Экспертный обзор. Михаил Озмитель. Июль-2015

I. Лиризм

Оценку стихотворений я производил согласно нескольким критериям, среди которых в первую очередь упомяну лиризм как — на мой взгляд — неотъемлемое свойство поэзии.  Лиризм предполагает и рефлексию, и философичность; лиризм основывается на осмыслении и постижении разнообразных человеческих чувств и эмоциональных состояний: от любования улиткой, ползущей по склону Фудзи, — до гнева и ненависти (Кто наших сыновей Гноит во цвете лет? Смесители кровей, Писатели газет!).  Единственное,  в чём мне не удается найти лиризма, это равнодушие и презрение.

Именно по этому критерию я сразу же отсеял следующие стихотворения*: № 33 («Мим застывает»),  № 32 («Отчая деревня»),  № 26 («Луганские стансы»), № 27 («Берестяная грамота 752»).

№33. НАГИБИНА «Мим застывает»
http://www.stihi.ru/2015/05/05/106 номинатор «Термитник поэзии»
— характерен именно равнодушием к тому, о чём говорится; это приводит к неразборчивости в том, как говорится; технические  упражнения — более или менее удачные — должны, на мой взгляд, иметь свой отдельный конкурс.  И всё-таки скажу спасибо автору за просвещение: мне довелось узнать о неизвестном доселе сорте вишни, а заодно о возможно правильном, а не таком, как в стихотворении,  написании названия этого сорта. 
НЕТ.

№ 32. ВЛАДИМИР ПАУКЧТО «Отчая деревня»
http://www.stihi.ru/2015/02/27/3005 номинатор Руслан Рафиков
— здесь презрение  к русской деревне выразилось в глумлении над русским языком. Тот самый случай, когда персонаж «Мастера и Маргариты» слишком увлёкся шутками.
НЕТ.

№26. МИТЯ МЫШКИНД  "Луганские стансы"
http://stihi.ru/2015/07/05/8403  номинатор Александр Крупинин
— возникли, но ненадолго, сомнения: отнести ли этот текст к категории «отсутствие лиризма».  Еще не раз перечитал.  Сомнений не осталось.  Автор равнодушен и к Луганску, и к Афганистану, и к Вьетнаму.  Рифмует.  Пусть себе рифмует, но без меня.
НЕТ.

№ 27. СЕРГЕЙ СЛАВНОВ "Берестяная грамота 752"
http://stihi.ru/2015/02/07/8314  номинатор Александр Крупинин
— не хочу говорить о мелких и не очень мелких погрешностях против русского наречия;  главное в № 27 — равнодушие как высшая форма презрения.   Этот текст примечателен прежде всего своим эпиграфом: дословным воспроизведением берестяной грамоты 752.  Будь моя на то воля, я бы эту грамоту — как есть — поставил в десятку лучших в подборке.   К моему сожалению, это послание — всего лишь эпиграф к безжизненному риторическому упражнению, в котором определяется отношение к страстному письму из русской старины русским же матерным словом,  — которое очень точно характеризует то, что написал автор. 
НЕТ.


II. Целостность

Вторым критерием, которым я пользовался при выборе произведений, является последовательность лирической мысли, иначе говоря — целостность лирического произведения.  Целостность поэтической пьесы предполагает согласие образов стихотворения между собой. Иногда бывает так (к сожалению, часто так бывает), что  одна пьеса включает в себя несколько разных, не согласованных друг с другом стихотворений, каждое из которых, взятое в отдельности, могло бы считаться целостным и исполненным лиризма.  Бывает и так, что единство поэтической пьесы разрушается из-за того, что образы, использованные автором, вызывают случайные или даже противоречащие друг другу ассоциации.

Отбор по этому критерию — дело для меня порой болезненное, потому что и сам знаю, как трудно бывает остановиться и понять, что уже всё главное сказано.  От неуемного желания договорить всё и до конца гибнут многие стихотворения, — в них появляются слова и образы не нужные, лишние… Думается, что иногда не срабатывает внутренний (или внешний?)  редактор.  Жалко от них отказываться, но… Если в общем обозначить эту категорию, я бы предпочёл назвать её непродуманные, межеумочные стихотворения.

Таким стихотворением, полностью соответствующим первому критерию, но не прошедшим отбора согласно второму, стало для меня пьеса № 1 («Соленосное») и большинство стихотворений из предложенного лонга.

