Hawkwind Silver Machine текст перевод история

 

Этой работой я обязан Михаилу Беликову http://www.stihi.ru/avtor/michbor

Благодаря ему я вспомнил как 40 лет назад от руки переписывал тексты с пластинок, пытался выучить наизусть 2-х томник Гальперина, учился читать музыку и мыслить образно.



Hawkwind - Silver Machinе перевод история создания

http:///youtu.be/IfniG-AdSC4

Без сомнения самая известная композиция группы, её визитная карточка. И именно с этой, мистически роковОй вещью связаны коренные изменения жизни Hawkwind. Не удивительно! Ведь эта машина - машина времени, сев в которую можно изменить себя и заглянуть в будущее. Но прежде, друзья мои, загляните в прошлое, ведь без этой "короткой" выборки о Hawkwind , истории создания и обстановки, в которой создавалась "Silver Machine", да и не только она, вам будет трудно понять что же это за явление в мире музыки.



Прослеживая эволюцию ранних Hawkwind, Брайан Таун писал: «Начиная с 1971 года стиль группы стал меняться: она продолжала играть продолжительные инструментальные композиции, обрамлённые вокальными партиями, но всё больший упор делала на мощные ритмы и песнопения, характера почти ритуального. Такая повторяемость в совокупности с мощным световым шоу производила на аудиторию гипнотический эффект: его усиливало то обстоятельство, что большинство зрителей, как и сами музыканты, находилась в полной наркотической отключке". «Не так уж много групп умело сочетают рок с электроникой; похоже, Hawkwind делают это лучше других», — отмечал в рецензии обозреватель Sussex Express (25 сентября 1970 года). Брюс Эдер (Allmusic) так характеризует музыкальный стиль Hawkwind в годы их творческого расцвета:

Каждый почитатель научной фантастики с хорошей памятью должен помнить романы Майкла Муркока 70-х годов в мягком переплёте, персонажами которых были колдуны и мускулистые воины, вооружённые гигантскими мечами, на фоне жутковатых пейзажей, земных и звёздных. Достаточно взять эту образность, добавить терминологию и имена, заимствованные судя по всему из марвеловскихкомиксов того времени («The Watcher», и др.), а также научных статей о физике элементарных частиц, перевести всё это язык оглушительного, но выразительного хард-рока — и вы получите более или менее полное представление о том, что такое Hawkwin.

Обозреватель Record Mirror (от 8 января 1972 года) предлагал двойное определение кредо Hawkwind: это «поиск космического сознания» и попытка «найти для научной фантастики музыкальные средства выражения». Журнал, кроме того, замечал: «Если и есть группа, которой суждено совершить в 1972 году прорыв, то это Hawkwind» (предсказание сбылось, несмотря на то, что весной того года группа оказалась на грани распада). Корреспондент журнала делал упор на футуристическом начале в творчестве группы: «Они неортодоксальны до такой степени, что могут считаться уникальными. Их масштабные произведения свободны от заготовленных формулировок. И поскольку они уже зрят пред собой зарю следующего века, 1972-й для них — не более, чем очередной год прошлого, застрявшего в настоящем… улавливаете идею?"

