Клен опавший молится...

Глашатай
(поэтические философемы,
реплики, эссе)

27.08.2015

Клен опавший молится…
(небо – икона или пустота?)

Эпиграф:
-Человек есть его ум.
Николай Кузанский (1401 – 1464) – центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения; последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания.

         ***

Тихая околица
Бедного села,
Клен опавший молится,
Дней летит стрела.

Всем сословиям даны
Шанс и точный срок –
Осознание вины!
К ним спешит пророк!

Мир не выдумал вождей,
В каждом – фаворит,
Заодно и – ротозей,
Митинг звезд горит.

Нет последних, нет и первых,
Нет и середины,
Нет, конечно же, и скверных,
Все мы – властелины!

        ***


Резюме:



                Дорогие читатели!
             В ранее опубликованных философемах, я уже говорил о феномене «пророка». Песимизм представлен в мировом культурном пространстве постулатом о непознаваемости мира и обреченности человека на страдания, о тщедушии спутника жизни. Конечно же это не так: вот почему, открывающий для себя премудрость философии,  охотно соглашается с положениями великого немца из пятнадцатого столетия (Кузанский) и скептически относится к иррационализму другого немца (Шопенгауэра). Сравните, пожалуйста образцы миропонимания, сложившиеся в разные эпохи. Кто и что ближе вам? И в этой связи представим философскую личность Артура Шоненгауэра (1788 – 1860) – немецкий философ-иррационалист, представитель волюнтаризма:
- Час ребенка длинее, чем день старика.
-Тщеславие делает человека болтливым.
-Уединение избавляет нас от необходимости жить постоянно на глазах у других и, следовательно, считаться с их мнениями.
-Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума.
-Самое  действительное утешение в каждом несчастии и во всяком страдании заключается в созерцании людей, которые еще несчастнее, чем мы…
- Храбрость не есть добродетель, хотя и бывает иногда ее слугою или орудием; но она точно также готова служить и величайшей низости; следовательно, она есть свойство темперамента.
 
   ***
        Дорогие читатели, позвольте к брюзжанию Шопнегауэра на род человеческий добавить сентенцию советского периода. Она звучит так: кто в Жлобине умный, тот в Одессе ели-ели дурак.
Вот так!

Николай Кузанский (1401 – 1464):
-Машина мира имеет свой центр…повсюду, а свою окружность – нигде, потому что Бог есть и окружность и центр.
            Подчеркну, что «машина мира» уже включается Кребсом в информационное пространство земли. Цивилизация машин создается постепенно и неотвратимо. Машина очень нужна человеку, что бы победить свою зависимость от ручного труда и пережить триумф механики. Человек в космос летит и в социализм из своего далекого и близкого прошлого. Ничто не может остановить свободолюбие ума -  апологета знаний, красоты и справедливости.
Несколько слов о Кузанском:

Николай Кузанский, Николай Кузанец, Кузанус, настоящее имя Николай Кребс ( 1401 - 1464) — кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. Принадлежит к первым немецким гуманистам в эпоху перехода от позднего Средневековья к раннему Новому времени.


Р.S.
Еще раз Кузанский:

-В земных вещах скрыты причины событий, как жатва в посеве… То, что скрыто в душе мира, как в клубке, развертывается и принимает свои размеры. 

Николай Кузанский (1401 – 1464) – центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения; последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания.

С уважением, Юрий Петров, доктор философских наук.

Р.Р.S.

«Душа мира есть?» и вспомните , пожалуйста произведение «Когда Земля вскрикнула?»

28.08.2015


Рецензии