Весна в тюльпанах
Весна в тюльпанах
aut non tentaris, aut perfice. (Или не берись, или доводи до конца.)
Пролегомены[1]
Тюльпаном[2] англичане называют
Систему реформации идей,
Воззрения Августина что вбирая,
Дошла до нас реформ как корифей.
А на Руси известна она стала
Как самая желанная пора.
Как триумф, победа, воскресенья знамя,
По-русски просто говорят – весна[3].
И будто бы в кулак пять пунктов сжались,
Держа меч Духа, ратный кладенец[4].
Сквозь тьму веков, с невежеством сражались,
Чтоб благодати воссиял венец.
Британии аскет восстал Пелагий
Острот не знавший в битве со грехом.
« Infelix ego homo »[5] — кто на стяги «убогий человек я» — кто на стяги
Не водружал, повергшись пред Христом.
Холодный будто мрамор склеп доктрины
Поветрие бездушия навевал.
В грязи, слепой, покинув кротовину,
О небесах орлу крот толковал…
Слепцу ли зорко стать в дозор полночный,
Глухому ли прислушаться к тиши?
Безногому ли мчаться что есть мочи,
Иль мертвому петь песни для души?
Так квазибрат, водимый чуждым рвеньем,
Гиппонского священника корил
За квинтэссенцию о плоти бренной:
Вели, но прежде, дай что повелишь.
Не мог вместить Пелагий вести неба,
Что благодать благое в нас творит:
Бог, восхотев, родил народ победный.
А вам о чем-то это говорит?
Вдыхая дух весеннего тюльпана,
Перебирая каждый лепесток,
Лилейным переливом наслаждаясь,
Воспримем мы Божественный урок.
Всеобщая греховность(Total Depravity)
Не болен мир, а мертв по преступленьям -
Таков тюльпана первый постулат.
Он в стан свой адвокатов не приемлет,
Он сам судья и сам же адвокат.
Коль тяжелобольного пациента,
Последняя в ком искорка горит,
Припишет врач к ненужным элементам:
Он этим – скажем прямо – согрешит.[6]
Кто утверждает, что во плоти бренной
Таится некий добрый элемент,
Оспаривает Божье заключенье -
Нет жизни в нас ни на один процент.
Вступает в спор об этом лишь невежда,
Заумное кто мнит в простых словах,
Запачканный, в изорванных одеждах,
Пустот полегче, менее чем прах.
С годами глас ничтожных увядает,
Тысячелетий же тюльпан цветёт.
Эссенцию Голгофы разливает:
Лишь мертвый воскресение обретёт.[7]
Единственно воля Божия. Безусловноеизбрание(Unconditional Election)
И коль добро, творящего на свете,
Не сыщешь, ровным счетом, никого,[8]
Тюльпан предельно просто нам ответит,
Что следует из вывода сего.
Избранье без наличия слов: «если,
За то, лишь тем, лишь после и тогда».
Противник препоясывает чресла,
Но слишком опояска коротка.
Примером безусловного избрания
Нам служат дети, взятые в чертог.
Не брал их Бог путем голосования,
libertas voluntatis[9] им не впрок. Свобода пресловутая не впрок.
Божественное с Богом все сравнимо, (И коль Божественно – сравнимо с Богом)
А коль сum Deo[10], взглянем на Христа. А коли с Богом, взглянем на Христа
Он первый Избранный tricte sic dicta[11 ](Он первый Избранный в значеньи строгом)
Не за талант, заслуги и дела.[12]
И чтобы верно мыслить об избранье
Нам нужно верно мыслить о Творце.
О том, кто мы в системе мирозданья,
О смерти, о Голгофе, о Кресте.
Спасение дано не по заслугам,
Избрание, de facto[14], веры мать.
Не мы избрали Бога нашим Другом,
А Он нас восхотел Себе избрать.
Кто согласился с первым утверждением,
Закон усвоит верный во втором:
Не прозвучит,“clamor”[15], как “casus belli” не призовет к войне столь дерзновенно,
Вещь подчиненная одна другой.[16]
И чтобы быть предельно лапидарным,
В «pernecessarius»[17] две мысли мы возьмем: две мысли главным образом возьмем
Кого и как призвал Творец Державный…
Тем принцип и причину подчеркнем.