№ 1. СВЕТЛАНА ИЛЛАРИОНОВА «Соленосное»
http://stihi.ru/2014/07/13/2846 отборочный тур для резидентов БЛК
Если убрать третью и четвертую строфы (от слов «Огурцы безжалостно лишаются…» до слов «Как долго я тебя искала…» включительно), то получится цельное и непротиворечивое стихотворение об одинокой сорокалетней женщине на кухне…  И — заодно — исчезнет этот таинственный солевар.  Тогда — есть зримый образ, запах, вкус чистоты, грусти и света.
НЕТ.

№3. ЛЮСЯ ПИКАЛОВА «нашествие»
http://www.stihi.ru/2015/04/09/8940 отборочный тур для резидентов БЛК
Совершенно гениальный образ лис, меняющих окрас, заполняющих лес, поле, улицы и дома… Немилосердно убитое автором прекрасное стихотворение.  При этом убийство пьесы произошло в самом начале: «Горшочек, вари, вари!».
В ткань стихотворения вплетена красивая, но совершенно посторонняя и очень яркая нить: сказка о девочке и горшочке, который варит кашу, и о старухе, которая не знает, как остановить горшочек … Понимаю лёгкость ассоциаций, но не принимаю их чужеродности.
НЕТ.

№5. ОЛЬГА ХВОРОСТ «Бабушка»
http://www.stihi.ru/2013/11/17/2954 отборочный тур для резидентов БЛК
Хорошо, я готов догадываться, кто и что хочет сказать  —  у меня есть и читательский, и жизненный опыт,  но за что мне дана здесь отрицательная частица  "не"?! Еще одно убитое стихотворение.
НЕТ.

№7. АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Санскрит»
http://www.stihi.ru/2015/07/10/3091 отборочный тур для резидентов БЛК
Не имею права, но изменил бы строку: «Так и сплю с приоткрытым левым глазом» на — «Так и сплю с приоткрытым третьим глазом». Печаль деменции ясна, бабочки с собачками тоже хороши, но настоящего санскритического безумия мне лично не хватает.
НЕТ.

№8. МИХАЛИНА ДИКОВИЧ «Уронишь смех и потеряешь смех»
http://www.stihi.ru/2015/06/11/3240 отборочный тур для резидентов БЛК
Пришлось бы некоторое время колебаться между «да» и «нет»,  но прозвенел «тотемный колокольчик».   Читатель углубляется в воспоминания о тотемах, колокольчиках, Фрезере, Леви-Строссе, Малиновском и, раздраженный воспоминаниями о колоколе Хемингуэя и колокольчиках прокажённых в чумной Европе, говорит свое решительное
НЕТ.

№9. ИРИНА РЫПКА «время сухих стрекоз»
http://www.stihi.ru/2015/05/11/6676 отборочный тур для резидентов БЛК
Равнодушие к тому, о ком говорится, о чем говорится.  По-русски принято писать слово. "господь" с прописной, а не строчной. Но написано с увлечением, поэтому не в первом списке.  «На жерновах»? Или  — между жерновов?
НЕТ.

№10. НАТАЛЬЯ ЧЕКОВА «Движение воды»
http://www.stihi.ru/2015/05/29/8038 отборочный тур для резидентов БЛК
...  что-то совсем сложно с переходом от предпоследней строфы к последней. Не только поэтому,  но и поэтому —
НЕТ.

№11. СВЕТЛАНА ТИМАШЕВА «Разбили сердце…»
http://www.stihi.ru/2014/11/15/6493 отборочный тур
Насмерть заболтанное стихотворение. Автору так нравится говорить, что уже всё равно, о чём и как.  А жаль.
НЕТ.

№13. ДОМЕНИКА83 «2015. Про шута и не только»
http://www.stihi.ru/2015/05/29/4222 отборочный тур
Сюжет развалился или не сложился.   Просто сырой продукт.
НЕТ.

№14. ЕЛЕНА БОРОДИНА «Плюмбум»
http://www.stihi.ru/2015/07/15/8797 отборочный тур
Два стихотворения объединены в одно: можно было закончить на «плюмбум-плюм»,  а суицидальных мотивов хватает и без распятия.
НЕТ.

№15. ДЕНИС ТКАЧЕНКО «Координатные точки»
http://www.stihi.ru/2013/06/03/356 отборочный тур
С горечью отказываюсь от этого стихотворения: всё, начиная с Большого взрыва, — лишнее, умонастроение определено, эмоциональное состояние обозначено.  Зачем мне, читателю, «частиц пыльца»?
НЕТ.