Возможно, самым важным приобретением Hawkwind стал Роберт Калверт- "выдающийся поэт галактик" (по определению Allmuzic), многосторонний литератор и артист, страдавший тяжёлой формой маниакальной депрессии. В то время он работал в магазине шин на Портобелло-роуд и писал для андеграундного журнала Frendz сюрреалистические рассказы.  «Едва только <Калверт> заинтересовался возможностью участия, мы тут же его пригласили. Потому что у него были великолепные <литературные> идеи: как научно-фантастические, так и связанные с состояниями сознания, внутренним, и внешним», — рассказывал Тёрнер. Именно Калверт всё то, что Hawkwind спонтанно создавали на сцене, сформулировал как литературно-философскую концепцию — в 22-страничном буклете «Hawkwind Log», подготовленном им к выходу второго альбома, In Search Of Space. «Hawkwind Log», малопонятное, по словам Уолла, хиппиозное повествование в духе Берроуза, оформленное как бортовой журнал космического корабля, было насыщено научно-фантастическим и наркотическим жаргоном и красочно проиллюстрировано Барни Бабблсом. «Если Майкл Муркок был типичным гуру от научной фантастики, к которому <участники группы> естественным образом почувствовали притяжение, то Калверт являл собой нечто иное. Он больше был похож на Апдайка. Писал рассказы куда более реальные, но с элементами литературы ужаса, которые происходили от состояния его собственной психики", — вспоминал менеджер Дуг Смит.
В 1971 году группа приступила к работе над вторым альбомом In Search of Space, который записывался в Olympic Studios в Барнсе. О характере звучания пластинки можно судить хотя бы по признанию Брока: «Я всегда принимал ЛСД перед микшированием альбома, и мы обычно подсыпа;ли его звукоинженерам. Люди <в этом смысле> очень нас опасались».  При этом своей главной задачей группа декларировала «подъём сознания… но без кислоты», всего лишь сочетанием звука и визуальных эффектов. «Безжалостное звучание безграничного космоса… <Его создатели — > пилоты космического корабля по имени Земля, эксперты по астральным путешествиям, которым знакомы все пути в бездну… Но берегитесь: если вы летите с Hawkwind, обратного пути нет!», — с такими словам обращались к слушателям в пресс-релизе In Search of Space участники группы.

Перемены в составе привели к радикальному изменению звучания группы. Hawkwind, сохраняя верность блюз-роковой психоделии, последовательно наращивали и ужесточали ритмичность, а традиционные вокальные партии вытесняли песнопениями ритуального характера, в совокупности со световыми эффектами оказывавшими на аудиторию явно выраженное гипнотическое воздействие. Группа экспериментировала также с инфра- и ультразвуком: эти электронные пассажи не были слышны, но предполагалось, что они оказывают на сознание присутствующих некий магический эффект. Целью Hawkwind, как писал Б. Таун, было «…атаковать максимум человеческих чувств… Вы приходили на концерт, оттуда вас потом выносили, и вы не могли понять, что с вами произошло". «Наша цель — создавать <не просто музыку, но музыкальную> среду, которая затрагивала бы и использовала все человеческие эмоции. Мы хотим, чтобы люди ловили кайф не от кислоты, а от концерта. Мы и сами репетируем под стробом», — рассказывал Тёрнер в интервью Melody Maker.

Поворотным пунктом в истории коллектива стал выпуск сингла «Silver Machine».

Песня, написанная Броком в соавторстве с Ником Тёрнером на текст Калверта, создавшего нечто вроде вариации на тему «Как построить машину времени» (англ. How to Construct a Time Machine) Альфреда Жарри, была записана 13 февраля 1972 года Hawkwind на андеграундном музыкально-политическом мероприятии Greasy Truckers Party в лондонском клубе Roundhouse «Silver Machine» была включена в тройник Glastonbury Fayre (Revelation REV1A-3F).

Первый вариант будущего сингла смикшировал прямо на сцене звукооператор (впоследствии — один из руководителей Stiff Records) Дэйв Робинсон, однако певший здесь Калверт вскоре после концерта был помещён в психиатрическую лечебницу, где провёл следующие 28 дней.  Студийную партию вокала было поручено исполнить Лемми. «Они перепробовали всех, прежде чем согласились на то, чтобы пел я. Ник, Боб, Дэйв… Остались только я и драммер. А я спел здорово, очень здорово — с первого же захода!

Сингл «Silver Machine» вышел в августе 1972 года и поднялся до #3 в UK Singles Chart, несмотря на то, что почти не звучал на радио.  Группа была приглашена в телепрограмму Top of the Pops, но, по словам Б. Тауна, «…как и следовало ожидать, отказалась петь под фонограмму, а вместо этого настояла на том, чтобы BBC сама явилась на концерт и записала живое выступление; спрос на них был таков, что BBC просто вынуждена была согласиться". Выступление Hawkwind с «Silver Machine» транслировалось в Top of the Pops в общей сложности трижды и позже было использовано BBC в программе о Муркоке.