Мы в стан войдем всех призванных к служенью.
Окинем взглядом с ног до головы…
Восторг в глазах сменился изумленьем,
Сплошные массы – серые столбы…
Немного мудрых, сильных благородных
Та невидаль средь призванных найдет.
Но Бог избрал ничтожных и убогих,
Из брения избранье восстает.
Итак: «кого» – врагов и нечестивцев…[18]
А для чего – нам Павел пояснит:
Чтоб Господом одним могли хвалиться
И плоть необратимо упразднить.[19]
Дана нам благодать не по заслугам
И не ценой угодных Богу дел.
Мы благодатью стали «Божьим другом»,
В Нем наша святость, праведность, удел…
Признать себя experimentum crucis[20] признать себя – «эксперимент могучий»
Греховно и опасно и смешно:
Дать зайцу крылья и подкинуть с кручи –
Коль не вспорхнешь, не быть тебе орлом…
Не кролик мы с приставкою «крылатый»[21]
Орлиная природа нам дана.
У нас ведь крылья, а не просто лапы.
Парить – удел великого орла.
Не опыты творил Творец Премудрый
Сынов родил – в нас гены Божества.
Рожденный от Него грешить не будет,
Но чтит и славит своего Отца…[22]
Спасение индивидуальное (Limited Atonement ( i.e. Particular Redemption))
Негоден каждый – это стало ясно,
ex quo emergit[23] — не за что избрать. Из чего видно, не за что избрать
А посему об искуплении властно, А посему весть искупленья властно,
Нам возвещает третий постулат. Нам открывает третий постулат.
Вопрос спасенья индивидуален,
Огулом в храм, да не ан масс[24] к Творцу. Огулом в храм да не гурьбой к Творцу
Пред ликом Его сингули предстанем Предликом Его порознь предстанем
И t;te-a-t;te[26] отчет дадим Отцу. Лицом к лицу отчет дадим Отцу.
Ничтожна вера в массового бога,
То есть в спасителя безликих масс.
Влюбленного в свой принцип строго, Влюблен кто в принцип свой безмерно строго,
Свое кто ценит, а не просто – «нас». Кто слеп к душе и видит только «нас»
Писание нам Бога открывает,
Как Пастыря отбившейся овцы.
Кто девяносто девять оставляет,
Заблудшую в Свой стан чтоб принести. Заблудшую в загон чтоб принести.
В пустыне не кричит Бог громогласно:
«Кто хочет, может стать Моей овцой.
Поход чтоб не был, важно мне, напрасным,
Лишь бы с овцой, нет разницы какой.»
О нет! овец Он знает поименно. Своих овец Он знает поименно
И жизнь Свою Господь отдал за них.
В Его руках защита всем спасённым,
На дланях начертал Он их Своих.
Три взгляда на вопрос аполутросис:[28] Три взгляда в искупления вопросе,
Никак не скажешь – это три кита. Никак не скажешь – это три кита.
В апокатастасис [29] один уносит, В мысль о спасении всех один уносит,
Не близнецы и остальные два.
Твердит второй: Спасенье всем возможно.
Бог личностей конкретных не избирал.
Пропитан универсализмом [30] тоже,
Всех ремонстрантов[31] жалкий идеал. Арминиуса жалкий идеал.
За всех? – мы спросим, — значит всем спасенье?
Конечно нет! – оскалятся они.
Быть может за кого-нибудь отдельно?
И тут ответят вежливо: ни… ни…. и тут ответят – нет, — или – ни… ни…
«Любой спасется, если…» — вот их лозунг
А к «если» и талмуд[32] нагромоздят.
Что ж, смерть Христа бездейственна, должно быть,
Пока не вступит в силу наше «Я»...?
Кто ж ограничил Господа в спасеньи,
Коль, даже и спасенный не спасен?[33]
Тогда как мы твердим об исчислении:
Их счет песку морей уподоблен.[34]
Еще вот с чем, брат Сперджен, предлагает
Повальное спасение сравнить:
Огромный мост до неба поднимает
Но лишь до середины его нить.[35]
О нет! Идти уж лучше по канату,
Протянутому из конца в конец.
