Всегда ли в рифмах смак?

Конец – твореньям всем венец!
Стихи* венчает рифма.
Писцу** откроется ларец            
Не антилогарифмом!
 
*Стих – стихотворная строка.
**Писец – лицо, занимающееся ведением налоговых бумаг в Древней Руси.
 
Современный малец, не понимая сути, возможно, скажет: «Класс! Складно написано!  Как считалочка при игре в салочки: эники-беники(веники) ели вареники».
Бессмыслица? Это не важно. Главное – «-еники». Хотя… знающие идиш, услышат: «Внуки Бени(Вени) ели вареники». Особенно при украинском произношении - «Эныкы Бэныкы йылы варэныкы».
Так и у многих критиков – оценщиков (не ценителей!) поэзии. Им дай «качественную рифму», как косметику для прыщавой рожи!
Программа Rhymes 3.7 предоставит вам рифмы, рассортированные по качеству, частям речи и количеству слогов в словах. Ещё бы немножко ума! Но с этим нередко проблемы. Но рифмоплётство в цене. Чтобы увидеть ум, надо же быть умным.
 
Величаво-златоглавым стать бы облачку навечно,
На закате, в час рассветный плыть тихонечко, беспечно,
Не взмывая в небо птицей, затмевая взору лица.
Я влюбился. Не забуду эту сказку-небылицу,
Где плывёт голубоглазка, мне росою улыбаясь,
В речке дивно отражаясь с горностаем* белой лаской**.
Ты куницею*** приснилась (или в дрёме захотелось?)
И жар-птицей на покосе на рассвете этой ночью.
 
*Горностай – небольшой пушной зверёк семейства куньих с белым (зимой) ценным мехом и чёрным кончиком хвоста.
**Ласка – зверёк с тонким и гибким телом, очень похож на горностая, лишь немного мельче и без чёрного кончика хвоста.
***Куница – пушной зверёк семейства куньих с ценным красновато-коричневым мехом.
 
Дайте  это нашим критикам. Они напишут, что в первых четырёх строках (стихах) рифма качественная, а вот в последующих… её нет, и это преступление перед поэзией. При желании они могли бы увидеть в недрах «улыбаясь - отражаясь», «голубоглазка - ласка + немго раньше – сказка», но у неё «страшный» дефект – однородная она. Вот если бы рифмовались существительное с прилагательным, наречием, глаголом…
Почему я ушёл от рифмы? Чтобы декольте не мешало запомнить лицо! Чтобы рифма НЕ МЕШАЛА читателю, НЕ ОТВЛЕКАЛА от голубоглазки, что росою улыбалась, в речке небом дивно отражалась лаской с горностаем (белыми облаками) и куницами (пылающими в небе величаво-златоглавыми жар-птицами).
 
00 1000 10 \\ 11 1000 10
10 1010 10 \\ 10 1000 10
10 1010 10 \\ 00 1010 10
10 1010 10 \\ 10 1000 10
10 1000 10 \\ 10 1000 10
10 1000 10 \\ 00 1010 10
10 1000 10 \\ 10 1000 10
11 1010 10 \\ 10 1010 10
 
При желании, конечно, можно сказать, что здесь 8-стопный хорей с большим количеством пиррихиев на своём «законном месте» - в третьей стопе, о чём я писал в «О пиррихиях замолвлю слово». Но я сделал разбивку иначе потому, что слышу мотив пеона-1 (1000), многими не любимого. Умеют критики делить размеры на качественные и не качественные, лимитируя для них оценки.
Если бы не было четвёртой стопы 10, пеон-1 оказался бы в конце стиха (строки), ударение падало бы на четвёртый слог с конца, что ещё хуже, чем в дактилической рифме (ударение на  третий слог с конца стиха). Потому везде после пеона-1 (1000) стоит 10.
Вдохновение? Оно, конечно, нужно. Но я услышал вначале разливный мотив стихотворения о любви и природе, затем записал его в виде 10 1000 10 // 10 1000 10.  Не выполнил "план" на все 100%? Но и в 1010 мотив пеона-1 слышится.
Слова приходят позже. Вот здесь вдохновляйтесь!


