Израильский дневник. Тель-Авив
В городе движение регулируется светофорами, там, где их нет – переходы типа "зебра" с предпочтением пешеходу. Подземных переходов я встретил всего один...
Тель-Авив был заложен в 1909 году. В переводе на русский "тель-авив" означает холм Весны. Собственно Тель-Авив насчитывает 400 тыс. жителей, но вместе с пригородами он составляет огромный мегаполис и тенденция роста продолжается, так в 1950 году была поглощена Яффа.
Проблема жилья привела к тому, что основная масса домов безликие трёхэтажные кубы. Равнинность города и обилие транспорта привели к дикой загазованности, особенно в улицах идущих параллельно морской набережной (улицы, идущие к морю, хоть продуваются морским бризом).
Сегодня прохладный день, а что тут бывает в жару – можно только представить.
Выбрался на набережную, нашёл стульчик на пляже. Это ни Димона и ни Иерусалим, естественно, где-то есть парки, но там, где я бродил, а в результате я нашагал по городу километров 15, ни скамеек, ни особой зелени я не заметил. На набережной красиво: высотные здания гостиниц, море, пляжи, шум прибоя заглушает шум транспорта.
Ориентироваться легко: шахматная доска улиц, ото всюду виден 50-этажный небоскрёб в центре города. Вдоль набережной отправляюсь в старую Яффу.
Брожу по Яффе. Городок небольшой, кривые улочки взбегают на зелёный холм, много памятников архитектуры. С вершины холма открывается чудесный вид на море и Тель-Авив. Много экскурсионных групп, в основном школьники; ни русского, ни немецкого не слышу, а жаль. Наконец набредаю на музей исторических раскопок, где получаю проспект на русском языке.
4000-ая история этого города вместила столько имён: фараон ТутмосIII, царь Соломон, ввозивший через Яффу ливанские кедры для строительства храма в Иерусалиме, Дарий I, Салим I, Ричард Львиное Сердце, Наполеон.
Библейская легенда делает Яффу пунктом отправки Ионы, греческий эпос приковывает здесь к скале Андромеду, согласно евангелиям апостол Пётр именно здесь совершил чудо.
Вид на Тель-Авив из Яффы.
Лазурные воды залива,
Оранжевых пляжей кайма,
Сквозь майскую зелень холма –
Резной силуэт Тель-Авива.
Здесь, в Яффе, теснятся дома
Вдоль улочек косо и криво,
Где фоном – седая олива,
Гранат, виноград и хурма,
Иона во чреве кита,
Персей, Бонапарт, Тутмос III,
Сухие рыбацкие сети,
Наречий и лиц пестрота.
Столичная суета
Сквозь призму ушедших столетий.
Возвращаюсь к центру Тель-Авива. Учитывая шахматную доску его улиц, хотелось бы продвигаться слоном, но приходиться идти конём, то и дело, сворачивая то влево, то вправо.
Если утром нечем было дышать, то сейчас ближе к полдню просто невозможно передвигаться – все тротуары заставлены автомобилями и мотоциклами. Клерки забили оффисы, а оставленные ими автомобили забили улицы и дворы, кое-где даже крыши. Позднее я слышал от людей, которым приходилось парковаться в Тель-Авиве, что нередко, потратив на парковку больше часа, приходится идти на то, чтобы оставить автомобиль в запрещённом месте, заранее зная, что это обойдётся в круглую сумму.
Вообще такое впечатление, что не машины для людей, а люди для машин: на каждом шагу натыкаешься на автозаправки и ремонтные мастерские.
Не согласен я и с тирадой: "...Тель-Авив отдыхает". Возможно, ночью Тель-Авив и развлекается, а днём он работает: мелкие мастерские, порой прямо на улице пара станков, гончары, столяры, слесари по металлу.
Тель-Авив строится: башенные краны над скелетами небоскрёбов, треск отбойных молотков и визг пил по камню.