По одному, ступая чисто, свято,
Чем всем на мост, не виден где конец.
Правдивыми чтоб быть, сказать должны мы,
Что все ж вторые с третьими в родстве:
Не все спасутся – в этом мы едины,
Не раз Евангелие твердит: «Не все….» Писание нас учит, что не все.
Лишь третий взгляд завесу поднимает
над тайной воплощения Христа:
В глубокий сон Бог Сына погружает,
Чтоб кость от кости вышла от Креста.[36]
Невестою зовется эта тайна,
Сын Божий же зовется Женихом.
Единство наше с Ним трансцендентально,
Но имманентно ощутимо в Нем.
За Свою Церковь стал Христос Гоэлем[37]
Пустырь из-за сокровища купил.[38]
И как глава неразделима с телом
Искупленный так с Ним неразделим.[39]
Ни Петр, ни Иоанн нам и ни Павел,
(хотя и они тоже) но Христос
Вопрос спасения открыл словами:
Которых дал Ты Мне – Я превознес.[40] Я, данным Мне, жизнь вечную принес.
Слова же «всех» и «многих» в примиреньи,
Поверьте, не нуждаются друзья.
Где нет разрыва логики с ученьем,
Там нить и Ариадны всем видна.[41]
А для проверки надо нам поставить,
Знак равенства для «многих» и для «всех».
Коль истину сей принцип не убавит,
То плод нам обеспечит и успех.
Христос Спаситель всех и все же многих.
Он Бог и в то же время Человек:
Как Человек – о всех в защиту молвит;[42]
Как Бог оковы рабства с Церкви сверг.
In summo[43] скажем, нет лицеприятия
У Господа, Владыки всех миров.
В Свои Он примет каждого объятья,
Услышав, кто откликнется на зов.
Неотразимая благодать (Зов, который невозможно отвергнуть) (Irresistible Calling)
О зове мы сказали не случайно
Четвертого коснувшись лепестка
Так как Господь зовет к Себе не стайно
По имени глаголет Он: «Пора!»[44]
Есть общий зов для знатных и ничтожных,
Он всем повсюду каяться велит.
Прийти к Творцу любому просто можно,
Игры здесь нет – как кто-то говорит.
На зов должно откликнуться творенье,
Господство своего, признав Царя,
В свободной воле искренно, смиренно,
Не прячась, не лукавя, а любя.
И мы предтечи Господа в пустыне:
Исправьте стези, выправьте пути.
Спасенья дверь отверста и доныне,
Пришедшему не скажет Он: «Уйди…»
Но легче бурным водам водопада
По капле вспять спеша вздыматься ввысь,
Чем падшему творенью, гнева чаду,
К Творцу направить взор, иль слух, иль мысль.
И потому всем чудесам есть чудо –
Смиренный грешник пред своим Творцом.
Смолкает ум, теряется рассудок, Не в силах охватить сей акт рассудок,
А вера тихо шепчет: Это Он.
Он из волка ягненка сделать может,
Он из врагов творит Себе друзей.
Он атеиста верующим тоже
Способен сделать мудростью Своей.
На сей призыв, нельзя сказать не слышу,
Ответ ему не ведом: «Не приду…»[45]
О нем брат Каргель дерзновенно пишет,
На этот зов все говорят: «Иду…»[46]
Дамокловым мечем[47] нависло «если» ,
Кому сто бед один сулят ответ.
Ты если… жив и если… свят, и если…,
И если так же… видишь Божий свет.
И так как нет возможности взять скальпель,
Писания чтоб фибры отрезать,
Трость лжепророка без смущенья взял ты,
Их ясный смысл чтоб дерзко искажать.
Дилемму разрешить предельно просто:
Двум сторонам пред Господом предстать.
И кредо изложить с приставкой «досто-».
Превознести причину, так сказать.
Я верю, – скажет пусть арминианин, -
Что я Тебя вниманием почтил.
Ты звал весь мир, пришел же я – восхвалим!
Не есмь яко же прочие[48]…. Аминь…
Молитва эта, скажете кощунство.
Собрату ж, не кощунство ль говорить:
«Бессилен Бог, воспламенить в нас чувства,
Которые к блаженству приведут»?
