Уроки мастерства, почти вырванные из контекста -4

                Уроки практической режиссуры
            руководителя курса МГИК КЛУБКОВА СЕРГЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА
            в наблюдениях, размышлениях,замечаниях, предложениях...(1991 год)



     5 ПОВОД -  Алан Александр Милн "Некто в котелке"
     ------------------------------------------------

-  В жизни не встречается ничего необыкновенного(тяга к этому, тоска...), и этого человеку так не хватает!

- Что бы ты сделал, если бы случилось  что-то необыкновенное?..
  Появляется Некто в котелке, который и есть стремление человека к чему-то необыкновенному:
    - Какого Мефистофеля вы путаетесь здесь под ногами?
    - Это наш дом, сэр!

  Оказывается, что добропорядочный человек не подготовлен ко встрече со злом. Что? Нужно готовить  его к этой встрече.

- ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ - Нет героев и героинь
  Сквозная линия - Обыкновенные люди начинают  становиться героями, подвиг ради героини.


     6 ПОВОД -  Славомир Мрожек "Кароль"
    -------------------------------------

- Пьеса об интеллигентах, оправдывающих зло.

    ИСХ.СОБЫТИЕ :  Кароль жив!
    СКВОЗ.ДЕЙСТВИЕ: Его надо убивать!
    ГЛ. СОБЫТИЕ : Нашли Кароля.   
    СВЕРХЗАДАЧА : Убийство Кароля (практически бесконечное - надо всё время убивать Кароля!) - достигается, но не удовлетворяет. Жанр - интеллигентская ДРАМА.

-  Логика доктора:
  человек хочет хорошо жить -
  человек хочет жить-
  человек хочет жить во что бы то ни стало!

-  Там, где нравственный выбор сделан, физическая линия непоколебима!

- ХАРАКТЕРНОСТЬ (связь с действием)...
  Все привычки сохраняются до старости. Человек изменяется, не изменяясь. Старый человек делает то же самое, но должен, к примеру, опереться  рукой
( Это логика действий, рассмотренная сугубо элементарно - физически).
  Характер - логика действий.
  Характерность - логика движений.
  На характер накладывается грим характерности!
  На систему можно заходить с любого конца. И с характерности, но с  устойчивой действенной структурой.

-  С актёром : 1) сначала искать логику действий; 2) стало своим - нагружать ( осложнять простейшее действие).


   7 ПОВОД - Эжен Ионеско "Король умирает"
   -----------------------------------------

-  Смерти больше нет!  Пьеса - гимн Жизни!

- "Memento mori" - помни о смерти... Чем раньше мы будем думать о смерти, тем лучше. Смерть как осознанная необходимость. Цель нашей жизни  - смерть. Жизнь - умирание.

- ИСХ. СОБЫТИЕ - Рождение .
  СКВ. ДЕЙСТВИЕ - Умирание.
  СВЕРХЗАДАЧА (Конец сквозного действия)- Смерть.

- Режиссура - единственная на Земле профессия Бога, потому что создаёшь жизнь!

- Полпьесы всё смотрится объективно, вороночка сужается, есть точечка - переход во внутренний мир... и потом воронка расширяется... Материализация - ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ.

- Экзистенциализм  в том, что весь мир - в человеке, человек есть вселенная. И экзистенциализм встаёт на позицию субъективного Я. У каждого своя форма "звёздочки".
  Три философских пласта в пьесе:
1) Король - человек;
2) Король как профессия;
3) Король - венец мироздания. ( Вертикаль Бог - человек, Царь-червь)

- УМИРАНИЕ - уничтожение мира (самоубийство) - мир во мне.
  АГОНИЯ СЕРДЦА - это принципиальный вопрос: уничтожить или не уничтожить МИР. Этот  вопрос человек решает сам! Нравственный выбор - всегда!
 
- ГЛАВ. СОБЫТИЕ - ОН ОТКАЗАЛСЯ !  Принял мысль - я умираю. До этого была логика подготовки.

- Пьеса - ПАНИХИДА ПО ЧЕЛОВЕКУ.

- Лично сегодня  - день триумфа Станиславского. АБСУРДНЫЙ ТЕАТР оказывается абсолютно правомерным с его позиций.
 Что делает АБСУРД? -
1) Если предположить, что это не "выпендрёж", АБСУРД ломает привычную логику для расширения сознания.
2) Ломая привычную логику он обязательно даёт новую логику , но в другой, более масштабной логике, в другом, более глубоком  понимании человека : БЕРУТСЯ ЯВЛЕНИЯ! Реализация "Я", осуществление  человеческого "Я"

-  ИСТИНА есть, но мы не можем её осознать. Ионеско бьёт в ГОЛОВУ! - НЕ ЗНАЕШЬ ИСТИНЫ - НЕ СУЩЕСТВУЕШЬ!


  8 ПОВОД - Дмитрий Липскеров "Река на асфальте"
  -----------------------------------------------

 ИСХ. СОБЫТИЕ - Уход матери
 СКВ. СОБЫТИЕ - Поиски смысла жизни.
 СВЕРХЗАДАЧА - Смысл жизни
 ГЛАВН.СОБЫТИЕ - Любовь

-  Страшная ситуация в обществе ... Тем ответственнее миссия художника , но с позиции нормального человека, здорового, чтобы он был счастлив.
 Подними его к Богу, а не бросай его в грязь!
Человеку трудно жить, очень трудно остаться человеком, а если искусство ещё этому помогать будет? Что тогда?
  Нужно хоть чуть-чуть ПОДКИСЛОРОДИТЬ, ВЕРЫ ДАТЬ!!!
  Я сегодня горжусь, что не допустил на сцену "Калигулу". Человек при всех своих грехах - божье создание. Если мы собьём критерии, нормы, знаете что будет?
  Сквозное действие искусства - ОДУХОТВОРЕНИЕ!

 


Рецензии
Я тоже читаю с большим интересом, Танечка!
Наша жизнь тот же театр, только драматург и режиссёр в одном лице и недосягаем, а зрители так же беспощадны...
И, несмотря на аншлаги и провалы, играешь роль или сидишь в зале, сопереживаешь...)
Спасибо за твой труд, милая!

Соловей Заочник   25.08.2015 21:19     Заявить о нарушении
Всё верно, дорогая... а ещё я думаю, что режиссёров много и порою мы играем одновременно в разных спектаклях и разные роли... Хорошо бы играть со знанием дела и быть на высоте. А для этого нужно знать ЗАКОНЫ ТЕАТРА ...
Спасибо Тебе, обнимаю!!!

Кариатиды Сны   25.08.2015 21:43   Заявить о нарушении
Человек часто с лёгкостью решает чужие проблемы, а свои не способен даже осмыслить, не то что решить...)))
Издали виднее, а вблизи беда слишком грандиозной кажется...)
Мы так ранимы и несовершенны, Танечка...
А твои уроки многое объясняют, спасибо!)

Соловей Заочник   26.08.2015 06:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.