Гаспаров и Брюсов. О Логаэдах. Ч. 1. Асклепиады
Гаспаров М.Л.
Другой путь развития — за счет раздвижения в середине. {А ЧЁ ТАМ РАЗДВИГАТЬ?!} Если посмотреть на гликоней {ЕСЛИ РАЗДВИНУТЬ, ЕСЛИ ПОСМОТРЕТЬ... А чё на него смотреть, ОН ЧЁ, -- БАБА?}, то легко выделяется главная, самая
ритмически характерная его часть — середина {НУ ЕЩЁ БЫ...}, два кратких слога между двумя долгими, «хориямб» (хорей + ямб, 1оо1), а вокруг него двухсложный зачин и двухсложная концовка. Ощутив такое
разделение {ВСЕМИ ФИБРАМИ...}, уже нетрудно было удлинить стих: вставить {ПО ПЕРВОЕ ЧИСЛО...} между зачином и концовкой не один, а два хориямба {ВОБЩЕМ, НАКАЧАТЬ ЕГО ПЕНОПЛАСТОМ И ПОЛУЧИТЬ} («малый асклепиадов стих»):
хх1оо1/1оо1ох
Всеблагим воздаём / честь небожителям...
и даже три хориямба {БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ!!!} («большой асклепиадов стих»):
хх1оо1/1оо1/1оо1ох
Всеблагим воздаём / с чистой душой / честь небожителям...
Так разрослась {Я БЫ СКАЗАЛ ОПЫЛИЛАСЬ} первая семья эолийских лирических размеров — те, которые берут начало из гликонея, а через него {ПЕРЕВЕДИ!} — из
индоевропейского 8-сложника.
{Господи, ну кто говорит, что Метрика скучная наука?!}
2г
Брюсов В. Я.
§84 [стр. 113]
Асклепиадов меньший.
...сложный метр, образуемый двумя колами [полустишиями]: первая состоит из 1) стопы хорея (баса); 2) стопы дактиля и 3) последующей стопы хорея [с мужским окончанием]; вторая есть вторая кола алкеева одиннадцатисложника, т.е. состоит из 1) стопы дактиля и 2) последующих двух стоп хорея [с мужским окончанием], причём последний слог -- обоюден. [АГА, АГА. А ЕЩЁ НА МОРЕ КАЧКА БЫВАЕТ... Хм, ну я так понял, что последний слог может быть ударным, а может быть и безударным.] Примеры:
Крепче меди себе [/] создал я памятник. (Востоков)
...
Русский стих такого метра обращается в сложный метр, образуемый 2 стопами анапеста и последующими 2 стопами дактиля. Примеры:
Вековечный воздвиг [/] меди я памятник,
...
Позабыть, позабыть [/] грустное прошлое!
(Бр.)
§85
Асклепиадов больший... есть сложный метр того же строения, как малый, но между двумя колами вставлена третья, образуемая стопой дактиля и арсисом (долгим слогом) [ударом] последующей стопы, которую можно рассматривать, как стопу дактиля и как стопу хорея, иначе, эта вторая (средняя) кола представляет собою полную стопу хориямба. Примеры:
Всенародным судом [/] отдали вы [/] родину бедную. (В. И.)
...
Русский стих такого метра разлагается на три третьестишия: первое -- 2-стопный анапест; второе -- 1-стопный хориямб; третье -- 2-стопный дактиль. Пример:
Никогда, никогда -- мига светлей в жизни не ведал я. (Бр.)
3г
Я.
1)
Итак, по простому, Асклепиад меньший, это Ферекратей с мужским окончанием, плюс Аристофаник с таким же, -- Хорей+Дактиль+Хм/Д+Х+Хм -- 1о1оо1/1оо1о1;
или 2-стопный Анапест и/ Аристофаник с мужским окончанием, -- оо1оо1/1оо1о1;
или как сказал Брюсов, Ан2/Д2, -- оо1оо1/1оо1оо.
Хотя, ритмически вариант Брюсова это не совсем Асклепиад меньший:
Дни, недели, года / солнцу светить в веках
Позабыв, позабыв, / грустное прошлое!
Позабудь, позабудь, грустное прошлое!
В днях, неделях, годах, снова светить звезде
Проблема здесь не в начале, а в окончании. Например:
"
Ой, мороз-мороз, не морозь меня,
Не морозь меня, моего коня,
Моего коня белогривого.
"
Первые две строки -- Сапфо, м. Третья, -- Пкбс, д.
Жалко, что Брюсов не заметил целых двух Хореямбов в меньшем Асклепиаде! Но, да ладно, специально для Гаспарова:
Верю звёздам моим долго в веках гореть
Пойдёт? Только всё равно, сказочки это и только сказочки про Хориямбы. Для мальчиков и девочек. Даже в моём примере их нет. Потому что и ВЕРА и ГОРЕНИЕ, это не пустышки для строки. Не говоря уже о том, что так, как рассуждает Гаспаров, не совсем правильно со всех точек зрения. Вот, например:
Если гореть вечным Огнём звёздам в ночи
Выйдет на свет жизни своей вечный Рассвет
Дню пропоёт славную песнь в честь торжества
Бури и мглы в ласковом дне вечной Зари
Вот здесь, хоть захореямбтесь. Только не выдумывайте Хореямбы на пустом месте. Ну, если только на здравом:
Если солнцу светить жёлтым огнём
Позабыть, позабыть вечности гнёт.
Как вечность икнёт:-D хочь
Захореямбтесь!
2) Асклепиад больший.
Сложный Метр. И, непонятно зачем Брюсов так долго рассуждал о второй хориямбической коле? Вот уж действительно, это и есть Хориямб, и к бабке не ходи. Но,
а)
Всенародным судом [/] отдали вы [/] родину бедную.
Всенародный судом вы о`тдали родину бедную
б)
Никогда, никогда -- мига светлей в жизни не ведал я.
Здесь сложно что-нибудь добавить, кроме как спросить, кто так будет писать? Только что переводить...
В заключении этого отрезка, хочется ещё раз подчеркнуть о странном желании Гаспарова заговорить уважаемую публику. Да, да, в данном случае речь о Хориямбе.
О нём, и не только о нём, в подведении итогов первой части, -- в следующем эссе...
Свидетельство о публикации №115083106181