Тогда как ясно говорит Писание:
Любви в нас нет, нам Бог ее дарит.[49]
А по себе и без Него мы сами,
Отродье, порождение ехидн.
Но вот, тюльпана друг, хвалу направил,
И замер небожителей хорал.
В тревоге ад – лежачего не свалишь,
А первый лепесток гласит: «я прах…»
Открыла персть перст Божий фараону,
Преткнулись, пали чары и волхвы.[50]
Ничтожных стон поверг гордыню в стоны,
И мизерере[51] актом стал хвалы.
«Среди живущих худшего не сыщешь,
И если б не избранья благодать,[52]
Я пренебрег бы тем, что меня ищешь,
Не смог бы зов любви Твоей принять.
Хвала Тебе, и твердо это знаю,
Ни добрый нрав, старанья, иль закон,
Мне право быть на небе представляют,
Ты восхотев родил меня, я Твой…»
Из двух, увы, в стыде мы видим первый,
И, слава Богу, он последним стал.
Блудница ж, мытарь и разбойник верой
Спасенье приняли, как Божий дар.
Итак, спасенья зов – глас благодати,
Он званьем именуется святым.[53]
Является Бог славы и тогда-то
Свободу обретаем вместе с Ним.[54]
Абсолютное спасение[55] Стойкость святых Perseverance of the Saints
На венчике тюльпана лист последний
Зовем его мы стойкостью святых.
Он небывалым отливает рдением – неведанным он …
Голгофской кровью – знамениемживых.
Итог всего,финита, заключение.
И «Совершилось» слышится с креста.
Забил источник вечного спасения,
В шаббат [56] вошла спасенная душа.
Войти в покой – не значит стать беспечным,
А жить в тревоге вовсе не покой. Но и тревога тоже не покой
Вошел в него лишь тот, кто стал далече, Его найдет, кто иго взял на плечи
От всех натуг спастись своей рукой. [57]
Так дерево нас радует плодами,
По ним и узнаем мы что есть что.
Не тужится плоды свои дать яблонь
«Кровавый пот» не встретишь у нее.
Не бросит ее так же в «пот холодный»
Мысль вместо яблок терном обрасти.
Ксилема[58] сок распределяет ровно,
Питая ветви, листья и плоды.
Нам ясно говорит Христос: «не может
Обитель зла плоды добра нести.
И, vice versa [59], в добром зла нет тоже,
Хоть ряд людей его б хотел найти. Искатели хоть есть его найти.
Арминианин дерзко заявляет:
Бывает все же, что ни говори…
И ясный смысл, угаром иль дурманом,
На нет, в неверии, силится свести.
Однако quoquo modo se res habet {60}
Не их опровергатьесть наш удел.
Архангел Михаил пример оставил:
Господь да запретит… – им скажем всем.
Я знаю, разделю… – поем мы в псалмах[61]
Нектар тюльпана, собирая вновь.
И «Милостив будь…» [62] слышим, как ни странно,
Из стана тех, кто кличет «будь готов».
Никто не скажет, верю что погибну
И, кто там знает, буду ль со Христом….
Кто памятник решит себе воздвигнуть:
Сам захотел…, сам сделал…, сам спасен…?
Страшнейшее же зло арминианства
Лишение покоя во Христе:
Спасеньем кто решится наслаждаться,
Когда едва ль есть силы на успех?
Бесстыдно лжет, на истину Господню,
Живет кто силой воли, не Христом:
Себя кто знает – в страхе тот нервозном;
А кто не знает – фарисей во всем.
Мы ж Богу воспоем хвалу за милость
Быть верными, быть стойкими, быть в Нем.[63]
За веры дар, за дар любви, за силу,
Которую черпаем так же в Нем.
Не стыдно нам признаться – мы ничтожны,
И, хаясь, себя прахом называть.
Хвалиться же: «Храним десницей Божьей»,
В основу полагая благодать.
Спасение не есть кусочек хлеба,
В карман, который кто-то положил.
И в страхе проверяя, был, иль не был,
Не взял бы кто, иль где-то обронил… трястись, чтоб вдруг в пути не обронил
Пусть это хлеб, но только не в кармане
Чрез пищу, нашей плотию он стал.
От вечности мы были в Божьем плане.
