Неугасимый свет рецензия
Надежда Гикал не новичок в поэзии – она давно приобрела известность в литературном мире, лауреат многих литературных премий, член Союза писателей России, автор пяти прекрасных поэтических сборников, причём один из них состоит из двух томов. Все книги, в том числе и пятая «Навстречу музыке дождя», изданная в 2012 году и уже ставшая раритетной, – состоят из трёхстиший.
В начале творческого пути Надежда Никитична выбрала для себя этот жанр, чтобы подарить людям неугасимый свет своего сердца и осталась верной избранному пути.
Более ста лет назад возникли хайку (трёхстишия) на русском языке в начале как подражание переводам с японского, но постепенно оно оформилось в суверенный жанр русской поэзии, и является самой молодой ветвью этого литературного явления за пределами Японии. Особенно хайку-движение получило развитие с приходом Интернета.
Но хайку (трёхстишия), какой бы жёсткой ни оказалась формой для русской поэзии, а всё же она в ней развивается и благоухает, в ней безмерное русское поле и русская душа, и русская боль, и пример тому поэзия Надежды Гикал:
* * *
Стынет в глазах земли
жёлтая грусть –
плачут журавли над Россией…
* * *
Дремлет церковка под липами
утонули в солнышке дома
щемящая Русь…
* * *
Всю боль русской земли
вобрала она в себя
деревушка в три дома…
* * *
Не сгинуть, не пропасть –
набатом звучит над Россией
русское слово…
* * *
Смотрят покосившиеся избы
ликами древних старух –
вековая тоска России.
* * *
Опустевший дом
прикрыл ставнями глаза –
устал ждать.
* * *
Заиграли весенние ветры –
загляделась Русь
в голубые глаза озёр…
* * *
Распластав крылья,
летит над полем птица –
русское поле жизни.
Вот почему её поэзия не затерялась среди многочисленных имён поэтов Интернета, а заняла достойное место среди самых талантливых, завоевав признание читателей.
Почему хайку в наше время становятся всё более популярным жанром? Хайку (трёхстишия) по сути своей – это силаббическая система, которая развивалась издревле на Руси в устном народном творчестве (пословицы и поговорки, загадки и частушки, былины и песни и т.д.). В фольклоре отобразилось стремление к красоте и правде, к добру и справедливости, склонность к афористичности, что было присуще русскому народу. Вот почему, на мой взгляд, и получился этот органичный сплав классической японской формы и русской души, и уже эта форма не является чужеродной для русской поэзии.
Русская поэзия, как и русская душа, многогранна: чистая, как хрусталь, прозрачная, как слеза, открытая и таинственная, глубинная и немного загадочная – в ней не видно дна. И в новой форме она остаётся таковой, только ещё более лаконичной, философичной. В ней та же звучит музыка, и та же видна глубина, простота и ясность, та же радость и та же печаль. В отличие от японской поэзии, русские хайку более метафоричны, а порою в развёртывании цепочки ассоциаций и афористичны. В этом есть чисто русское очарование. Вглядитесь и прислушайтесь:
* * *
Качается серебряный месяц
на циферблате ночи –
время жизни отсчитывает…
* * *
Нет светлее красоты,
чем огонь. Гореть в огне –
нет страшнее судьбы…
* * *
Его не проси – придёт,
он глух до мольбы – уйдёт
день жизни…
* * *
Мастер создаёт произведение
цену ему назначает
любовь зрителей.
Такова поэзия Надежды Гикал, ибо она достигла высокого профессионализма, и в её поэзии, как в зеркале, отразилось то, о чём говорилось ранее.
Каждое слово в поэзии Надежды Гикал весомо, зримо, через немногое говорит о многом, и что особенно важно, в них есть душа, чувства и мысли, ощущения русского человека, в них сквозит боль о России и любовь к России.
Галина Брюквина, член Союза писателей России в своей статье о творчестве Надежды Гикал «Души высокой откровенье» пишет: «Она (Надежда Гикал) – изумительный ювелир в поэтическом жанре хайку. Каждое слово её трёхстишия – это прекрасная жемчужина… Не перестаёшь удивляться мастерству автора… Это симфония в трёх звуках… Это целое явленье», и это справедливо. Я хочу добавить, что это явление в русской литературе XXI века, так как мир поэзии Надежды Гикал, наполненный любовью и добротой, через которые она, словно через призмы смотрит на мир, а её поэзия – это храм любви к человеку, построенный автором в наше тревожное время.