Рецензии
Согласен с Вами, Виктор. Не "хорошая" рифмовка, а игра с рифмами создаёт выразительность стиха.
Мои впечатления от восприятия. И рифмы, и сам стих раскрывается не сразу, а после второго или третьего прочтения. И именно тогда приходит понимание, почему именно так, а не иначе написано.
Первые 2 строки идут "тихонечко", чему и соответствует статичная рифма (назовём так рифму с малой вариацией звучания) "навечно - беспечно". Конечно, можно назвать эту рифму небогатой и "нехорошей", но именно она выполняет свою задачу.
В третьей строке появляется внутренняя рифма, и облака взлетают.
И так далее.
После третьего чтения начинаешь осознавать, что всё это именно про облака, в разных их ипостасях, вариациях и отражениях.
И всем этим вариациям сопутствуют вариации рифмы, которыми также начинаешь любоваться, осознавая их выразительность.
В общем, согласен с Вами.
Стих мною ощущается не вполне законченным, но не думаю, что такая незаконченность создаётся именно исчезновением рифм. У меня есть пример исчезновения рифм в окончании вполне законченного стиха - http://www.stihi.ru/2008/10/29/3788
Каким делать стих, решать, разумеется, автору. Если он хочет внести нотку неопределённости в концовку, не делая некого смыслового акцента, то так тому и быть.
С уважением, Дмитрий

Маштаков   31.08.2015 11:05     Заявить о нарушении
Если честно... это написано во время написания статьи для ПРИМЕРА. Потому и не закончено. Цель была другая: что-то иметь под рукой в качестве слайда.

Виктор Дюкарев   31.08.2015 14:14   Заявить о нарушении
Но давайте, посмотрим на последнюю строку -
"И жар-птицей на покосе на рассвете этой ночью."
Она - заключительная не только по своему положению, но и по своей особой структуре. Вроде бы без рифмы, как и предыдущие. Да не совсем. Есть повтор - "на", и ритмика очень чёткая - ритмика как бы возвращается на последней строке, таким образом маркируя её.
Интересна и роль ослабления стиховой меры. Согласно общему правилу - там, где ослабляется стиховая мера (отсутствует рифма в нашем случае), там усиливается мера прозаическая и проступает фразовая интонация. Если в словах есть номинативный смысл, то на этом смысле появляется акцент.
Но какой номинативный смысл имеет "жар-птица"? Ясно, что это образ (образ чего - дело другое, небо подобно жар-птице, или отсвет от него на покосе? Или просто фантастический образ?), и образ этот проступает ярче на фоне ослабленной стиховой меры.
Это всегда так - метафора в прозе всегда проступает ярче, чем в стихах. По той причине, что в прозе она очевиднее. Зато стихи можно густо насытить метафорами. А если автор сделает это в прозе, то читатель скажет - очевидный бред. Про стихи он этого не скажет.
Такие интересные мысли.
Дм.

Маштаков   31.08.2015 14:34   Заявить о нарушении
Конечно, всё интуитивно делается. Но потом можно объяснить )))
Чем литературоведы и занимаются.
Дм.

Маштаков   31.08.2015 14:36   Заявить о нарушении
Я ушёл от рифмы для того, чтобы она не затмевала, не мешала увидеть, представить образ жар-птицы величаво-златоглавой (облаков на закате или во время восхода). Там же (ближе к зениту) и белые облака, представленные мной горностаем вместе с лаской. Хотите увидеть в них жениха и невесту? Пожалуйста!

Виктор Дюкарев   31.08.2015 20:00   Заявить о нарушении
Хотя к этому описанию больше подходит фотография здесь http://www.stihi.ru/2015/08/30/14

Виктор Дюкарев   31.08.2015 20:02   Заявить о нарушении