Неожиданный коммерческий успех позволил Hawkwind собрать достаточно средств для проведения Space Ritual Tour. Между тем, успех «Silver Machine» ознаменовал поворотный пункт в истории Hawkwind. «Все вдруг стали слишком серьёзны», — позже сетовал Брок. Последовали приглашения на крупные концерты. В ноябре 1973 года Hawkwind дебютировала на американской концертной сцене концертом в нью-йоркской Music Academy; затем в зале Oval Hawkwind выступили с Фрэнком Заппой. Известие о «новой спейс-рок-сенсации» разнеслось по СШA; По возвращении в Британию группа провела гастроли с программой под названием The Ridiculous Roadshow, в ходе которых представила аудитории и новый материал.

К апрелю 1974 года Hawkwind уже выступали хедлайнерами перед 7-тысячными аудиториями. В числе зрителей были замечены Элис Купер и Стиви Уандер. В Сан-Франциско в гости к себе домой их пригласила Джоанна Лири, жена Тимоти Лири, находившегося в тот момент за решёткой. Она утверждала, что Лири считал Hawkwind «самой возвышенной группой на планете»

Hawkwind, в основном не пользовавшиеся поддержкой британской рок-критики и в США имевшие лишь ограниченный культ поклонников, тем не менее, оказали, как отмечает Джим Грин в Trouser Press, «глубокое и масштабное (хоть и в чём-то косвенное) влияние на развитие рок-музыки». Соединив хард-рок, психоделию, электронные и шумовые эффекты, группа, как отмечает ProgArchives, «практически собственноручно создала новый стиль: space rock».

При этом Hawkwind радикально раздвинули границы собственно психоделического рока. Как утверждается в документальном фильме BBC «Hawkwind — Do Not Panic», «в начале 70-х годов британская психоделия находилась под влиянием того, что происходило в хиппиозной Америке. Вместо того, чтобы копировать стиль „детей цветов“ Сан-Франциско, Hawkwind создали свой, урбанистический вариант психоделии, выращенный в Лэдброк-гроув».Hawkwind никогда не раскланивались перед масс-медиа, никогда не пытались соответствовать чьим-то ожиданиям и не следовали общепринятым нормам.В целом рок-критика сходится на том, что Hawkwind (по крайней мере в начале 1970-х годов) занимали уникальное место в рок-иерархии. С одной стороны, согласно Allmusic, они исполняли прогрессив/хард-рок и устраивали яркие сценические представления, что отчасти роднило их с такими группами, как King Crimson и ELP. С другой, привлекали к себе как аудиторию, хорошо знакомую с наркотиками, так и приземлённо-«пролетарскую» фэн-прослойку. Это был перекрёсток между завершившимися 60-ми и ещё не начавшимися 70-ми. И в самом центре этого перекрёстка стояли Hawkwind. Как и предшественники, они отправились в духовный поиск, но — по совершенно иному, футуристическому пути. — Ник Кент, 2004

Prog Archives называет Hawkwind, возможно «самой знаменитой андеграундной группой в истории». Этот статус был предопределён радикальным, бескомпромиссным отношением музыкантов к своим идеям. «Многие считают Hawkwind хиппиозной группой… Ничего подобного. Мы никогда не искали мира. Мы искали ужаса. С нами на борту космический корабль всегда был с трещиной», — говорил Лемми.

Мы могли бы стать такими же звёздами, как Floyd — открывались уже к тому возможности. Но тут главное — найти в своей системе торпедный механизм, которым всё это можно было бы подорвать. Стоит только начать <взрывать>, как ты уже — по ту сторону реальности. Hawkwind же были по ту сторону — всего вообще. — Дэйв Брок

И вот теперь, зная кто, как и в каких условиях, можно сказать в какой среде создал эту воистину нетленную композицию, представляю перевод её текста. Предупреждаю что перевод вольный и в этой работе я больше руководствовался общим духом Hawkwind, пытаясь срисовать на русском языке картину ассоциаций, созданную оригиналом, стараясь попасть в ритм, такт и смысл пусть без буквального, точечного перевода. Да и совершенно бессмыслен он как здесь, так и в других интерпритациях этой группы. Как пример сразу отвечу на вопрос: - зачем и почему  слово "Machine" заменено на более конкретное "Авто"? Всё просто и не просто. Дело в том что одним из значений слова "Ride" является слэнговый "Приход" или "Улёт" а "Machine" - это жаргонная в определённых кругах "Машина", ( шприц, аппарат для иньекций), блестящий, никелированный, находящийся всегда при себе, ( одноразовых пластмассовых в 70-х не существовало) в мед. коробочке такого же металла. Ну а известный диалог: - на чём ездишь? - на колёсиках, кислоте, барбитуратах к сожалению жив.
Так вот, в целях недопустимости такой пропаганды, что бы навсегда отсечь возможное направление и смысловую форму для Русскоязычного слушателя, я твёрдо усадил героя в конкретное Авто. Серебристого цвета "Металлик".
Итак, вперёд! В  блестящей серебристой машине с нами сквозь время!

