Сектанты в Манеже

Сектанты в Манеже. О духовном реализме и лжепророках современности.



 "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры" Мф. 23:27
"Оле, пастырие Израилевы! Еда пасут пастырие самих себе? Не овец ли пасут пастырие?" Иез. 34: 3
"А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской". Мф.18:6.
 


О дикой акции в Манеже членов экстремистской группировки Цорионова - и попустительстве системы преступнику.
Что это было? Акт вседозволенности и гопницкого глумления над "непонятным" искусством  под предлогом религиозной нетерпимости. Уточню: очередной акт - в череде многих подобных, включая акции в музее Дарвина, в МХТ им. Чехова, избиение сотрудника Музея ГУЛАГа, выпускника Свято-Тихоновского гуманитарного университета Дмитрия Давыдова. (Заявление в полицию осталось без ответа. «Активисты» сказали, что если я обращусь в полицию, то меня будут бить каждый день» - Дмитрий Давыдов), скандальные пикеты у французского посольства в защиту убийц журналистов Charlie Hebdo, и так далее. Демонстративный мордобой на камеру, плевки в лицо, срывание одежды с прохожих, громкие угрозы в адрес неугодных персон в общественной жизни,  политике, искусстве,  терроризирование посетителей музеев и театров и их сотрудников, грязные выходки и непристойности - этот перечень подвигов группировки Цореонова далеко не полон. И всякий раз молодчиков ждет репортерская шумиха - и попустительство правоохранительных органов. Возникает  законный вопрос: на кого работает  провокатор? Какова  цель кукловодов этой дешевой марионетки?
И что символично: вчера кучка молодчиков и дев "благочестивых" привычно устраивает очередной дебош в музейном пространстве Москвы, Сегодня боевики ЭГИЛ обезглавливают на площади перед музеем 82-летнего доктора Халеда аль-Асаада, директора музея и археологической зоны Пальмира. В полном  сознании  безнаказанности - и нового мифотворчества - героизации преступления. И кто не видит здесь параллели, тот слеп.
Желающему бесчинствовать не нужен повод. Действия группы Цорионова являются актом демонстративного устрашения. Пока нам  тычут в лицо отрезанные свиные головы и расписные личины. Что будет на следующем витке? - маньяк сам не останавливается, как известно, и его действия приобретают все более изощренный характер - в случае с Цорионовым схема та же. Его самодовольные заявление о том, что он снимет с работы тех-то и тех-то, многочисленные угрозы посадить и убрать, его оккультический бред по поводу божественности личности президента и бурная деятельность ярко выраженного сектантского характера, публичное сжигание книг в подражание инквизиции и Третьему Рейху - всё носит признаки паранойи. Вообще Дмитрий  Цорионов требует медицинского освидетельствования.
Русские классики все-таки пророки: "Тварь я дрожащая - или право имею?". Похоже, недиагностированный маньяк задался целью показать обществу, что он - право имеет. На все, что ему заблагорассудилось. Таким образом, ОН решает, что целесообразно, и что законно. Не закон, не конституция, а Он, Цорионов. А хорошенькая нас ждет перспективка, не находите? Что характерно: тем временем правоохранительная система топчется в нерешительности - "нет отмашки". Это не кажется подозрительным?
Время сказать правду: на данном историческом витке мы скатываемся в новое мракобесие, в хаос. В демонстративную анархию - в публичном пространстве,  декларативную и продуманную, при одобрении маргиналов, под каким бы манефестом это не творилось. Если таковой "перфоманс" не будет пресечен законом, государство скатится в хаос как раз по типу арабского беспредела. Если не отделить гниющее от целого,  процесс разложения захватит все, что живо.
                ***
...Нынешние громкие речи о возрождении государства, о борьбе за нравственные ценности и о защите благочестия есть всего лишь словесный морок, пиар, призванный оболванить и сбить с толку доверчивых и несведущих.
Мелкий сектант и псевдоортодокс-политикан, пользуясь неповоротливостью государственной правоохранительной системы, устраивает отвратительное бесчиние в общественном месте, в стенах выставочного зала, попросту говоря - попирает закон - и выходит сухим из воды,  и держит себя как национальный герой державы. Мошенник и самозванец из своих мутных резонов разыгрывает карту поборника православия и чуть не страстотерпца за правду. Между тем - всё гиль, велеречивое вранье. Изумительнее  всего, что провокатор  оный, выдающий себя за совесть нации и ревнителя благочестия, этот святотатец, присваивающий себе то, что ему не принадлежит,  поместь Ноздрева с Хлестаковым, - позиционирует себя как глас церкви, как  уполномоченного от лица Вселенского Православия подвергать прещению государственные институты - и это  сходит ему с рук, сектант нарочито и публично  компрометирует Церковь - и мы не слышим вердикта Церкви, квалифицирующего это деяние. Отсюда - разнобой и сумятица в суждениях, отсюда раздрай и умножающаяся ярость взаимных обвинений. Сколько людей в результате этого акта отвращено от христианства, сколько грязи вылито, сколько вреда нанесено! Лжец публично и беззаконно присвоил себе право говорить от лица Церкви и творить суд и расправу над государственными  образованиями и  частными лицами - нарушая священное право личности и общества на свободу совести. Так действуют тоталитарные секты и узурпаторы, и так действуют мошенники, пользуясь доверием простецов.
Что в итоге: Провокация лжеблагочестивца и его клевретов, призванная уронить достоинство православия, испачкать имя христианина, выдать верующих  за мракобесов и безграмотных идиотов, не ведающих  ни своей культуры, ни древних византийских традиций,  - эта провокация удалась.  Общество в очередной раз исполнено гнева и мечет стрелы ровно в ту цель, которую ему услужливо указали. Подлинных заказчиков невероятной мерзости  мы опять не знаем. В очередной раз съели липу - и даже не поняли, что нас оболванили.

