМО!!! Великолепсическое сравнение! Великолеписсическое! Не ну это ж надо так сказать: сдвиг по фазе. ОДНАКО.}. Если последний слог сапфического 11-сложника перенести из конца в начало, то получится ритм «алкеева 11-сложника» (кроме него, были еще «алкеев 10-сложник» и «алкеев 9-сложник», но они производились от других основ {НЕ СЕМЕЙСТВ?}):

х1о1х  1оо  1ох
я ВСЕблаги`м несу` олимпи`йцам че`сть...

Если же, наоборот, два первых слога сапфического 11-сложника  перенести в конец и начать счет с третьего слога, то получится ритм {ПОЛУЧИТСЯ РИТМ...} «фалекова 11-сложника» (фалекия) — этот размер вошел в
употребление гораздо позже, им много писал Катулл, но основа у него — та же древняя, эолийская:

хх 1оо 1о1о1х
Я несу` олимпи`йцам че`сть благу`ю...

Такова вторая семья эолийских лирических размеров — те,
которые берут начало из сапфического стиха, а через него из
индоевропейского 11-сложника. {СНОВА... ПЕРЕВЕДИ!}


Брюсов В.Я.
§87 [стр. 115]
Сапфический меньший.

...есть сложный метр, образуемый двумя колами: первая состоит из: 1) двух стоп хорея, обычно ипостасуемых эпитритом 2-м {1о11} и 2) арсиса [удара] дактилической стопы, после которого всегда, а перед которым часто стоит цезура; вторая -- из 1) тезиса дактилической стопы [двух неударов] и 2) двух стоп хорея... Примеры:

На святых горах от владыки мира. (В. И.)

Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко. (Вер.)

Русский стих такого метра разлагается на два полустишия: [3-стопный Хорей с мужским окончанием и 3-стопный Хорей], то есть метр обращается в 6-стопный Хорей [с липометрией третьей стопы, -- минус слог, -- 1о 1о 1? 1о 1о 1о].

Таким образом ритм малого сапфического метра, в русском стихе, вполне совпадает с ритмом Катуллова одиннадцатисложника [Фалеха]. Следовательно, ритму малого сапфического метра также соответствуют стихи:

Колыхается океан ненастный... и т.д. (К. П.)

§82 [стр. 112]
Алкеев одиннадцатисложник (гендекасиллаб)

есть сложный метр, относимый к логаэдическим метрам с распространённой басой, так как он делится постоянной цезурой на две колы, из которых первую можно рассматривать как басу. Строй второй колы...: стопа дактиля и последующих 2 стопы хорея с каталектическим окончанием [мужским окончанием колы: 1оо 1о 1]. Строй первой колы (распространённой басы): короткий слог [неудар], как анакруза, и две стопы хорея, часто ипостасируемые эпитритом 2-м [1о11]. Примеры:

Мелькают маски, [/] бледные тени снов. (Бр.)

Велят дельфийцы отрокам с пением...
(В. И.)
Афина -- дева, [/] браней владычица.

Ритмически метр разлагается [ТА БАЗАРУ НЕТ] на два стиха чистого [Я БЫ СКАЗАЛ ПОМЫТОГО] метра, -- 2-стопный ямб с женским окончанием и 2-стопный дактиль... . Пример:

Я долго верил
Нежным видениям,
Годины мерил
Я наслаждением. (Бр.)

§ 81 [стр. 111]
Фалехов одиннадцатисложник (гендекасиллаб) или Катуллов стих (cаrmеn Phаlеucium [кармен Фалекиум?])

есть сложный метр, образуемый: 1) стопой хорея (баса); стопой дактиля и 3) последующими 3 стопами хорея... с большой цезурой обычно после арсиса 2-го (1-го из заключительный) хорея [1о 1оо 1/о 1о 1о]. Примеры:

Плачьте, Венеры все и все Аморы. (Перев. Бр.)

Те, что ночь напролёт [/] я пил как струи. (Бр.)

Перенесение постоянной цезуры по 2-го тезиса [неудара] дактиля обращает метр в 6-стопный хорей с липометрической большой цезурой [то есть] после арсиса [удара] 3-ей стопы. Примеры:

Майи сын тебя мне велит восславить. (В. И.)

Ритмически метр совпадает со стихами:

Колыхается океан ненастный,
Высь небесную кроет сумрак синий. (К. П.)


Я.

Если вкратце, то Фалех так же подходит к Сапфо, как дамская шляпка к седлу овечки Долли. И, слов нет об их подходящей друг к другу Ритмике: Ужоснах!

Вот, позвольте, две их общие формы:
1
Колыхается океан ненастный -- Сапфо-Фалех.
2
Плачьте Венеры все и все Аморы -- Фалех-Сапфо.

И даже тут, кто-то из них главный. А для Брюсова всё одно. Повторюсь, слов нет. Но,

Более подробно об этих трёх Метрах, в следующем эссе...


Рецензии
Серьёзное исследование. Спасибо!
А где же Комментатор? удалили?)))

Виктор Дванольодинвосем   27.01.2023 13:25     Заявить о нарушении
Я не удаляю. Если он был значит удалился сам. Спасибо!)))

Рихард Мор 2   27.01.2023 13:39   Заявить о нарушении