SILVER MACHINE

Эй!
Я вдаль лечу всё быстрей
И в серебристом авто
Я обращаюсь в ничто       
В моём блестящем авто

Ты хочешь мчатся вдаль?
Себя увидеть и рай
И небесов другой край
Так для того и на то
Мой серебристый авто

Летим!
Сквозь время режем полёт
Как вспышка молнии лёт
Знак зодиака  зовёт

Мой серебристый авто
Он для того и на то
Как луч блестящий авто
Мой серебристый авто

Прилёт!
Пора назад из мечты
Мы идеально чисты
Цвет  все дороги открыл
Запомни друг где ты был
Всем Вам дорогу открыл

Мой серебристый авто
Он для того и на то
Как луч блестящий авто
Мой серебристый авто

Но вот
Меня даль снова зовёт
В моём блестящем авто
Вновь превратиться в ничто

Не хочешь вместе в полёт?
Пройти сквозь время вперёд
Как вспышка молнии влёт
Где Зодиак нас зовёт?

Уже!
Я снова мчусь в вираже
На серебристом авто
И погружаюсь в ничто
Умчаться хочешь вперёд?
Через время в полёт
Как вспышки молнии лёт....

Мой серебристый авто
Он для того и на то
Как луч блестящий авто
Мой серебристый авто

Мой серебристый авто
Ведь для того и на то
Как луч блестящий авто
Мой серебристый авто



Несколько вариантов оригинальных текстов:

I, I just took a ride
In a silver machine
And I'm still feeling mean

Do you want to ride?
See yourself going by
The other side of the sky
I got a silver machine

It flies
Sideways through time
It's an electric line
To your Zodiac sign

I've got a silver machine
I've got a silver machine
I've got a silver machine
I've got a silver machine

It flies
Out of a dream
It's antiseptically clean
You're gonna know where I've been

Do you want to ride?
See yourself going by
The other side of the sky
I'm in a silver machine

I said just took a ride
In a silver machine
And I'm still feeling mean

It flies
Sideways through time
It's an electric line
To your Zodiac sign

I've got a silver machine
I've got a silver machine
I've got a silver machine
I've got a silver machine

I've got a silver machine
I've got a silver machine
I've got a silver machine
I've got a silver machine
I've got a silver machine
I've got a silver machine

Choose Your Masques version:

Well, I just took a ride
In a silver machine
And I'm still feeling mean

Do you want to ride
Sideways through time?
It's an electric line
To your Zodiac sign

It flies out of a dream
It's antiseptically clean
You'd better know it

I've got a silver machine
I've got a silver machine
I've got a silver machine
I've got a silver machine
I've got a silver machine
I've got a silver machine

Well I just took a ride
In a silver machine
And I'm still feeling mean

Do you want to ride               
Sideways through time?               
It's an electric line               
To your Zodiac sign.               
               
Well I just took a ride
In a silver machine
And I'm still feeling mean
Do you want to ride
Sideways through time?
It's an electric line



Но вернёмся к истории "Silver Machine". Её судьба удивительна. Несмотря что песня не вошла ни в один студийный альбом группы, она является визитной карточкой Hawkwind. Её исполнение обязательно на любом живом концерте. Существует немыслимое количество вариантов исполнения и текста, различающихся впрочем различными комбинациями катренов, перемешиванием строф, незначительных добавок, при этом строго сохраняя первоначальную сюжетную строковую основу. За 44 года активной жизни этой композиции её исполнение не оставило неравнодушным никого. В доказательство советую улыбнуться, прослушав  казалось бы немыслимую версию, доказывающую воистину народную любовь к музыке пусть роковой, но настоящей:

http:///youtu.be/xBweqmLk6dU


Рецензии
Спасибо... С Уважеием...

Игорь Филатов 3   03.06.2016 00:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.