Приближаюсь к центру, точнее к 50-этажке, пытаюсь определить сходу русскоязычного. Угадываю с первой попытки (вообще за время пребывания в
Израиле научился это делать почти безошибочно, я, естественно не обращаюсь ни к арабам, ни к африканцам, хотя и не исключено, что они говорят по-русски, а коренные израильтяне по облику резко отличаются от выходцев из СССР). Он мне подробно объясняет, как пройти до улицы "Царя Саула", где расположен Музей Исскуств.
В музее ещё проще, там и работники, и посетители, исключительно русскоязычные.
На входе проверили мою сумку на предмет взрывного устройства. В музее широко представлена классическая живопись XVII-XIX веков, импрессионисты и современное исскуство. Небо и земля. Если у картин Рубенса, Ван-Дейка, Моне, Дега хочется стоять и стоять, то современное исскуство в большинстве случаев совсем не впечатляет.
Я обратил внимание на картину, на которой изображены концентрические окружности переходящих друг в друга цветов. Картина создаёт впечатление выхода в открытый космос.
Но вот, например, как вам понравится такое произведение исскуства: на полу круг, засыпанный песком со следами от игры в "ножечки" и с воткнутым ножом посредине небольшого треугольника. А рядом на экране телевизора можно наблюдать за игрой двоих (их лиц мы не видим, только руки попеременно держащие, втыкающие и отрезающие часть территории ножом), ведущей к результату, который мы уже видели на предметном плане.
Хочу вернуться к Гале, не на автобусе, а по железной дороге. Пока я
выяснял стоимость билета и платформу поезд на Нетанию ушёл, правда, следующий поезд пришёл довольно скоро. Очень уютные и чистые салоны: мягкие сидения, в проходе ковровая дорожка, движение мягкое и бесшумное. Стоимость проезда даже чуть дешевле, чем в автобусе, но основное преимущество – отсутствие пробок. Железнодорожное полотно зажато между двумя полосами шоссе, и создаётся такое впечатление, что по обеим полосам движение осуществляется навстречу, настолько медленно продвигаются машины.
Железная дорога была построена ещё при турецком владычестве французской компанией. С помощью этой дороги турки хотели связать два крупных города своей империи: Дамаск и Каир. Сейчас существует пассажирское сообщение от Акко через Хайфу, Нетанию и Тель-авив до Ашкелона, от Тель-Авива до Иерусалима, от Тель-Авива до Бер-Шевы, но интенсивно работает только 1-ая линия, а до Бер-Шевы, например, поезд отправляется один раз в сутки. Так как от Бер-Шевы через Димону и далее до фосфатных месторождений Негева существует товарное сообщение, то предполагается осуществлять пассажирское сообщение и на этом участке.
Передо мной стала дилемма: ехать до железнодорожного вокзала в Нетании и от туда добираться до Гали автобусом или сойти на предыдущей станции и, если и идти пешком, то, по крайней мере, не дублировать вчерашнюю прогулку. Я только успел подумать с кем бы завязать разговор на эту тему, как услышал русскую речь в соседнем купе. Обращаюсь с интересующим меня вопросом к ним. Подъезда от предыдущей станции до Кирьят Нордау, где живёт Галя, нет, но пешком не более 5-ти км., вполне приемлемо.
Они тоже сходят на той же остановке, у них там оставлена машина (проблема парковки в Тель-Авиве). Правда, им в противоположную сторону от платформы, но они мне покажут направление. И тут дочь (их трое – муж, жена и дочь) вспоминает, что им сегодня нужно в Нетанию, а это как раз через Кирьят Нордау, и они подбросят меня.
Разговорились, они из Днепропетровска. На мою реплику, что с Украины, как раз и стоило эмигрировать, столь там сурово, мне возразили: там остались у них родственники и вполне преуспевают – всё зависит от человека и обстоятельств.
Свидетельство о публикации №115082602123