Клен опавший молится...
(поэтические философемы,
реплики, эссе)
27.08.2015
Клен опавший молится…
(небо – икона или пустота?)
Эпиграф:
-Человек есть его ум.
Николай Кузанский (1401 – 1464) – центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения; последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания.
***
Тихая околица
Бедного села,
Клен опавший молится,
Дней летит стрела.
Всем сословиям даны
Шанс и точный срок –
Осознание вины!
К ним спешит пророк!
Мир не выдумал вождей,
В каждом – фаворит,
Заодно и – ротозей,
Митинг звезд горит.
Нет последних, нет и первых,
Нет и середины,
Нет, конечно же, и скверных,
Все мы – властелины!
***
Резюме:
Дорогие читатели!
В ранее опубликованных философемах, я уже говорил о феномене «пророка». Песимизм представлен в мировом культурном пространстве постулатом о непознаваемости мира и обреченности человека на страдания, о тщедушии спутника жизни. Конечно же это не так: вот почему, открывающий для себя премудрость философии, охотно соглашается с положениями великого немца из пятнадцатого столетия (Кузанский) и скептически относится к иррационализму другого немца (Шопенгауэра). Сравните, пожалуйста образцы миропонимания, сложившиеся в разные эпохи. Кто и что ближе вам? И в этой связи представим философскую личность Артура Шоненгауэра (1788 – 1860) – немецкий философ-иррационалист, представитель волюнтаризма:
- Час ребенка длинее, чем день старика.
-Тщеславие делает человека болтливым.
-Уединение избавляет нас от необходимости жить постоянно на глазах у других и, следовательно, считаться с их мнениями.
-Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума.
-Самое действительное утешение в каждом несчастии и во всяком страдании заключается в созерцании людей, которые еще несчастнее, чем мы…
- Храбрость не есть добродетель, хотя и бывает иногда ее слугою или орудием; но она точно также готова служить и величайшей низости; следовательно, она есть свойство темперамента.
***
Дорогие читатели, позвольте к брюзжанию Шопнегауэра на род человеческий добавить сентенцию советского периода. Она звучит так: кто в Жлобине умный, тот в Одессе ели-ели дурак.
Вот так!
Николай Кузанский (1401 – 1464):
-Машина мира имеет свой центр…повсюду, а свою окружность – нигде, потому что Бог есть и окружность и центр.
Подчеркну, что «машина мира» уже включается Кребсом в информационное пространство земли. Цивилизация машин создается постепенно и неотвратимо. Машина очень нужна человеку, что бы победить свою зависимость от ручного труда и пережить триумф механики. Человек в космос летит и в социализм из своего далекого и близкого прошлого. Ничто не может остановить свободолюбие ума - апологета знаний, красоты и справедливости.
Несколько слов о Кузанском:
Николай Кузанский, Николай Кузанец, Кузанус, настоящее имя Николай Кребс ( 1401 - 1464) — кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. Принадлежит к первым немецким гуманистам в эпоху перехода от позднего Средневековья к раннему Новому времени.
Р.S.
Еще раз Кузанский:
-В земных вещах скрыты причины событий, как жатва в посеве… То, что скрыто в душе мира, как в клубке, развертывается и принимает свои размеры.
Николай Кузанский (1401 – 1464) – центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения; последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания.
С уважением, Юрий Петров, доктор философских наук.
Р.Р.S.
«Душа мира есть?» и вспомните , пожалуйста произведение «Когда Земля вскрикнула?»
28.08.2015
Свидетельство о публикации №115082804602