Чем закончится история?.. Вряд ли участники группового акта вандализма получат по заслугам. Показательный плевок в лицо останется без порки. Жаль, что нынче не секут на конюшне - подобных пакостников и мошенников стоило бы. Цорионова и его присных не облагают штрафами, не отправляют на общественные работы; Он на свободе. А ведь речь идет о жесте надругательства над  художественным и историческим наследием нашей страны, об очередной  демонстративной акции вандализма, теперь  в стенах музея, когда мелкий подонок педалирует свою полную безнаказанность и право решать судьбу произведений экспозиции. Показательная наглость, выдающая с головой менталитет гопника.
Надо ли объяснять, что этот пакостник, - не адепт чистоты, а самозванец и бесчинник, безграмотный плебей, пахабник и фетишист, и весь его пафос, что он якобы действует от лица  церкви - фальшивка, призванная взбаламутить общество, натравив друг на друга его граждан?..  Соотечественники, не ведитесь на ложь - ведь шито белыми нитками. Громкие заявления о том, что группировка действует  "по благословению  старца Илия" - фальшивка, о  чем схиархимандрит Илий (Ноздрин) говорил неоднократно. Такая же фикция - благословения игумена Сергия (Рыбко).
А что иерархи, ученая профессура  и уполномоченные молчат, не "анафематствует" проходимца, порочащего  церковь - так ведь традиция-с. Нельзя - поперек батьки в пекло. Все вопросы к Первоиерарху. И тут налицо урон, который несет  церковь благодаря сложившейся ситуации и традиции отмежевываться уполномоченным лицам от пасомых и общества в целом во дни недоумения и смуты. Но поскольку это молчание уже смахивает на участие в бесчинстве и беззаконии, кому-то нужно  его нарушить: речь идет о Христе, о Его Церкви, о достоинстве нашем, речь идет о здравомыслии и уважении к собственному наследию и культуре, в конце концов.