И предузнал – не значит угадал.
Должны мы верить всем обетованьям.
И всем предупрежденьям нужно внять:
Голени перебить — есть указанье,
Но – кость не сокрушится – не отнять…
Опасность есть – восстанут лжепророки,
Чтоб чудесами избранных прельстить.
Благие же «Если возможно»[64]строки,
Нам говорят, не стоит в страхе жить.
Есть для овец опасность – враг приходит,
Чтобы украсть убить и погубить.
Но Божий Сын нас к истине приводит:
Послушлив Мой, и вечно будет жить…
На мыльном пузыре свободной воли
Не долог упоительный полет.
Хоть радужно блистает его “soli…”[65],
Но дальше чем Икар[66] он не уйдет.
Владение сие двух лепт дешевле
Отказ же от него всего ценней.
Обманется такой – мы скажем – saeve [67]
Себя кто не признал за персть перстей.
Пугать быть может способ эффективный, Пуганья меры может эффективны
Но лишь для тех, кто к Богу поостыл.
Таблетками кормить необходимо,
Лишь тех, кто признан в обществе больным.
Здоровых же насытим хлебом жизни:
Не на себя смотри друг, а на Крест.
Мы в Господе уж верою в Отчизне.
Воскресло тело, как Глава воскрес.
Воскресший ненавидит грех не меньше,
Чем вовсе б ад и не существовал.
И к пойлу тяготенье его меньше,
Чем запах трупа пчел бы привлекал.
Уверенность святых лишь только в Боге,
Он от грехов, а не в грехах их спас.
И жизнь свою, оплакав некрологом,
Победной жизни получили власть. Жизнь в Боге в новом свете разлилась.
Не быть, чтоб многословными, добавим:
Пока война, не скажешь – покорил.
Иоанн же дерзновенно заявляет –
Рожденный верой, мир сей победил.[68]
Клаузула [69]
Из Terra мы incognita предстали
Лицом к Orbis terrarum[71] про тюльпан.
Чудесные открылись взору дали
Во тьме свет жизни страждущим был дан.
Итак, вернуться надо нам Ad fontes:[72] …к истокам
Смирен – кто целиком себя отверг,
И мыслит о себе – mendici sontes[73] …во мне нет проку
Избранья суть – свет нищих не померк.
Таких лишь благодать введет в Отчизну:
Мосты кто за собой бесследно сжег.
Не ищет панегирик кто, ни тризну[74],
Но все во всем – Благой, Всесильный Бог.
Кто мыслит о себе подобно Павлу:
Господь меня избавит от злых дел,
И сохранит для вечности, чтоб славу
Ему лишь одному вовеки пел.[75]
А чтоб предостеречь, открыто скажем:
Аид взрастил тартара асфодель[76]
Добро назвал он злом, блеск снега сажей
Танату[77] быть Гермесом [78] повелел.
И горе-вестник ложь понес по свету,
Глумясь над каждым нежным лепестком.
Быть может, вы слыхали «песню» эту?
Иль хуже, вам и лейтмотив знаком?..
Последний лист в полузакрытой книжке,
Последний раз мы скажем, друг проверь:
Тюльпана ли мелодию ты слышал,
Иль это выл Аида асфодель?
02.04.2014 год
[1] (греч. prolegomena — предисловие, введение). Рассуждения, имеющие целью дать предварительные сведения о предмете; введение в изучение чего-либо.
[2] подтвердив позицию, сформировавшуюся в период Реформации и ясно изложенную французским теологом Жаном Кальвином, Синод в Дорте сформулировал свои Пять принципов каливинизма, в противодействие Ремонстрации, арминианской системе. Иногда их приводят в форме акростиха, составляющего слово "TULIP"(русск. — тюльпан).
Total Depravity (i.e. Total Inability) 1. Полная греховность (т.е. полная неспособность)
Unconditional Election 2. Безусловное избрание
Limited Atonement (i.e. Particular Redemption) 3. Ограниченное искупление (т.е. индивидуальное спасение)
Irresistible Calling 4. Призвание, которому невозможно противостоять
Perseverance of the Saints 5. Гарантия святым
[3] 1. Всеобщая испорченность
2.Единственно воля Божия
3.Спасение ограничено
4.Неотразимая благодать
5.Абсолютное спасение
[4] меч-кладенец В русских былинах и сказках: богатырский меч, служащий герою для одоления сильного противника и наказания тех, кто нарушил своё обещание или предал.