К вам, люди,
Незвана пришла
Из тьмы.
Доброе сердце и чистые помыслы
Я принесла –
Ничего не прошу взамен
В назначенный срок
Уйду я, как все, –
Слово оставлю вам… (верлибр)
Красота мира и человеческой души, гражданственность – главные темы и достоинства поэзии Надежды Гикал.
Евгений Сигарёв, литератор, характеризуя творчество поэта, писал: «Каждое хайку как эпиграф к состоянию души… Её стихи – это ларец с драгоценностями»
Юрий Викторович Доманский, доктор филологических наук, профессор кафедры теории литературы Тверского государственного университета писал: « Это жизнь, явленная словом и в слове. Приобщение к этой жизни – великая благодать, которой удостоится всякий, кто прочтёт маленькие стихотворения Н. Н. Гикал».
Сергей Мансков, кандидат филологических наук, анализируя поэзию Надежды Гикал, написал: «Пристальная наблюдательность художника преломляется в поэтическое мышление и создаёт совершенно новый подход к картине мира… Три коротких строки становятся окном в душу светлого человека»
Обобщая уже сказанное, хочется сказать, что в маленьком стихотворении поэта каждое слово, каждый образ на счету, и они приобретают особую весомость и значимость. В её поэзии изящная простота и гармония прекрасного, есть ассоциативное создание и глубина проникновения, ибо путь в поэзию Надежды Гикал – это путь от созерцательности природы, её красоты и явлений, а затем через познание себя и мира, и только затем путь к Слову, ибо в конце этого пути «Муза, старая, как мир» склонилась над нею, чтобы уже никогда не покинуть поэта:
Не вечно моё тело –
но будет жить в стихах
душа моя…
Надежда Никитична задумывается о значении своей поэзии в другом верлибре:
Не славы желаю
своим стихам.
пусть будут они
похожи на сад,
чтоб люди нашли в них
покой и отраду –
и к жизни вернулись
опять…
Её поэзия – дивный сад, в котором читатель дышит красотой и любовью и может воскликнуть: «Ведь и я так чувствую, и эти строки про меня!» Так и должно быть – ведь это свойство настоящей поэзии. Поэт говорит о себе, а читатель узнаёт свои чувства, свои ощущения, своё восприятие мира, узнаёт красоту увиденного.
* * *
Как много хочется отдать
этим коротким строкам –
ведь даже травы не молчат на ветру…
* * *
Бросаю семена
в безжизненную почву –
увижу ли цветы?
* * *
Поэт – избранник неба:
молнией заточено перо,
солнца жар в строке.
* * *
Слово всесильно –
Лишь ему подвластно
Подарить бессмертие человеку.
Как многозначны в своей недосказанности оригинальные стихотворения поэта о нашем времени:
Кольцо за кольцом
нанизывает дерево
историю жизни.
…Человек без памяти –
засохшее дерево…
* * *
Небо вместило
сокровища всех звёзд
сердце моё – небо бездонное…
* * *
В моей тоске
непроглядная ночь –
спичку не зажечь на ветру…
* * *
Когда в душе
нет веры и чести –
свободны руки.
* * *
Стремимся к мудрости –
смысл жизни
находим в простоте…
* * *
Одни стреляют в тела
другие метят в души –
стервятники кровожадного времени.
«Почему так бывает грустно, когда весной опадают лепестки сливы и отчего так щемит сердце, когда в осеннем небе гуси пролетают над домом? Не оттого ли, что красота угасает, а осень и тишина стучат в дверь. Изыск и печаль, нежность и тоска, – вот то, что делает японскую поэзию мудрой, глубокой и бесконечно жизнеутверждающей – ведь за разлукой обязательно будет встреча, а несчастная любовь – лишь этап на пути к истинному чувству!
Благодаря этому удивительному сочетанию, казалось бы, несочитаемого японская поэзия вот уже много веков привлекает к себе внимание многочисленных почитателей, волнуя и обнадёживая»… (Анастасия Садокова о классической японской поэзии) Так можно сказать о поэзии Надежды Гикал, ибо красота и грусть присущи и русской поэзии.
Надежда Гикал усвоила поэтику японского классического стиха, и её поэтическая форма расцвела в полную силу. …
* * *
Созерцаю жизнь,
познаю себя –
уподобляюсь Книге мудрости.
* * *
Иного счастья не хочу:
прожить, пропеть – облаком белым
проплыть над землёй.