                ***
         Художники Вадим Сидур, Владимир Лемпорт и Николай Силис (объединение "ЛеСС").
Несколько слов о выставке "Скульптуры, которых мы не видим" в Манеже... Кто только не вытер ноги об нее, начиная от  Владимира Легойды - председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата, до самодовольного комментатора Андрея Фефелова, выносящего безапелляционные суждения о предмете, в котором ни аза не смыслит*. Владимир Легойда, ничтоже сумняся, причислил художников к акционерам*, попутав принципиально разные, диаметрально разные направления в искусстве России 60-х - 90-х годов. Ничего, что попал пальцем в небо. Главное - осудил, заклеймив страшным: "кощунство" и "намеренная провокация". Простецу и ленивому довольно.  Вслед за "авторитетом" громкое словцо и вердикт "провокация" как заведенные повторяют все, и журналисты и ортодоксы, и даже бывшие сочувствующие искусствам. А мы все-таки приведем определение акционизма, ибо - доколе? Итак, вскормленный дадаизмом, и Дюшановской вседозволенностью - "художник вправе" - этот род  деятельности  базируется на шоке и абсурде. Цитирую: "Акция (или искусство акции) становится общим понятием для художественных практик, в которых акцент переносится с самого произведения на процесс его создания. В акционизме художник как правило становится субъектом и/или объектом художественного произведения. Близкими к акционизму формами являются хэппенинг, перформанс, эвент, искусство действия, искусство демонстрации и ряд других форм". "В 1950—1960-х акционизм выходит на новый уровень, превращаясь в театральное действие, заявляет о себе декларациями, обосновывающее создание четырёхмерного искусства, развивающегося во времени и пространстве... Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие (акцию)...По мнению левого контркультурного деятеля А. Цветкова, "авангардной практикой остается акционизм, то есть вторжение радикального художника на не готовую к этому публичную территорию с последующим скандалом, провоцирующим власть реагировать, а зрителя — думать". Собственно, акционизм - это другое название демонстрации, срежиссированного действия, целью которого является разрыв шаблона привычного восприятия мира. Это  почти  фокус в режиме  онлайн, в котором участвует и произведение - и художник, фокус, в котором  проихведение имеет ВТОРИЧНОЕ, служебное значение, главное - взорвать сознание зрителя, его внутренний мир.

В лице художников объединения ЛеСС мы имеем дело с подлинной философией, с глобальным, антологическим символизмом, выраженным минималистическим языком. Эти трое  обращаются к зрителю  с самыми насущными вопросами бытия, их интересует высшая правда о человеке, горчайшая действительность глубины его падения. Здесь налицо искусство духовного скальпеля, раблезианской гиперболы - которые применяются не как самоцель, но как воспитательное средство, как способ катарсиса и очищения зрителя через боль и откровение.
Тогда как акционизм - это намеренная и жесткая провокация на грани фола и шока, взрывающая привычный мир  понятий общества. Зачастую это самодостаточный эксперимент на уничтожение. Акционизм граничит с порнографией и вивисекцией, и балансирует на грани безумия, используя его  как средства выразить свой протест против реальности. Один из излюбленных жанров акционизма - хоррор. Другой его прием - декларативный плевок в лицо оппоненту, - и это не всегда фигура речи. Акционизм использует самые низкие средства, обращается к базовым инстинктам, осмысленно  опрокидывая основополагающие понятия прекрасного, истинного, установленного. Чувствуете, к чему я клоню? Акционистами  являются не Сидур со товарищи - а как раз  их ниспровергатели цорионовцы. И, вынося приговор случившемуся, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата поменял местами - жертву  и палача, хульника - и пророка.
Как это может быть, что искусство, вызывающее у зрителя содрогание и ожог, не является антиискусством, но напротив - есть апологетика человека, апологетика Самого страдающего Сына Божия, поруганного и распятого фарисеями?.. Мы поймем это, если вспомним  контекст произведений Сидура, если заставим себя взглянуть на фотографии умученных в  концлагерях Треблинка и Освенцим. Ссылаюсь на слова протоиерея Михаила Махова, который указывает ключ к экзистенциальному ужасу работ Сидура. Треблинка - вот  откуда - стилистика,  позы и вид обнаженных фигур его цикла линогравюр, относящихся к страданиям Христа. Вадим Сидур в то время работал над памятником концлагерей в Треблинке. "Отец ваял свою "Треблинку" под впечатлением книги Гроссмана "Треблинский ад" - пишет об этом  сын  скульптора. Линогравюры Сидура являются продолжением его переживания реалий этого ада.  И  назвать  глумлением этот крик о человеческом зверстве можно только по причине косности и душевной глухоты, равно как и по причине полного непонимания контекста работ Сидура, незнания контекста русского концептуализма 60-х годов как такового (не путать с постперестроечным  этапом!),  непонимания сути  деятельности   художников ЛеССа, которую зачастую можно определить  как исповедание, как последний рубеж  человечности в горниле зла и кромешного отчаяния.
Для тех, кто не в курсе - и не хочет быть в курсе, повторю - без всякой надежды быть услышанной: речь идет о классиках, о произведениях  настоящих и нелицемерных  художников, которые не боялись  говорить о Христе, и об исконных духовных традициях нашей Родины тогда, когда за это исповедание  убеждений таскали на Лубянку, лишали  работы, прописки и званий, сажали в тюрьму и психушку. То, что 14 августа сего года молодые недоумки готовы были топтать ногами и провозглашать кощунством, является актом гражданского мужества и даже - веры - людей, которые не побоялись пойти на конфронтацию с всесильной государственной машиной ради того, что они  считали важным. Между прочим, они Христа и Евангелие считали важным, уважаемые собратья, а не какие-либо  отвлеченные понятия! А где в те годы были вы, и что вы сделали во исповедание своей веры? И кто смеет говорить об атеизме Владимира Лемпорта, Вадима Сидура и Николая Силиса? Что вы знаете о глубинах сердца этих людей, господа журналисты и общественники, что вы доподлинно знаете об этих троих, так бестрепетно  определяя им нишу атеистов? "Я верю в Христа, сына  человека" - сказал Вадим Сидур. И это соотносится со словами: "Сын же человеческий не имать, где главу подклонити" Ев. от Луки, 9, 58.