[5] Бедный я человек! Рим. 7.24(а)
[6] Каракас. Во время отпевания покойник встал в гробу, оглянулся вокруг и вскрикнул… Он понял, что его собираются хоронить. Несколько минут спустя он скончался от сердечного припадка. На этот раз смерть была, вне всякого сомнения. Родственники "живого трупа" Роман Ривера Родригеза обратились к прокурору, требуя, чтобы врач, констатировавший смерть в первый раз, разрешивший хоронить живого человека, был привлечен к ответственности
[7] Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Матф.18:11
[8] как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови;
разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их.(Рим.3:10-18)
[9] Свободная воля
[10] с Богом
[11] Стриктэ сик дикта – Называемый так в строгом смысле
[12] Мы не можем сказать, что Христос стал Христом, потому что Бог предвидел, что ответ на призыв стать Им, будет положительным. Мы говорим, что Он избран только потому, что Он есть Христос.
[13] де-факто, фактически, в реальности, на самом деле
[14] боевой клич (лат.)
[15] "Случай войны", повод к войне (лат.)
[16] Вещи подчиненные одна другой, не противопоставляются… Ж.Кальвин «Наставление в христианской вере» Книга2 гл.17,1
[17] Пернецесариус — весьма нужный, крайне необходимый (лат.)
[18] Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.(Рим.5:6) Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.(Рим.5:10)
[19] Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом. (1Кор.1:26-31)
[20] Экспериментум круцис – Решающий эксперимент
[21] Подопытный кролик (также: шутл.; о человеке, на котором проверяют те или иные положения, теории и т.п.)
[22] Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.(1Иоан.5:18)
[23]Экс кво эмергит – из чего следует (явствует)
[24] (фр.) en masse – вместе, совместно
[25] singuli (лат.) – поодиночке, порознь, каждый отдельно
[26] Тэт а тэт (фр.) – лицом к лицу
[27] Корпоративное спасение – Бог избрал корабль, а не экипаж…
[28] ;;;;;;;;;;; (греч.) — искупление
[29] ;;;;;;;;;;;;(греч.)- восстановление 2) реабилитация. (восстановление какого-л. предмета или же возвращение личности в прежнее состояние или время, когда с приходом Мессии должны исполниться пророческие предсказания об утверждении царства Божия на земле; более узкий смысл приобретает апокатастасис в учении знаменитого христ. богослова и философа Оригена (осуждено 5-м Вселенским собором) о постепенном очищении как душ человеческих, так и демонов, учении, которое в своих выводах исключает то, что ад означает вечное проклятие). В отношении искупления «фактический универсализм» утверждал, что Христос умер за всех, и поэтому все без исключения спасены.
[30] Это учение называется «гипотетический универсализм» Новая Женевская учебная БИБЛИЯ
[31] "Ремонстрация" (документ из 5 глав, выпущенный в 1610 после смерти Арминия, излагающий догматы арминианства о спасении) the Remonstrance
[32] талмуд (talm;dh наставление, свод правил от l;madh — изучение) – Свод религиозных трактатов, содержащий основные религиозно-этические и правовые положения иудаизма (складывался с 3 в. до н.э. до 5 в. н.э. на основе толкований Ветхого Завета); иносказательно — (толстая книга)
[33] Т.к. никто из истинно спасенных не знает, останется ли верным до конца, по сотериологии арминиан. Страшная вера, что, Сам Бог не является утешением, а всего лишь сторонним наблюдателем…все зависит от тебя. 99 звеньев Бог предоставил из каленой стали твое же последнее глиняное звено ответственно выдержать груз, и только если…
[34] Быт.13:16 сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; Евр.11:12;
Ос.1:10 Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: "вы не Мой народ", будут говорить им: "вы сыны Бога живаго".
Откр.7:9После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.
[35] Индивидуальное спасение (Ограниченное искупление) Ч.Х.Сперджен том 4, стр.7 (63 тома англ.)
