Израильский дневник. Экскурсия по монастырям Иудей
Добираюсь до площади Беньямин ха Ума, где назначено место сбора, менее чем за час. Постепенно собираются экскурсанты. Одновременно
назначены три экскурсии, а экскурсантов немного, оказывается экскурсантов собирают, чуть ли не по всей стране, и автобусы приходят заполненные больше чем наполовину. С небольшим опозданием приходит и наш автобус. Для начала едем на обзорную площадку в районе могилы пророка Самуила, куда меня уже возил Роман. Тема экскурсии: монастыри и монахи, при чём же пророк Самуил? Ведь иудаизм не знает монашества: обет безбрачия противоречит наставлению Бога: «плодитесь, размножайтесь». Но пророк Самуил помазал на царство двух первых царей Иудеи – Саула и Давида.
Из рода Давидова и Иисус Христос – Бог Сын христианства, так неразрывно связаны иудаизм и христианство. Библия состоит из Ветхого и Нового заветов, причём Ветхий завет (Тора – священная книга иудаизма) составляет большую
часть Библии. Что же касается ислама, самой молодой из этих монотеических религий, то он признаёт как иудейских, так христианских святых: того же Дауда – Давида или Мариам – деву Марию.
Думаю, не прав Роман, утверждая, что ненависть к евреям связана с тем, что, украв у евреев Тору, христиане и мусульмане, не любят обкраденных. Общая база этих трёх религий – Тора должна объединять, а не разъединять людей.
Налюбовавшись видом Иерусалима от древнего города Рама, что на иврите означает "гора", откуда Рамот – горы, отправляемся к Аялонской долине на западные склоны Иудейских гор по древней дороге, ведущей кратчайшим путём в Иерусалим с побережья Средиземного моря. Именно с высоты города Рама крестоносцы впервые увидели золотые купола мечетей Старого Города.
По дороге экскурсовод рассказывает о двух основных направлениях монашества: монахи-отшельники (начиная с Антония, копта по национальности), в дальнейшем православные монахи; и монахи-католики, цель которых не просто уйти от греховной жизни, но приложить максимум усилий для улучшения её.
Вероятно, поэтому православные монастыри в Израиле сосредоточены в Иудейской пустыне, а католические в Иудейских горах.
Уточняем, что означает монашеский орден. Монашеский орден – это знак отличия, то есть отличие по уставу того или иного направления монашества, хотя три первых требования и общие для всех католических монастырей: обет бедности, безбрачия и постоянства пребывания. Орден траппистов или "молчальников", что не правильно, добавляет требование отказа от праздных разговоров. Устав требует строгого выполнения распорядка, сводящегося к молитвам, учёбе и труду. Подъём в 3 часа ночи, отбой в 8 часов вечера. Полное самообслуживание: возделывание овощей, винограда, маслин, производство вина и оливкового масла. По окончании осмотра монастыря в подвальчике дегустируем и покупаем вино. От Латрунского монастыря ордена траппистов открывается великолепный вид на Аялонскую долину. Согласно Библии именно здесь в Аялонской долине Иисус Навин остановил Солнце во время битвы с ханаанцами. Иисус Навин – правая рука Моисея, в прямом смысле, ибо поддерживал уставшую правую руку Моисея, что обеспечивало победы евреям.
Здесь в Аялонской долине древняя история перекликается с современной, так танк Т-34 (я его уже видел по дороге из Бер-Шевы в Иерусалим) установлен при входе в музей, где сосредоточены трофеи, отбитые у иорданской армии в 1948 году (в основном советского производства).
Аялонская долина.
Здесь Иисус Навин еще во время оно,
Чтоб день продлить, остановил светило.
И солнце неуемное светило
Над битвою племен в долине Аялона.
Здесь крестоносцев двигалась колонна,
Шел Искандер и, кажется, Аттила.
Здесь распри по сей день, как в годы Вавилона,
Когда народ не знал напалма и тротила.
Стоит среди долины сиротливо
На пьедестале Т-34,
Как памятник тому, что в нашем мире
Хотят все жить свободно и счастливо,
Но символ мира – светлая олива –
Так и остался лишь мечтой о мире.
Тема экскурсии не предусматривала осмотр музея, но мы проехали буквально рядом, когда направлялись в древний город Эммаус (один из трёх вариантов его расположения). Этот вариант был предложен в V веке императрицей Еленой, исходя из расстояния от Иерусалима в 60 римских стадий (12.5км). Это расстояние более подходит для другого варианта – арабского селения Абу-Гош, где расположен монастырь "Сестёр Иосифа", часть которого подлинные строения XII века. Город Эммаус упоминается в евангелии от Луки: двое из учеников Христа по дороге домой встретили путника, и один из них Клеопа пригласил его на вечернюю трапезу, там он был опознан как воскресший Христос. В Эммаусе-1 производятся археологические раскопки, в том числе и предполагаемый дом Клеопы, где сохранилась мозаика пола.