..."Остаток жизни буду я стараться
Употребить всю волю и весь разум
Всех убедить, что надобно спасаться" (Данте. "Рай". Песнь 33. Перевод Владимира Лемпорта).
И это - строки атеиста, кощунника?..

" Язык наш беден , звуки не свободны,
Цвета моей палитры не прозрачны,
Их трудно отыскать в земной природе..." - о да... Не случайно выдающееся их искусство так и осталось непонятым и недооцененным современниками.
"Но все ж считает Бог, что обманули
Его наместники на папском троне..."
"Учение Христа теперь в уроне,
Все думают лишь о земных усладах" -
Я буду цитировать  строки Владимира Лемпорта без устали,  еще и еще, чтобы те обвинители трех русских художников, у кого есть уши, услышали сокровенный голос его  сердца, обращенный даже не к нам, его современникам, а к Творцу всяческих... Человеческий суд опрометчив.
Сидур, Лемпорт и Силис - не просто настоящие художники и новаторы нашего искусства, чуждого  официоза и предательского соглашательства с тоталитарным государством, они - подлинные  гуманисты и философы своей эпохи, исследователи  и апологеты человека, во всем его онтологическом достоинстве. Они - живая связь времен и традиций, эволюция их в онлайн режиме. А то, что  искусство новаторов понятно не каждому и принципиально не ласкает взор обывателя - так ведь таково оно, искусство нонконформизма, андеграунда эпохи цветущего постмодернизма, искусство, ушедшее от банальной фигуративности, и смыкающееся  в своей предельной  высшей образности с абстрактными и геометризированными формами и метафизическим символизмом. Да, это не китч, не базарные матрешки и писанки, не слащавый салонный портрет Шилова, - это трудное , болезненное и горькое искусство людей,  проживших ужас войны, смерти, репрессий и бесправия. А то, что общество желает сытости и не в состоянии  оценить по достоинству бесценное достояние своей культуры - так это беда, и не кичиться этим надо, а стыдиться... и грызть... грызть гранит науки, заполнять лакуны, отвоевывать белые пятна у маленького своего обывательского чердака. И мне горько слышать, как люди, искренне любящие свое Отечество, позиционирующие себя, как православных,  относящие себя к просвещенной и образованной части общества,  на полном серьезе рассуждают о непозволительности изображения обнаженного тела  и муссирующие тему  гениталий - в светском - СВЕТСКОМ, секулярном ! искусстве, - в то время как в родной нам по духу Византии - Византии, слышите вы? - вплоть до 14 века жила традиция изображать в литургическом богословском искусстве, в храмовых фресках, в мозаике,  иконе и в книжной миниатюре - обнаженное тело. Таковые встречаются и в средневековом готическом витраже, и в богослужебной литературе. В России фрески на сюжет Крещения с обнаженной фигурой Спасителя  имеют место  и в 17 веке. Вспомните сюжеты Богоявления (Крещения Господня), Обрезания,  сотворения Адама и Евы, Распятия и снятия с Креста! Здесь фигуры Спасителя, первых людей, праотцев - изображались абсолютно обнаженными, во всей своей цельности и благородстве. Бог зла не сотворил. И это искусство не одну сотню лет процветало на стенах Великой Софии и Равенны, и в эпоху самых горячих богословских споров и вселенских соборов не вызывало ни анафем , ни раздоров , ни соблазнов в обществе. Ни монахи, ни мирские, ни чернецы, ни простецы, ни математики, ни богословы, ни домохозяйки, ни императрицы не считали таковые изображения кощунством - и себя не считали уязвленными в лучших чувствах и свое нравственное чувство не считали ураненным. Но мы хотим быть "святее папы Римского", и решаем , что имеет право  на существование , а что подлежит огню. Может быть, тогда анафематствуете и древнюю Византию?.. Так ЧТО с нами, братья и сограждане, ЧТО с нами, из какого темного леса вышли мы ныне, пугаясь собственной тени и гневно борясь с призраками собственного хтонического естества?... Отчего в лом нам, грамотным людям, просто - открыть книжку, заглянуть в серьезные источники, узнать хоть мало мальское - о собственной истории, о собственной культуре - прежде чем пускаться в огульные обвинения специалистов в мифическом непотребстве их наследия?  И добро бы речь шла о выходках Сальвадора Дали или порнографии Обри Бердсли,  или о болезненных воспаленных картинах Эгона Шиле или нонсенсах Константина Сомова. А то - Сидур... Гуманист и строгий мыслитель, аскет Сидур... Переводчик Данте -  Лемпорт...  Дон Кихот московского нонконформизма - Силис!.. ЧТО с нами? Что за бред  несем мы, не стесняясь срама в эфире и на просторах сети - с полнейшей безапелляционностью провозглашая дремучую ересь, каковой не слышно было и в "мрачные времена средневековья"?!.. И отчего никогда не получают у нас по заслугам проходимцы и разбойники,- волки, рядящиеся в овчие шкуры?  Мне больно, что совершается  такое в моем Отечестве.
... И знаете что? Это и мое  Православие и я не отдам его на откуп приблудным Цорионовым с кликой и игнорирующим поругание достоинства Церкви и человека  иерархам.
..."Сжег храм Дельфийский Аполлона,
За что  навечно поселен в Аиде." * Такова, по мысли сурового Флорентийца, участь всех геростратов. Возможно, Поэт не ошибался.
...И хотя "Отечество у нас одно: то Вечный Град"*, иные из нас на Последнем Суде  услышат : "Не вем вас".