[36] И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (Быт.2:21-24); Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.(Еф.5:29-33)
[37] ;;;;; (евр.: го'эль) Искупитель, "поборник", "мститель", "гарант", "защитник" или "родственник-избвитель”; Ин.6,37-40; 10,27-29; Рим.8,28-39; Еф.1,3-14; 1Пет.1,20
[38]Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.(Матф.13:44)
[39] потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. (Еф.5:30-32); 1Кор.12:12-27; Еф.1:23; Рим.12:5
[40] Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои… И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Ин.17,9.22-23
[41] О чём-л. помогающем разобраться в сложной обстановке, выйти из затруднительного положения. По имени Ариадны. Согласно древнегреческому мифу, Ариадна, дочь критского царя Миноса, внучка бога солнца Гелиоса, помогла афинскому герою Тесею, убившему чудовищного Минотавра, выбраться из лабиринта при помощи клубка ниток, конец которого был закреплен при входе.
[42] Сей самый Дух Христов побуждал Павла говорить: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти». (Рим.9:3)
[43] в конце (концов), напоследок
[44] Вот тут они все, которых Бог в вечности предузнал и предопределил; они теперь здесь во времени призываются Им. Никто не будет забыт или пропущен и никого Он не обойдет. Нет таких, которые были бы слишком незначительные, слишком плохие, слишком отдаленные, слишком глухие и зачерствелые; Бог всех их зовет и они идут, как Матфей, Закхей, разбойник на кресте, Савл и Лидия. Не общий призыв (Мф.20:16; 22:14) здесь подразумевается, но тот: особенный и личный, где душа познает, что это касается ее, хотя Бог и не зовёт: Самуил, Самуил… (1Цар.3:3-10), или: "Савл, Савл..." (Деян.9:3-4). С таким призывом обыкновенно связано два обстоятельства: Бог дает открытое сердце и внимательное ухо (Иоан.6:43-45; Лук.10:22-24; Матф.11:25-З0), так что зов проникает в глубину, и там он становится неотразимым зовом. Позванный пробирается вперед, даже против своего желания (Иер.20:7); он не может сказать "нет", и в конце концов он падает к ногам Господа. Этот призыв называется еще "званием святым (2Тим.1:9), потому что идет прямо от Святого (1Петр.1:15) и кто его примет, почувствует, что это не есть импульс (побуждение) собственного сердца, или человеческие уговоры, которые тянут его на высоту. Все, которые следуют этому призыву становятся "братьями", святыми, участниками в небесном звании" (Евр.3:1). "А кого Он призвал, тех и оправдал". Не только Он примирил их с Собой, но Он их поставил в такое положение, в каком на них не осталось никакого пятна перед Богом. Это славное наше положение перед Богом нам ведь уже описано. "Но которых Он оправдал, тех Он и прославил". Перед Богом стоят призванные Им и оправданные Им,- как уже и прославленные. Он называет то, что еще не осуществилось, как уже осуществленным (Рим.4:17). Мы часто боязливо смотрим на поприще от оправдания до прославления и мы почти не осмеливаемся уверенно взглянуть на славную конечную цель, на самую высокую точку. И это не удивительно, потому что эта точка включает в себя полное освящение, преобразование всей нашей сущности, участие в божественной природе, сохранность для блаженства, подобие Сыну Божьему. Но Бог об этом говорит так, как будто оно уже достигнуто потому что Он в Своей не изменяющейся любви, в Своей мудрости, всемогуществе и правдивости Сам является гарантией вечного и полного искупления. У Него, начиная с постановления Его воли в прошлом, настоящем и будущем, как бы нанизываются звенья цепи друг за другом, так что, как апостол здесь показывает, получается бесконечная цепь любви, которой достаточно, чтобы охватить истекшую и будущую вечность вечностей. Этой цепью любви охвачены все без исключения искупленные. (И. В. Каргель. Толкование 5,6,7 и 8 глав Посл. к Римлянам)
[45] А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. (Рим.8:30)
[46] См. ссылку 39
[47] О постоянно грозящей опасности, беде, несчастье. По древнегреческому преданию, сиракузский тиран Дионисий Старший (конец V-IV вв. до н. э.) предложил своему фавориту Дамоклу, завистливо считавшему его счастливейшим из смертных, на один день свой престол. Осчастливленный Дамокл во время пира внезапно увидел над головой обнаженный острый меч, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия.