№16. САША КЛАДБИСЧЕ «Детская травма»
http://www.stihi.ru/2013/10/06/919 номинатор Алексей Исхаков
Хороша последняя строка.  Годится в моностих.  Но, к сожалению, до неё слишком далеко идти от строки первой.
НЕТ.

№17. ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК "забывая о змеях"
http://www.stihi.ru/2015/05/21/5673 номинатор Александр Фральцов
Зачем и почему мангуст слушает флейту? Можно было бы представить себе логику перевёрнутого мира, в котором не змеи, а именно мангусты подчиняются флейте факира, а змеи охотятся на мангустов.  Куда мне, читателю, девать «змеиные» ассоциации после слов «мы обвиваемся (как змеи?) тишиной вокруг несказанных слов»?  Затем мне приходится разгадывать загадку о том, «какими нас Господь видеть хотел», потому что в соответствующем разделе Библии вопрос о змее разрешается однозначно: Господь, как я понимаю, никак не хотел, чтобы мы были змееподобны…   Да, и Маугли в городе.  Начинаю вспоминать любимый мультфильм, великолепного Киплинга.  Думаю, что один смысловой слой стихотворения не должен находиться в вопиющем противоречии с другим.
НЕТ.

№18. РЕГИНА МАРИЦ "Чюрлёнис"
http://www.stihi.ru/2012/12/02/1882 номинатор Александр Фральцов
экфрасис… экфрасис….  Столь многие им грешат и во грехе не признаются. Сам по себе экфрасис как жанр дело неплохое и во многих отношениях даже полезное.   Но вот в лирике он чаще всего (не всегда!) приводит к внешнему по отношению к стихотворению конфликту — конфликту между моим восприятием произведения искусства (в данном случае — творчества Чюрлениса), с одной стороны, и тем, что мне старается изложить автор.  Тот самый случай, когда происходит экранизация гениальных произведений, когда приходится говорить: ах! какое интересное прочтение «Братьев Карамазовых»!  А оно нужно мне — это интересное (или не очень интересное) прочтение?  Вообще, присоединение к любой культурной ценности (а Чюрлёнис — это ценность), к любому мифу (а Чюрлёнис — это отчасти уже и миф) всегда таит в себе опасность слишком индивидуального, частного прочтения, несравнимого с первоисточником.
Увы,
НЕТ.

№20. АЛЕКС ТРУДЛЕР "По прогнозам "
http://www.stihi.ru/2015/02/12/2209 номинатор Инга Сташевска
Тоска и беспросветность — вещи, конечно, невесёлые, но поэзия — кроме констатации наличия безнадежности — предполагает хоть какое-то осмысление этого эмоционально-нравственного состояния.
НЕТ.

№21. ДИНА ФИЛАТОВА «И тогда я срываюсь...»
http://www.stihi.ru/2013/12/04/677 номинатор Алексей Исхаков
Не надо срываться.  Это не очень красиво.
НЕТ.

№23. КАРЕЛИАН «Another Brick In The Wall»
http://www.stihi.ru/2013/08/30/5138 номинатор Зиновий Антонов
Могло быть хорошим стихотворением, если начать «За кирпичом кирпич, за плитой плита….» и до конца, но при этом убрать предпоследнюю строфу с невнятными вожжами, которые кто-то зачем-то тянет.   И ещё, в русской поэзии советского периода есть своя традиция кирпичной кладки, сформировавшаяся задолго до композиции Пинк Флойд: «Камень на камень, кирпич на кирпич – Умер наш Ленин Владимир Ильич!  Жалко рабочему, жалко и мне: Доброе сердце зарыто в земле…Дедушка умер, а дело живёт,  Лучше бы было наоборот».  Нельзя безнаказанно и безоглядно перемещаться из одной национальной традиции в другую.
НЕТ.

