Подайте Христа ради-полемические заметки-начало
Писать на подобную тему тяжело и грустно, но я считаю необходимо. Мне почти 70 лет и я ещё застал тех инвалидов Великой Отечественной войны, которые передвигались на ящиках, снабжённых колёсиками. Тех инвалидов, которые спивались, потому что они никому не были нужны, ну разве что некоторым своим близким. Всё это было до смерти Сталина и пару лет после. Затем эти бросающиеся в глаза инвалиды, портящие так сказать вид столицы стали исчезать: их вывозили в другие менее населённые местности России(если они были одиноки) и оставляли в Москве с условием не выхода в город. Жили они в тяжёлых условиях. Некоторым удавалось устроиться в артель инвалидов, некоторые попадали в бандитские шайки, а остальные потихонечку вымирали. А государственной власти было не до них, поскольку надо было заботиться о здоровых советских тружениках, о космических соревнованиях, об атомной гонке вооружения( нам тогда проще было сделать атомную бомбу чем инвалидную коляску); надо было догонять и перегонять Америку. До инвалидов ли тут. Ну ладно- это светская власть- она у нас всегда на нас скопидомничала. А что же Русская Православная церковь? А она то как помогала инвалидам войны словом и делом? А я не знаю ничего о её помощи в вблизи Москвы и в Москве. Я думаю, что церковь ничего самостоятельно не предпринимала- так была напугана большевиками в предыдущие десятилетия. Во всяком случае мы бы обязательно знали о её действиях, связанных, допустим, со сбором тёплых вещей для инвалидов или выделением средств на их пропитание. Я это так утверждаю, потому что школа, в которой я учился 11 лет, располагалась в 300 метрах от действующей церкви, и члены семей руководства церкви учились вместе с нами. Я не помню, чтобы деятели церкви выступали в период с 1953 по 1964 годы с какими -либо подобными предложениями(себе дороже).
После свержения Хрущёва-яростного церковного антагониста
и объявления 9 Мая -Днём Победы и нерабочим днём, статус участников войны сразу повысился. Они попали в список превилегированных лиц, и это несколько улучшило положение инвалидов Отечественной войны. По крайней мере, они исчезли с улиц Москвы, стали ездить на колясках(ещё редко), на собственных автомобилях, оборудованных более удобно для них. И уже (с учётом льгот инвалидов) наряду с еврейками стали героями анекдотов. "Еврейка- это не национальность, а средство передвижения; инвалид- не медицинский диагноз, а положение в обществе".
Именно в это время в 1982 году на всю страну прогремел трагический рассказ писателя Юрия Нагибина "Терпение", и вся страна узнала, куда и как исчезли наиболее тяжёлые инвалиды Отечественной войны. Позднее был снят фильм по рассказу- с Алексеем Баталовым и Аллой Демидовой в главных ролях. А ещё раньше Нагибина Анатолий Иванов вывел среди героев романа-эпопеи "Вечный зов"- инвалида Великой Отечественной войны Кирьяна Инютина. То есть, интеллигенция кое-как пыталась заострить проблему инвалидов Отечественной войны. Светская власть с горем пополам тоже что-то делала. А церковь-эта защитница угнетённых и оскорблённых, церковь молчала в отношении инвалидов Великой Отечественной войны. И домолчалась , потому что с 1979 года СССР начал выполнять "свой интернациональный долг в Афганистане. И вскоре оттуда пошёл "груз 200" и полетели тяжелораненные советские воины. А на улицах небольших городов СССР появились молодые инвалиды новой необъявленной войны, просящие: " Подайте Христа ради!"
(окончание следует)
Рецензии