Романс Тройка к одноимённой картине В. Перова

(на мотив романса «Нищая»)

Мороз с метелью обнимаясь,
Москву ночную в плен берёт.
Детишек тройка напрягаясь
Кадушку на санях везёт.

А та огромная такая
Всех их вместила бы вполне.
Вода, налитая  до края,
    Жмёт сани тяжестью к земле.
    Жмёт сани тяжестью к земле.

Случайно встретив их прохожий,
Увидев в упряжи детей,
Возок толкает сзади тоже
Рукою сильною своей.

Собрав последние силёнки
Натужно дети тянут воз
Метель бросает снег в глазёнки,
  Сметая капли горьких слёз.
  Сметая капли горьких слёз.
    
О, православная Россия-
В моленьях- сила, говоришь?
Что дети бедных, как скотина.
Об этом ты в церквах молчишь !

Молчишь о том, когда хозяин,
Детей в работники беря
О божьей каре им внушает,
   А бога просит за себя.
   А бога просит за себя.

Так вот смотри, не отрываясь,
Как в тройке мальчик-коренной,
От тяжкой ноши надрываясь,
Идёт с поднятой головой.
 
Мороз чахоточный румянец
Из бледных щёк его убрал
На голой коже серый глянец
Шарф, развязавшись, показал

Он младших сам, поставив с краю,
Взял всю нагрузку на себя.
О, боже правый, ты же знаешь,
Что ждёт уже его земля.

И будет скоро мать-старушка
В ногах художника лежать
Просить  картину, где Петруша
Идёт живой, чтоб ей продать,
     За грОши медные продать.

Страданьем к ближнему пылая,
Живущий добротой своей,
Гроши крестьянке возвращая,
Художник взял её в музей.

И там, увидев на картине
Живого сына пред собой
Мать на колени опустилась
Крестясь морщинистой рукой,
    Молясь иссушенной рукой

А за окном в сугробах пышных
Застыли ёлки во дворе,
В музейном зале еле слышно
Художник плакал в стороне.
   .              22.08.2015


Рецензии
Спасибо, Павел! Само повествование получилось интересным, но над техникой стиха я бы ещё поработала...
Ну, к примеру, строчку "Художник мать повёл в музей" я бы изменила на "Художник взял её в музей", или: "Крестясь морщинистой РУКОЙ", а что, извините, креститься можно чем-нибудь другим?!! В последнем катрене рифма: "дворе - стороне" режет ухо... Ну, это только то, что я вижу на страничке перед глазами, но остальное тоже требует корректировки, поэтому, Павел, Вы уж постарайтесь! Подобная небрежность несовместима с Вашим талантом!
Вы уж меня извините за то, что я так раздраконила Ваш стих, но это из добрых побуждений, исключительно!
А вот и мой эксперимент по той же картине:http://www.stihi.ru/2014/10/09/8849
Можете тоже скальпелем поработать! :)))
С надеждой на понимание и уважением,

Эдель Вайс   19.02.2016 01:02     Заявить о нарушении
Критика принимается с благодарностью. Спасибо за тёплые слова. Я и сам вижу что поторопился выложить. Доработаю

Павел Савилов 2   19.02.2016 07:06   Заявить о нарушении
Прочитал Ваше стихотворение с большим удовольствием. Что до моего произведения, то я учёл Ваше первое замечание. Вы действительно правы. Что касается второго, то выражения "морщинистой рукой" и "иссушенной рукой". здесь вполне уместны поскольку они характеризуют не только возраст крестьянки, а её физическое состояние. Это один из примеров реминисценции, которые я, как и аллюзии, часто использую в своих произведениях. Типичный пример реминисценции само стихотворение, которое, как справедливо заметил один из читателей "Написано в стиле слезливых кабацких песен". Оно так и задумывалось автором. А это уже предполагает отход от "жёсткого рифмования" Теперь о том ,что рифма "дворе -стороне"- "режет-ухо". Это происходит ,если вырвать слова из контекста выражения. При его прочтении полностью это неудобство исчезает". Если бы наши учителя следовали только путём "чистоты рифмы", то не было бы в России ни Лермонтова. ни Пушкина ни Симонова,ни других. Очень часто в погоне за рифмой авторы забывает о том, что "стихотворение должно не только ласкать слух, но и бередить душу". По этому вопросу есть хорошая статья "Познавая тайны поэтического слова" Павла Нея на стихире. Рекомендую к прочтению. Одним из моих девизов, которым я руководствуюсь в своём творчестве являются слова философа Катона: Я не принадлежу к числу тех, кто считает, что раз в стихотворении безупречен размер, то значит и всё оно безупречно; по-моему, если поэт где-нибудь вместо краткого слова поставил длинный беда не велика, лишь бы стихотворение звучало приятно, лишь бы оно обладало глубоким смыслом и содержанием- и я скажу, что перед нами хороший поэт, хотя и плохой стихотворец". Если честно, то что я плохой стихотворец мне стало понятно после того как прочитал свой первый сборник стихов, что же до того могу ли я называться поэтом или нет, то по моему глубокому убеждению это может сделать только его величество Время. Только он в своём суждении беспристрастно.
Я же ещё раз благодарю Вас за замечания они по делу и по существу.

Павел Савилов 2   19.02.2016 07:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.