№24. ИРИНА ГРАНОВСКАЯ «Несвободна»
http://www.stihi.ru/2015/06/26/1867 квота ГР за редактирование отб.тура
Согласование образов под вопросом.  Хорошо,  «несвободна, словно тень от кошки» - не очень рад, но соглашусь на возможность такого определения несвободы, но тень от кошки в наручниках мостов моё воображение не выдерживает…  Смирюсь с сюрреализмом картины, но чтобы я признал, а не только смирился, нужно этот сюрреализм возвести в мироустройство.  А здесь и «тётки-ёжки», и банальные «трупики цветов», и заезженная строка из Пастернака, — всё оборачивается простым и вполне реалистичным всхлипом:
«Подождать, когда замерзнут воды,
Станут сном последние цветы,
И, наевшись досыта свободы,
Может быть ко мне вернешься ты».
Просто, ясно, по-человечески понятно.  Но стихотворения не получилось.
НЕТ.

№28. ИРИНА ВАЛЕРИНА «От женщины»
http://www.stihi.ru/2013/05/26/128 номинатор Руслан Рафиков
Страстность не может быть оправданием неряшливости. Эпиграф из гимна Изиде уводит нас к древнеегипетскому мифу, к жизни этого мифа в античной Греции и Риме, — ко всеобщей истории человечества.   В стихотворении же от этой истории не остается ничего.  Истерическая неорганизованность и равнодушие к слову (кстати, что там про «гумус от придонья»?  и что такое «придонье»?  — не осилил).  Человеческими, родными звучат лишь две последние строки.
НЕТ.

№29. САША СЕМЫКИН "Traffic"
http://www.stihi.ru/2009/12/17/8059 номинатор Андрей Моисеев
Автор только к концу стихотворения добрался до главного: тёплого и живого страдания родителей, сострадающих своему больному ребёнку.  Но этого слишком мало, чтобы преодолеть газетную мимолётность публицистического начала.
НЕТ.

№30. ГАЛЬЯ РУБИНА-БАДЬЯН "Не жаль мне барахла..."
http://www.stihi.ru/2013/06/28/7154 номинатор Андрей Моисеев
От всего богатства возможных ассоциаций, связанных с привязанностью людей (семьи) к быту и уюту, «барахлу», ожидаешь многого: от философического сожаления о тщете материального до восхищения прелестью эти чудных и драгоценных мелочей жизни…  Но в результате тебе приводят банальных «выездных коней».  Там есть, правда, слова о пропасти, в которую с обрыва, но с этим трудно сопереживать.  Чувства и переживания, связанные с переездом понятны: грустно расставаться с нажитым и ехать в неизвестность, — но для сюжета лирической мысли слишком слаба была привязанность к одному, чтобы расставанием с ним выглядело хотя бы как драма.  Да, и мелочь, но стоит упомянуть: многозначность слова «выезд» и производных от него в русском языке может создать комическое впечатление.
НЕТ.

№31. ЕЛЕНА БАКШУТОВА «Триптих»
http://www.stihi.ru/2015/06/27/6910 номинатор Юлия Долгановских
Шутка почти удалась, но «почти» не считается: не хватает драматизма.  И ещё — ударение в слове «тартар» на первом слоге традиционно, но тогда совсем неловко читается последняя строка.
НЕТ.

№35. ОЛЕГ ГОРШКОВ «За румяною корочкой речи»
http://www.stihi.ru/2009/06/19/5407 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
Не выдержана образная логика: румяная корочка речи забыта сразу же, оборвана ассоциация (вкусовая?) со свежевыпеченным хлебом.  Затем следует молчание и отсутствие зрения.  А потом: идёт бычок качается, вздыхает на ходу.  А стихотворение может из этого получится очень хорошее.  Если работать.
НЕТ.

№36. СЕМЕН ОСТРОВСКИЙ «Дождь-музыкант»
http://stihi.ru/2004/11/28-1076 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
Забавные ассоциации с «выйти сухим из воды».   
НЕТ.

№37. ПОЛИНА ОРЫНЯНСКАЯ «И падать в темноту»
http://www.stihi.ru/2014/11/26/3998 квота ГР за редактирование отб. тура
Зубы аллозавра могут напоминать звёзды, а если их выдернуть с корнями, то они могут приняться и прорасти.  Тогда остаётся только идти в скит.
НЕТ.

№38. АЛЕКСАНДР БЕЗУГЛОВ «Время Веры»
http://www.stihi.ru/2012/10/26/10804 квота ГР за редактирование отб. тура
Легко написано. Быстро. Не подумавши.  Бывает.
НЕТ.

