Гаспаров и Брюсов. О Логаэдах. Итог ч. 1. Ануштубх
Простой пример Асклепиада меньшего, состоящего из двух кол, где первая, если здраво смотреть, даже НА СХЕМКУ! -- это, Ферекратей с мужским окончанием 1о1оо1; и 2-стопный Анапест оо1оо1; но у Гаспарова Хориямбы мерещатся. Ну да в таком случае, любой Трёхсложник, это россыпь Хориямбов:
1оо1оо1оо
о1оо1оо1о
оо1оо1оо1
А то, что далее следует Аристофаник с мужским окончанием, не оправдывает Гаспарова (он же ж наверное по цельной схемке их аргументировал):
1о1001^1001о1
О да, -- Хориямбы! Но ведь это просто схемка! Всеголишь схемка. Где при желании я могу добавить о её магическом происхождении:
ХОРЕЙ+/Хориямб+Хориямб/+ЯМБ
Как вам, два Хориямба, окружённых Хореем и Ямбом?
Причём же ж как, судить по схемке Гликонея хх1оо1ох о сильных местах даже не Асклепиада, а его самого, наряду с Ферекратеем, уже далеко заведомая -- чушь. Так ведь тем же макаром я могу сказать, что сильная часть Гликонея, -- Адоний 1оо1о, сиречь Д2ж. Впрочем, хватит. Бред какой-то, говорить о сильных местах стиха глядя на схемку. Вот так, они (переводчики) Асклепиада меньшего и переводят. Об Асклепиаде большем вообще молчу!
Впрочем, мелькнула мысль. Хотите Гликонея? Получайте:
Слизать нежность с чужих витрин (с)
о1_1о о1 о1
о1 1оо 1о 1
Смеюсь! По Гаспарову, самая сильная часть этой строки (переакцентированного) Гликонея (в первой стопе): ...НЕЖНОСТЬ С ЧУЖИХ...
Ну и, продолжая тему нежности, получите переакцентированный Асклепиад (с улучшенной первой частью по Гаспарову):
Слизать нежность с витрин^вечность укутав в прах
о1_1о о1^1о о1о 1
о1 1оо 1^1оо 1о 1
...НЕЖНОСТЬ С ВИТРИН^ВЕЧНОСТЬ УКУ...
Повторюсь, вот так они и варят УКУ в своих переводах Асклепиадов.
Теперь, об Аристофанике. О котором у Гаспарова ни слова. Только логика его отсутствия. Как и всех Дактиле-хореических логаэдов. Ну не вписываются они по Гаспарову, -- в его искусственную картину оплодотворения мира Хорео-дактилическими логаэдами! Хотя, возможно в этом виноват Мейе и его ведические проповеди? В которых Гаспаров не углядел ещё одного интересного ДХ собрата, -- Ямебея. Потому что если... впрочем, пора уже поговорить об Ануштубхе. Ещё раз его схемка:
хххх о1ох
Первые четыре произвольные слога дают вот такую картину:
Если есть что сказать скажи
И пусть вечность рассудит всё
Если этой звезде гореть
То значит скоро вновь богам
Лунной тропой спускаться в мир
И с нами жизнь свою искать
1о_1 0_о1 о1
о_0_1о о1о 1
1о_1о о1 о1
о_1о_1о 1 о1
1о_о1 о1о 1
о_1о_1 о1 о1
Гликоней
1о 10о 1о 1
о0 1оо 1о 1
1о 1оо 1о 1
4-стопный Ямб
о1 о1 о1 о1
Ямебей8
1оо 1о 1о 1
4-стопный Ямб
о1 о1 о1 о1
Найдите мне, если сможете, помимо этих трёх Метров, какие-нибудь ещё? А, ну да, есть, если учитывать последний слог безударным:
Лунной тропой дороженькой
Силы света спускайтесь в мир
В основе жизни радуясь
1о о1 о1оо
1о_1о о1о_1
о1о_1о 1оо
Аристофаник
1оо 1о 1о о
Гликоней
1о 1оо 1о 1
3-стопный Ямб, д
о1 о1 о1 оо
То есть получается ещё один Метр (от которого так просто не отделаться! Да?), -- Аристофаник с дактилическим окончанием. Хотя конешно смешно, а что поделать? Я об окончании. Но благодаря ему, Я4 и Я3 равны только в слоговом объёме.
Итак, что даёт нам ведический Метр:
СИЛЛАБОМЕТРИКУ
1. 1оо1о1о1 -- Ямебей, м
2. 1оо1о1оо -- Аристофаник, д
3. 1о1оо1о1 -- Гликоней
СИЛЛАБОТОНИКУ
4. о1о1о1о1 -- Я4
5. о1о1о1оо -- Я3д
Итого: 4 Метра и 5 Размеров.
ИЗ БОЛЬШЕГО МЕНЬШЕЕ...
Вот когда родители детей делают это да, это нормально.
И наверное от этого отталкивался Гаспаров, когда из большего получал меньшее?
Правда, родители, я слышал, делая детей ничего не отрезают от себя. А потому... Впрочем хватит сравнений.
Логаэды (Все. И в данном случае Дактиле-хореические) начинаются с малого, то есть с Аристофаника:
1оо 1о 1о
Далее, следует Ямебей_9:
1оо 1о 1о 1о
Ямебей_9, представленный в Ануштубхе с мужским окончанием.
А все Хоре-дактили начинаются с Ферекратея:
1о 1оо 1о
А уж потом, после него и Гликоней (древнегреческий):
1о 1оо 1о 1
По Метру, он всё же с женским окончанием:
1о 1оо 1о 1о
Далее, от Гликонея, следует Фалех (вобщем к каждому концу предыдущего Метра добавляется Хорей*):
1о 1оо 1о 1о 1о
и т.д.
*
1о1оо1о -- Ферекратей. (+Хорей)
1о1оо1о10 -- Гликоней. (+Хорей)
1о1оо1о1010 -- Фалех.
и т.д.
Но. Плюсовать стопы Хорея, это не говорить о Ритмике Размеров. А для Гаспарова, это похоже одно и тоже. Семейство. Какое семейство!
Собственно, что я вам рассказываю? Смотрите сами:
Девять крыш Хорея http://www.stihi.ru/2015/06/07/6577
Всё это вычисляется по Метру. Благодаря Стопе. Но с Хориямбами Гаспарова только что и варить уку. И думать, красота...
Ну и на это печальной ноте всё, -- по первому семейству Логаэдов. Но сага о Них не закончена.
В продолжении, часть вторая, -- 11-сложники и ведический Метр Триштубх.
Свидетельство о публикации №115083106920
Интересная статья.
И комментаторы интересные (для меня как врача)))
С уважением,
Виктор Дванольодинвосем 27.01.2023 13:22 Заявить о нарушении
В настоящее время пенсионер, букхантер и исследователь пентона.
Виктор Дванольодинвосем 27.01.2023 13:38 Заявить о нарушении
Виктор Дванольодинвосем 27.01.2023 13:42 Заявить о нарушении
Петр Новицкий 01.02.2023 03:07 Заявить о нарушении