Мои 5 копеек о строфике

 
Чтобы было наглядно и доходчиво не только профессорам от поэзии, я не буду употреблять термины терцины, секстины, октавы, что по-русски: 3-стишия, 6-стишия, 8-стишия. Под строфикой понимается общая композиция стихотворного текста на уровне, превышающем стих, то есть строку.
Удивляюсь тому, что критиканы "Про Федота Стрельца..." Филатова не раскритиковали за то, что там между поэтическими строками проза. Как так? Он же не выдержал очень многого! Шутка, конечно. А если серьёзно, то меня немного коробит то, что государь и Федот говорят так, будто их одна мать родила и уму-разуму учила. Речь у них, как две капли воды. Опять надо требования соблюдать, каноны силабо-тоники?
А я вот написал 115 8-строчных блоков речи деда-олигарха в виде ответов на вопросы своего сына, прошедшего зарешеченные университеты, а также внука студента-отличника. Хочу наделить их разной речью, как это есть на самом деле. Никак не соберусь. И вводная часть написана совсем иначе: другие длины строк, другие строфы и размеры.
Если мне скажут, что это - нарушение правил стихосложения, пошлю такого критикана туда, куда Макар телят не гонял.
 Прошу прощения у Александра Сергеевича, но его знаменитую онегинскую строфу, состоящую из 14 стихов (строк), буду считать сочетанием трёх разных 4-стиший с замыкающим 2-стишием, которые постоянным повтором в таком порядке образуют онегинскую строфу – более крупную единицу членения произведения.
Упаси вас Бог(!) отступить от постоянного количества стихов и установленного следования их друг за другом! Критиканы не посмотрят на смысловую законченность, потребуют налить водицы… ради шаблона. Им, наверно, не ведомо, что сам Пушкин допускал такие отступления… если было нужно! Хорошо ещё, что критиканы не усмотрели в великом поэте неумеху. Формализм на формализме с нежеланием понять стихотворца.
Вот если поэт вписался в исторически сросшиеся формальные признаки, превращающие стихотворение в одну из твёрдых форм (схему), тогда бурные аплодисменты. А иначе… ни-ни! Шаг вправо, шаг влево – равносильно побегу! Ах, Пушкин! Как тебя не пристрелили за отступления от своей же онегинской строфы?!
О! Сонет! (и в воздух чепчики!). Теперь сонет – не только сложная строфа, но и жанр. Что такое сонет? Вот юмористический пример этой застывшей формы из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух 4-стиший на 2 рифмы и двух 3-стиший на 3, реже – на 2 рифмы.
 
Однажды дома я весь вечер просидел,
От скуки книгу взял – и мне сонет открылся.
Такие ж я стихи сам сделать захотел.
Взял лист, марать его без милости пустился.
 
Часов с полдюжины над приступом потел.
Но приступ труден был – и, сколько я ни рылся
В архиве головной, его там не нашел.
С досады я кряхтел, стучал ногой, сердился.
 
Я к Фебу сунулся с стишистою мольбой;
Мне Феб тотчас пропел на лире золотой:
«Сегодня я гостей к себе не принимаю».
 
Досадно было мне – а все сонета нет.
«Так черт возьми сонет!» – сказал – и начинаю
Трагедию писать; и написал – сонет.
 
(И.И.Дмитриев. Сонет)
 
Вопрос: а если немножко изменить рифмовку, например в 3-стишиях? Халтура? Нет! Формальный подход! Форма важнее содержания! Искусство жонглирования чепчиками ради искусства в стиле барокко.
И почему критиканы не заметили в этом сонете 10 (о! ужас!) глагольных рифм из 14? В сонете можно? А почему в других случаях нельзя? Если глагольные рифмы помогают выразить глубокий смысл, не только допустимо, но и необходимо и незаменимо! Если рифмовыпендривание ради рифмы… грош цена той рифме, какие бы части речи не сочетались там между собой.
А вы не допускаете, что нарушением подобных форм можно что-то оттенить, выделить? Например, если кульминация, чувства на пределе, почему не перейти от abab к aaab или abbb? Почему не укоротить последнюю строку и этим приёмом не забить гвоздь? Нарушение?
Я, например, считаю строфу ababb, где последняя строка укороченная, очень удобной для выделения главного из предыдущей строки. О Боже! Это противоречит силабо-тоническому стихосложению?!
Приведу своё «К маме… к заросшему дому…»
 
- Как пишешь ты стих? - вдруг спросили меня.
- Не знаю... Не знаю...
Как будто из бездны, с небес, из огня
Слова вынимаю...
 
Вопрос повторили, немного виня:
- Да ты нас не слышишь!
- Поймите! Поймите! Услышьте меня!
Вам сердце напишет.
 
Я к маме… Я к маме вернулся домой.
К заросшему дому…
И бросило, будто, всего с головой
То в пламя, то в омут…
 
Не поняли? К маме!
К заросшему дому!!!
Попробуйте сами!
То в пламя, то в омут...
 
К маме...
К дому...
В пламя...
В омут...
 
Строки выпаривались до тех пор, пока не остались кристаллы соли. Горькие… очень горькие кристаллы…
Вам недостаёт водицы, чтобы было «правильно»?
Да плевать я хотел на такие правила!


Рецензии