* * *
Время зрелости
мудростью окрашено –
цену слов узнаю…
В поэзии Надежды Гикал есть неповторимая солнечная трепетность живого восприятия природы, и поэтому нельзя не восхититься любой картине, увиденной глазами художника и созданной ею, ибо из малой формы поэтической миниатюры она преобразуется в великую картину целого мира, горизонты которой раздвигаются для читателя, и уже, вступая в сотворчество с автором, он сам допредставляет себе эту картину согласно своему опыту жизни. Вот в этом-то и секрет японской классической поэзии, которую Надежда Никитична постигла в совершенстве, а глубина и тайна её поэзии завораживают читателя, заставляя задуматься и восхищаться поистине волшебными строками, полными музыки и очарования…
А вот что пишет сама о поэтической форме хайку Надежда Гикал:
«Хайку –это волшебные картинки. В них, как в капельке росы, отражается вся красота мира: от скромного цветка пастушьей сумки у плетня и синей капельки ириса в зелени речной травы до радуги над полем и света далёких звёзд….
В этих трёх незамысловатых строчках вмещается вся палитра человеческих чувств: тоска одиночества и радость первой улыбки малыша, всепобеждающая любовь и тихая грусть неразделённой любви, разочарование и надежда…
Эти короткие стихи – это мгновенная остановка в вечном движении жизни, это удивление перед чудом бесконечной красоты природы и человека. К их очарованию иногда примешивается капелька грусти. Эта грусть – от непостижимости великой тайны, имя которой – жизнь».
Можно привести бесчисленные примеру тому:
* * *
Талая вода –
степенно моет гусь
красные лапки.
* * *
Ночи ещё холодные –
кутает вечер в тумане
голые плечи рябин
* * *
Звенят ручьи –
несёт весна на ниточке луча
солнца шар…
* * *
Порвалась золотая нить –
расползаются по Земле
синие сумерки…
* * *
Ночь в зеркалах луж –
лижет пёс бока
полной луне.
* * *
Растворился мир в мареве лета –
пилит кузнечик на части
грусть мою.
* * *
Дует студёный ветер –
В сетях берёзовых ветвей
Бьётся маленькой рыбкой звезда.
* * *
Глупый воришка –
Пытается ветер украсть
Все листья со двора.
* * *
Хмурые тучи исчезли вмиг –
Радость жёлтым листочком
Залетела в окно.
* * *
На последнее «прости» в письме –
Пролетит в тишине
Одинокий гусь.
* * *
Вставлены зимние рамы –
Отчаянно бьётся в стекло
Забытая муха.
* * *
Первый снежок –
строчками птичьих следов
расписалась зима.
* * *
Утихла вьюга –
смотрят в пуховых платках
старушечьи лики изб.
* * *
Светло в лесу –
искрится серебром
санный путь.
* * *
Ворон обугленной головнёй
чернеет на снегу –
холод пронзает душу.
Каждый из нас хоть раз в жизни испытал восхищение от красоты зимнего леса, цветущего сада, восхода солнца над лесом или морем, рождению весеннего цветка в поле, в лесу, на пригорке, замирали от восторга на цветущем лугу или среди могучих сосен и стройных берёз…
После прочтения чудесных строк из книги Надежды Гикал, начинаешь понимать, что мир вокруг неповторим и прекрасен, и душа наполняется гармонией и светом и невольно начинаешь жить в ладу с этим миром и с самим собой…
Поэт любит путешествовать и дарит читателю свои впечатления:
* * *
Париж досматривает сны –
дворники уже выметают
из города тишину.
* * *
Кладбище Сен-Женьев –де- Буа –
кусочек потерявшейся во времени
России.
* * *
Аэропорт «Шарль де Голль –
с грустью сдаю
багаж впечатлений.
Творчество Надежды Гикал – это концентрированная поэзия, оригинальные современные стихотворения – миниатюры, простые на первый взгляд, и такие сложные при прочтении, когда вдумываешься и поневоле очаровываешься ими, потому что в них не только красота, но исповедь сердца, радость и печаль, боль за Россию, свет неугасимый, дарованный людям, и это, наконец, явление в русской литературе.
Тамара Александрова,
член Союза писателей России.
Свидетельство о публикации №115082908533
Особенно понравилось:
"Кладбище Сен-Женьев –де- Буа –
кусочек потерявшейся во времени
России." = ШЕДЕВР!!!!!!!!!!!!!!
Тавла 12.10.2015 20:56 Заявить о нарушении