[48] Я не таков как прочие(слав.)
[49] любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (Рим.5:5)
[50] И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри жезл твой и ударь в персть земную, и сделается [персть] мошками по всей земле Египетской. Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь. (Исх.8:16-19)
[51] miserere mei. Domine " Помилуй меня, Боже"; катол. молитва, представляет собою текст 50/51 псалма, начиная с 3-го стиха; тж. музыкальное произведение на этот текст.
[52] Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Рим.11:5
[53] спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,(2Тим.1:9)
[54] … Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,… (Деян.7:2)
Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, (2Пет.1:3)
[55] Тройное спасение: от вины, власти и силы греха (привычки грешить)
[56] ;;;;;; (евр.) покой, суббота
[57] Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. (Евр.4:10)
[58] (от греч. xylon — срубленное дерево) (древесина), ткань высших растений, служащая для проведения воды и растворов минеральных солей от корней к листьям и другим органам. Состоит из проводящих элементов (трахеид, сосудов), механических (либриформ) и паренхимных клеток.
[59]"Обратной чредой", наоборот; в обратном порядке, обратно.
[60] как бы то ни было
[61] Я знаю, разделю С Ней славу я Твою
С ней буду петь я пред Тобой Спасенною душой. (о Церкви. прим. авт. )
№351 «Песнь возрождения» изд. « Христианин» 2002
[62] Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
(Лук.18:13)
[63] … даю совет, как получивший от Господа милость быть [Ему] верным. (1Кор.7:25)
[64] M't:24:24: For there shall arise false Christs, and false prophets, and shall shew great signs and wonders; insomuch that, if it were possible, they shall deceive the very elect.(KJV) досл. «…если бы это было возможно…»
[65] Soli libertas voluntatis (единственно свободная воля), в противовес истинно реформаторским постулатам:
1 Sola scriptura («только Писанием»)
2 Sola fide («только верой»)
3 Sola gratia («только благодатью»)
4 Solus Christus («только Христос»)
5 Soli Deo gloria («только Богу слава»)
[66]В греческой мифологии: сын легендарного греческого мастера — умельца Дедала, с которым он был заточен на острове Крит. Дедал смастерил себе и Икару крылья из перьев и прикрепил их воском к плечам и рукам. При побеге из заточения Икар опрометчиво поднялся на этих крыльях высоко в небо, приблизившись к Солнцу. Воск расплавился, крылья отпали, Икар упал в Эгейское море и утонул (эта часть Эгейского моря стала называться впоследствии Икарийским морем).
[67] Сэве — жестоко
[68] Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. (1Иоан.5:4) всякий – это не многие, а каждый… победа, победившая мир – означает завершенность действия, а не превалирование на каком-то этапе…
[69] лат. clausula — заключение, концовка. В риторике — конец речевого отрезка, важный для оратора в произносительном и стилистическом отношении
[70] Terra incognita (тера инкогнита)Неизвестная земля; неизведанная страна; — нечто совершенно неизвестное или недоступная, непостижимая область.
[71] Orbis terrarum (орбис терарум) "Круг земель" т. е. вся земля, весь известный мир
[72] "К источникам" — о необходимости в научной работе обращаться к первоисточникам, а не брать материал из вторых рук, т. е. из пересказа, перевода и т. п.
[73] Мендици сонтэс – ничтожный, жалкий преступник (мн.ч.)
[74] У древних славян: заключительная часть похоронного обряда, состоявшая из жертвоприношений, военных игр, состязаний, а позднее из поминальных пиршеств.
[75] И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь. (2Тим.4:18)
[76] Асфодель — дикий тюльпан мрачного подземелья Аида В греко-римской традиции символизирует рай, острова Благословения, Елисейские поля. Впоследствии асфодель стал погребальным символом смерти и скорби и ассоциировался с кладбищами и руинами
[77] Танатос (Танат, Фанат), в греческой мифологии бог — олицетворение смерти
[78] Первоначально Гермес почитался как бог скотоводства и пастухов, только позднее — как вестник олимпийских богов
Свидетельство о публикации №115083100730