Четверостишия Саади

Покамест не сказал мужчина слово,
Способностей и слабостей не видно.
Не думай ты, что каждый лес пустой,
Ведь тигр спит, ты знаешь, в нем возможно.
19.08.2015

Оригинал на таджикском такой:
То мард сухан нагуфта бошад,
Айбу хунараш нухуфта бошад.
Хар беша гумон мабар, ки холист,
Шояд ки палангхуфта бошад.

Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази (1210—1291 ) — великий персидский и таджикский поэт-моралист, представитель практического, житейского суфизма. Творческое направление – исламский мистицизм, этика. Саади написал много стихотворных и прозаических произведений, причём в качестве поучительных примеров очень часто пользовался личными воспоминаниями из своей скитальческой жизни. Испытав на себе всю бренность мира, Саади теоретически вполне согласен с такими своими великими суфийскими предшественниками или современниками, как поэты Фаридаддин Аттар и Джалаладдин Руми, шейх Абд ал-Кадир ал-Джилани и др. Но, хорошо зная людей, Саади понимает, что далеко не все способны удалиться от мира, умертвить плоть и исключительно предаться мистическому созерцанию. Поэтому Саади рекомендует мирянам аскетизм житейский: жить в мире, но не пристращаться к нему, сознавать его превратность и быть ежечасно готовым к потере земных благ.
В 1257 году он написал поэтический трактат «Бост;н» («Плодовый сад»), где в десяти главах стихами изложена суфийская философия и этика, подкрепляемая занимательными притчами и рассказами. По глубине поэтического чувства и по высоте нравственных идей «Бост;н» — одно из величайших произведений всей суфийской литературы. Однако не «Бост;н», а «Гюлюст;н» (= «Цветочный сад» — писан прозой вперемежку со стихами, в 1258 году). «Гюлюст;н» имеет своеобразную прелесть народности, потому что пересыпан множеством пословиц и поговорок. Аналогию с «Гюлюст;ном» имеет ещё довольно сухая «Книга советов» (Пенд-наме), одноимённая с такой же книгой Аттара; но её принадлежность Саади не вполне доказана.
Прочие произведения Саади, составляющие до двух третей его дивана, относятся преимущественно к лирике. Основной заслугой Саади видится то, что в своей газели он сумел соединить дидактику суфийской газели с красотой и образностью любовной газели. Каждый бейт в ней можно прочитать как в любовном, так и в философско-дидактическом ключе. Продолжателем этой традиции является другой известный персидский поэт Хафиз Ширази.


Рецензии
В первый раз в жизни я пожалела, что не знаю таджикского языка, интересно бы было узнать как звучит стихотворение.
Только восточный автор (я сейчас о Саади) мог вот так написать.
Спасибо, что знакомит нас с восточной поэзией древних!

Ивана Аксёнова   28.06.2023 13:35     Заявить о нарушении