В очень живописном месте расположен монастырь бенедиктинцев. До недавнего времени туда вела грунтовая дорога, а сейчас асфальт, но очень узкий. Много желающих осмотреть монастырь или просто провести время в этом красивом месте, поэтому мы с трудом разъехались со встречным потоком машин и автобусов. В подвале этого монастыря были погребены останки Св. Стефана, побитого камнями. В церкви цветные витражи и фрески с изображением сцен из жизни Св. Стефана. Мощи Св. Стефана были изъяты из крипты и были перенесены в один из монастырей Зап. Европы.
Затем мы переехали на высокий холм, где размещался древний город Кирьят-Иегарим, где когда-то хранился Ковчег Завета и где расположен монастырь Ковчега Завета. Отсюда царь Давид перенёс его в Иерусалим и в дальнейшем он хранился в 1-ом храме, построенным Соломоном и уничтоженном Навуходоносором в 462 г до н.э.
Предполагается, что Ковчег Завета был отправлен в Вавилон. Есть версия, что Ковчег Завета хранится в Эфиопии, куда его передал сам царь Соломон с сыном своим Менеликом от царицы Савской. Но это маловероятно. Есть и третья версия: Ковчег Завета до сих пор хранится где-то в тайнике Старого Города, куда его спрятали при нашествии Навуходоносора.
От монастыря Ковчега Завета открывается прекрасный вид на Иерусалим с характерным "пальцем" отеля Хилтон.
Спускаемся в арабское селение Абу-Гош: добротные коттеджи, ухоженные сады. Селение Абу-Гош лежало на пути в Иерусалим с побережья, и с приходом мусульман в VI веке жители получили право взимать пошлину с проезжающих. С приходом крестоносцев в XII веке был построен монастырь как форпост Иерусалима. После изгнания крестоносцев Саладином в селении был построен караван-сарай и мечеть. При турецком владычестве в 1730 году французский посланник выпросил у турецкого султана это место для устройства монастыря. Французские миссионеры обратили окружающее арабское население в христианство. Во время 1-ой мировой войны турки как союзники Германии попросили монахов, но в 20-ые годы монастырь "Сестёр Иосифа" был восстановлен.
Экскурсовод сообщила интересную историю: во время шестидневной войны арабские жители Абу-Гоша отдали своих детей в семьи еврейских поселенцев, дабы иорданская артиллерия не обстреливала их. Но, скорее всего эта история – попытка поисков центростремительных сил в межнациональных отношениях. Вряд ли артиллеристы так точно выбирают свои цели. Во время ракетных обстрелов Израиля Ираком, палестинские арабы приветствовали обстрелы митингами на крышах домов, пока одна из ракет не угодила в их поселения.
После окончания экскурсии нас высадили на площади Беньямин-ха-Ума, а остальных повезли развозить по местам их посадки в Тель-Авив и Бер-Шеву. Надо мне добираться к месту моего ночлега. Общественный транспорт по-прежнему не ходит, все магазины закрыты, с трудом удаётся схватить сэндвич в центре на Яффской улице, где в втридорога обслуживают иностранных туристов. Утром, когда я шёл на экскурсию, мне попадались правоверные евреи в белых и в чёрных в полоску накидках, шедшие на молитву. Сейчас, кроме туристов-иностранцев в центре, никого не видно. Выхожу к Старому Городу, огибаю его справа вплоть до Дамасских ворот и по Дамасской дороге направляюсь на север и северо-восток. Попадаю в арабские кварталы Восточного Иерусалима. Здесь идёт нормальная жизнь: открыты магазины, гуляют взрослые и дети. Всё спокойно, никаких эксцессов. Ко мне подходит маленькая девочка и говорит "селям", я ей отвечаю. Заметно, что арабские кварталы беднее и обшарпаннее еврейских. Если в еврейских кварталах на каждом перекрёстке вы найдёте названия улиц на иврите и на английском, то здесь только на арабском и то не всегда. Из-за этого я даже немного заблудился, но вновь выбрался на Дамасскую дорогу и по ней к Ритиному дому по указателю направления на город Рамалла. Кстати именно Рамалла был когда-то центром огромного виллайета, простиравшегося от Пиренейского полуострова до Сирии, а не Дамаск.
Свидетельство о публикации №115081802290