Одинокий лицедей с засохшей веткой вербы
Прошлая статья писалась суровой иглой лесного дикобраза, уже потерянной.
После неё была ручка из колючек железноводского терновника. Что это значило?
Эта статья пишется вербой другим взором в бесконечное, в «без имени», другим способом видеть его.
Я не знаю, какое созвучие дают все вместе эти три ручки писателя».
Как тут не вспомнить ерофеевскую веточку вербены, которой Веничка советовал помешивать небезызвестный напиток собственного приготовления?
Но если Ерофеев – крепкий напиток русской прозы конца двадцатого столетия, то Хлебников – хлеб русской поэзии на все века, начиная от века своего рождения.
Велимир Владимирович Хлебников (настоящее имя Виктор) (1885-1922), русский поэт и прозаик, родоначальник русского футуризма (группа «будетлян») и создатель утопического общества Председателей Земного Шара в 1916 году.
Хлебников - реформатор поэтического языка, неповторимы его эксперименты в области словотворчества, зауми, «звездного языка». Велимир – автор пацифистской поэмы о Первой мировой войне «Война в мышеловке» (1919), а также монументальных революционных поэм (1920-1922) «Ладомир», «Ночной обыск», «Зангези» и «Ночь перед Советами».
Цикл историко-математических статей посвящён поэтом-экспериментатором природе времени. Наиболее показателен в этом плане хлебниковский труд 1922 года под названием «Доски судьбы».
Астраханец по рождению, гражданин мира по воззрению, «Колумб новых поэтических материков» по меткому выражению друга и соратника Владимира Маяковского, Велимир (Виктор) Владимирович Хлебников оказал неоценимое воздействие как на русский, так и на европейский авангард, притом не только в поэзии и прозе, но и в сфере музыки и живописи.
Одиночество его было глобальным. Сам поэт именовал себя сеятелем очей и усталым лицедеем:
И пока над Царским Селом
Лилось пенье и слезы Ахматовой,
Я, моток волшебницы разматывая,
Как сонный труп, влачился по пустыне,
Где умирала невозможность,
Усталый лицедей,
Шагая напролом.
А между тем курчавое чело
Подземного быка в пещерах тёмных
Кроваво чавкало и кушало людей
В дыму угроз нескромных.
И волей месяца окутан,
Как в сонный плащ, вечерний странник
Во сне над пропастями прыгал
И шёл с утёса на утёс.
Слепой, я шёл, пока
Меня свободы ветер двигал
И бил косым дождём.
И бычью голову я снял с могучих мяс и кости
И у стены поставил.
Как воин истины я ею потрясал над миром:
Смотрите, вот она!
Вот то курчавое чело,
которому пылали раньше толпы!
И с ужасом
Я понял, что я никем не видим,
Что нужно сеять очи,
Что должен сеятель очей идти!
Фото 2012 года: Мемориальная доска в Астрахани на угловом доме по улице Наташи Качуевской (именуемой до 1920 года улицей Спасской по названию Спасо-Преображенского мужского монастыря, южная часть стен и некоторых зданий которого выходили на эту улицу).
Видео: Фильм Михаила Погарского и Гюнель Юран: "Велимир Хлебников. Ветка вербы". Фильм создан в рамках проекта 2/3 и сопровождается книгой.
Видео доступно к просмотру здесь:
Свидетельство о публикации №115081403110