* "Скандальная выставка Сидура!" Так! Выпуск №27 Андрей Фефелов (20 августа 2015)
* Светлый вечер с Владимиром Легойдой (эфир от 21.08.2015)
* - Данте. "Ад" песнь 8.
* - Данте Алигьери, "Чистилище", песнь 13
Все приведенные в тексте цитаты из "Божественной Комедии" - в переводе Владимира Лемпорта.
........
https://vk.com/id206468453?z=video206468453_171315481 -  Вадим Сидур.
https://vk.com/id206468453?z=video206468453_171315458 - Владимир Лемпорт.
http://www.youtube.com/watch?v=KFsdou_3Kzg - Николай Силис.

На фото : "Богоявление" Византия  http://iconodulos.livejournal.com/66375.html
.........................

18.08.2015. (Дополнено 21.08.2015)
...............
И это еще не конец. "Скульптуры Сидура в Манеже снова атаковали" : http://forum-msk.org/material/news/10965657.html   /26.08.2015/

В продолжение эпидемии псевдоправославного вандализма: http://www.newsru.com/russia/27aug2015/statue.html (уничтожение барельефа с фасада дома на Лахтинской) Вот и прецедент. А дальше - цепная реакция, как лесной пожар. Примечательно же в этой истории то, как самоуверенны эти люди. Помнилось, что срам - пришел и истребил (вырезал, сбил, сжег). И это ПОКА - цветочки: барельефы, линогравюры. А когда придут в ВАШ дом и начнут ревизию совести с немедленным отсечением "гниющего срама"? Естественно, без суда и следствия. Зачем ? Когда пришедшие и есть - "глас Божий" для всякой твари.
Надо ли объяснять, что все это - звенья одной цепи, сеть акций, - как раз так действуют  маньяки и террористы.


Рецензии
===Время сказать правду: на данном историческом витке мы скатываемся в новое мракобесие, в хаос.===

Но какова же главная, самая глубокая тому причина?

Алиса Иола   03.07.2022 09:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.