№39. ИРИНА МУДРИЧЕНКО «Будни»
http://www.stihi.ru/2014/09/20/4142 квота ГР за редактирование отб. тура (от Юлии Вольт)
С сожалением говорю НЕТ.  Сожаление — потому что стихотворение может быть очень хорошим.   НЕТ — потому что в пьеса заканчивается сильным, но неотчётливым образом «оконная лужа».   Да, и окно отражает, и лужа отражает, основания для сравнения есть.  Но лужа — горизонтальна, окно — вертикально.  Логика этого образа (оправданная, может быть, в другом стихотворении) находится в противоречии со всей предыдущей ясностью и воздушностью.
НЕТ.

№40. СЕРГЕЙ БОГОМОЛОВ «Вдалеке»
http://www.stihi.ru/2015/04/08/1395 квота ГР за редактирование отб. тура (от Петры Калугиной)
Здесь — как минимум — три хороших стихотворения, а вот одного никак не получается.
НЕТ.


III. То, что мною одобрено.  В этих стихотворениях, помимо всего прочего, я вижу и слышу пафос — страстную эмоциональную оценку себя и мира. 

И, наконец, те стихотворения,  в которых авторы сумели определить своё умонастроение.

№12. ВЯЧЕСЛАВ АРАСЛАНОВ «Пока росе не жалко серебра...»
http://www.stihi.ru/2015/06/30/8531 отборочный тур
Отчётливо и точно.   Если придираться, то испуг уток несколько размывает картину: испуг, суетливость, движение…   Но в целом
ДА.

№19. ИРИНА КУЗНЕЦОВА 17 "Бегство из Содома".
http://www.stihi.ru/2015/05/08/9584 номинатор Инга Сташевска
Произведение трагического пафоса, который напрямую вытекает из конфликта.  Противостояние божественного и человеческого, с одной стороны, с другой — семьи и родоплеменных традиций гостеприимства, когда безопасность гостя превыше всего.  Катарсис. Безоговорочное моё ДА при всём моём несогласии с изложенной в пьесе трактовкой библейского сюжета. 
ДА.

№22. ВИНОГРАДОВА ЕВЛЕНЬЯ «Цветок»
http://www.stihi.ru/2015/01/30/10148 номинатор Зиновий Антонов
Ясная и добрая, полная света и юмора поэзия.  Портреты, написанные с любовью.  Связь поколений. Бережное до нежности отношение.  Отчётливая композиция.
ДА.

№25. СЕРГЕЙ ИВКИН "Гендер"
http://www.stihi.ru/2015/04/06/8335 номинатор Юлия Долгановских
Ах, эта таинственная уточка!  Ах, это подростковое, юношеское дерзновенное любование жизнью! 
ДА.

№34. АЛЕКСАНДР ЛЕВАШОВ «эк тебя износило за столько зим...»
http://www.stihi.ru/2015/07/07/7345 номинатор «Термитник поэзии»
Пьеса, принятая мною сразу и целиком.  В ней я не вижу ни малейших оснований для упрёка.  Разговорная интонация заговора, мелодика причитания, точный образный ряд, выверенная сюжетная основа реплики в вечном для русского сознания диалога с собой,  — всё это позволяет мне утверждать, что перед нами лучшее произведение предложенного на рецензирование подборки.
Поэтому №34 - моё трижды ДА!

№2. ЛЁША ИСХАКОВ «Инсталляция»
http://www.stihi.ru/2015/07/01/712 отборочный тур для резидентов БЛК
Пейзажная лирика философического плана.  Традиция от Ф.И.Тютчева.  Хорошо передано движение взгляда.  Несколько раздражает слово «казаться» в строке «время казаться младенцами»  (быть — или — казаться?).
ДА.

№4. МАРИНА ЧИРКОВА  «Бессонница»
http://www.stihi.ru/2015/03/20/4014 отборочный тур для резидентов БЛК
Импрессионизм и звукопись.  Воздушное.  Легко произносимое.  Отчётливое определение состояния.   Аскетизм избранного образного ряда.
ДА.

№6. СЕРГЕЙ ПИВОВАР «не сбрехал»
http://www.stihi.ru/2014/07/10/3495 отборочный тур для резидентов БЛК
Есть характер, есть сцена, есть живая речь.  И главное — психологически узнаваемый сюжет.  И нет лишнего, что тоже очень много.
ДА.


-----------------
*Стихотворения рассматривались экспертом в обезличенном виде, под порядковыми номерами в лонг-листе. Полные ссылки восстановлены Главной редакцией БЛК при публикации обзора.


Рецензии
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.