Гаспаров и Брюсов. О Логаэдах. Итог ч. 1. Ануштубх

Итак, подытожим первую часть. Вначале о Хориямбе.

Простой пример Асклепиада меньшего, состоящего из двух кол, где первая, если здраво смотреть, даже НА СХЕМКУ! -- это, Ферекратей с мужским окончанием 1о1оо1; и 2-стопный Анапест оо1оо1; но у Гаспарова Хориямбы мерещатся. Ну да в таком случае, любой Трёхсложник, это россыпь Хориямбов:

1оо1оо1оо
о1оо1оо1о
оо1оо1оо1

А то, что далее следует Аристофаник с мужским окончанием, не оправдывает Гаспарова (он же ж наверное по цельной схемке их аргументировал):

1о1001^1001о1

О да, -- Хориямбы! Но ведь это просто схемка! Всеголишь схемка. Где при желании я могу добавить о её магическом происхождении:

ХОРЕЙ+/Хориямб+Хориямб/+ЯМБ

Как вам, два Хориямба, окружённых Хореем и Ямбом?

Причём же ж как, судить по схемке Гликонея хх1оо1ох о сильных местах даже не Асклепиада, а его самого, наряду с Ферекратеем, уже далеко заведомая -- чушь. Так ведь тем же макаром я могу сказать, что сильная часть Гликонея, -- Адоний 1оо1о, сиречь Д2ж. Впрочем, хватит. Бред какой-то, говорить о сильных местах стиха глядя на схемку. Вот так, они (переводчики) Асклепиада меньшего и переводят. Об Асклепиаде большем вообще молчу!

Впрочем, мелькнула мысль. Хотите Гликонея? Получайте:

Слизать нежность с чужих витрин (с)

о1_1о о1 о1

о1 1оо 1о 1

Смеюсь! По Гаспарову, самая сильная часть этой строки (переакцентированного) Гликонея (в первой стопе): ...НЕЖНОСТЬ С ЧУЖИХ...

Ну и, продолжая тему нежности, получите переакцентированный Асклепиад (с улучшенной первой частью по Гаспарову):

Слизать нежность с витрин^вечность укутав в прах

о1_1о о1^1о о1о 1

о1 1оо 1^1оо 1о 1

...НЕЖНОСТЬ С ВИТРИН^ВЕЧНОСТЬ УКУ...

Повторюсь, вот так они и варят УКУ в своих переводах Асклепиадов.

Теперь, об Аристофанике. О котором у Гаспарова ни слова. Только логика его отсутствия. Как и всех Дактиле-хореических логаэдов. Ну не вписываются они по Гаспарову, -- в его искусственную картину оплодотворения мира Хорео-дактилическими логаэдами! Хотя, возможно в этом виноват Мейе и его ведические проповеди? В которых Гаспаров не углядел ещё одного интересного ДХ собрата, -- Ямебея. Потому что если... впрочем, пора уже поговорить об Ануштубхе. Ещё раз его схемка:

хххх  о1ох

Первые четыре произвольные слога дают вот такую картину:

Если есть что сказать скажи
И пусть вечность рассудит всё
Если этой звезде гореть
То значит скоро вновь богам
Лунной тропой спускаться в мир
И с нами жизнь свою искать

1о_1 0_о1 о1
о_0_1о о1о 1
1о_1о о1 о1
о_1о_1о 1 о1
1о_о1 о1о 1
о_1о_1 о1 о1

Гликоней
1о 10о 1о 1
о0 1оо 1о 1
1о 1оо 1о 1
4-стопный Ямб
о1 о1 о1 о1
Ямебей8
1оо 1о 1о 1
4-стопный Ямб
о1 о1 о1 о1

Найдите мне, если сможете, помимо этих трёх Метров, какие-нибудь ещё? А, ну да, есть, если учитывать последний слог безударным:

Лунной тропой дороженькой
Силы света спускайтесь в мир
В основе жизни радуясь

1о о1 о1оо
1о_1о о1о_1
о1о_1о 1оо

Аристофаник
1оо 1о 1о о
Гликоней
1о 1оо 1о 1
3-стопный Ямб, д
о1 о1 о1 оо

То есть получается ещё один Метр (от которого так просто не отделаться! Да?), -- Аристофаник с дактилическим окончанием. Хотя конешно смешно, а что поделать? Я об окончании. Но благодаря ему, Я4 и Я3 равны только в слоговом объёме.

Итак, что даёт нам ведический Метр:

СИЛЛАБОМЕТРИКУ

1.  1оо1о1о1 -- Ямебей, м
2.  1оо1о1оо -- Аристофаник, д
3.  1о1оо1о1 -- Гликоней

СИЛЛАБОТОНИКУ

4.  о1о1о1о1 -- Я4
5.  о1о1о1оо -- Я3д

Итого: 4 Метра и 5 Размеров.

ИЗ БОЛЬШЕГО МЕНЬШЕЕ...

Вот когда родители детей делают это да, это нормально.

И наверное от этого отталкивался Гаспаров, когда из большего получал меньшее?

Правда, родители, я слышал, делая детей ничего не отрезают от себя. А потому... Впрочем хватит сравнений.

Логаэды (Все. И в данном случае Дактиле-хореические) начинаются с малого, то есть с Аристофаника:

1оо 1о 1о

Далее, следует Ямебей_9:

1оо 1о 1о 1о

Ямебей_9, представленный в Ануштубхе с мужским окончанием.

А все Хоре-дактили начинаются с Ферекратея:

1о 1оо 1о

А уж потом, после него и Гликоней (древнегреческий):

1о 1оо 1о 1

По Метру, он всё же с женским окончанием:

1о 1оо 1о 1о

Далее, от Гликонея, следует Фалех (вобщем к каждому концу предыдущего Метра добавляется Хорей*):

1о 1оо 1о 1о 1о

и т.д.

*
1о1оо1о -- Ферекратей. (+Хорей)
1о1оо1о10 -- Гликоней. (+Хорей)
1о1оо1о1010 -- Фалех.

и т.д.

Но. Плюсовать стопы Хорея, это не говорить о Ритмике Размеров. А для Гаспарова, это похоже одно и тоже. Семейство. Какое семейство!

Собственно, что я вам рассказываю? Смотрите сами:

Девять крыш Хорея  http://www.stihi.ru/2015/06/07/6577

Всё это вычисляется по Метру. Благодаря Стопе. Но с Хориямбами Гаспарова только что и варить уку. И думать, красота...

Ну и на это печальной ноте всё, -- по первому семейству Логаэдов. Но сага о Них не закончена.

В продолжении, часть вторая, -- 11-сложники и ведический Метр Триштубх.


Рецензии
Благодарю!
Интересная статья.
И комментаторы интересные (для меня как врача)))
С уважением,

Виктор Дванольодинвосем   27.01.2023 13:22     Заявить о нарушении
Вы психиатр?)))

Рихард Мор 2   27.01.2023 13:33   Заявить о нарушении
Как и многие из нас.))) Любитель.
В настоящее время пенсионер, букхантер и исследователь пентона.

Виктор Дванольодинвосем   27.01.2023 13:38   Заявить о нарушении
Стараюсь создавать различные образцы пентона. http://stihi.ru/2020/12/17/5951

Виктор Дванольодинвосем   27.01.2023 13:42   Заявить о нарушении
Надо идти дальше!)))

Рихард Мор 2   27.01.2023 13:42   Заявить о нарушении
Но всё-таки, чтобы проявить любовь друг к другу, остановитесь на минутку здесь.

Петр Новицкий   01.02.2023 03:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.