Causa sui-в какого Бога верит материалист
--------------------------------------
СПИНОЗОВСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУБСТАНЦИИ, КАК CAUSA SUI-ПРИЧИНЫ САМОЙ СЕБЯ. CAUSA FINALIS-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНЕЧНАЯ ПРИРОДА ВЕЩЕЙ И ПРЕДЕЛ НАШЕГО ПОЗНАНИЯ.
-----------------------
Самый расхожий-популярный тезис о противоположности науки и религии:наука основана на знании, а религия на вере.
А все ли так просто?
Мой ответ:ни то, ни другое-но диалектика знания и веры.
В Знании содержится момент веры, а в вере-момент знания. Противоположности сходятся.
Давайте порассуждаем с позиции здравого смысла.
Никакое знание, хотя бы основанное на массе опытов и статистики, не может быть абсолютным-ибо всякое знание предполагает и момент веры в него. Развития науки постоянно корректирует этот процесс, в ходе которого снимается некритичная веру в то, что еще вчера считалось незыблемым.
И напротив:вчерашние и даже очень давно отвергнутые концепции, идеи, в которые НЕ ВЕРИЛИ-вдруг обретают свежие импульсы и двигают вперед науку!
С другой стороны, невозможно просто верить ни во что. Безусловно, вера содержит в себе зерно истины, но по разному формулируемой и на разных уровнях осознания и развития индивидуумов и обществ. Религиозное же чувство так или иначе сопровождает весь путь человечества, даже вера в науку-это религия. Сциентизм.
Религия же, в свою очередь, много сделала для развития науки, хотя об этом давно и прочно забыто.
Теперь о вопросе, вынесенном в заголовок. Есть ли у материалиста свой Бог? Любопытный вопрос. Материя, скажут...Но в материю верит и идеалист, верующий. Материя дана нам в ощущениях в объективной реальности.Так в чем же отличие материалистичекого "бога"? И как он называется? СУБСТАНЦИЯ.
В марксистской литературе материя иногда характеризуется как субстанция. «Диалектико-материалистическая философия, — писал Э. Ильенков, — своим пониманием субстанции развивает плодотворные традиции Спинозы и Гегеля; субстанция, с одной стороны, понимается как материя, а с другой стороны, эта материя трактуется одновременно как субъект всех своих изменений, как „субстанция-субъект“, т. е. активная причина всех своих формообразований, не нуждающаяся поэтому в формировании извне, вне ее и независимо от нее существующим деятельным субъектом, как бы тот ни назывался или интерпретировался, — как бог, как „Я“, как идея или самосознание, как душа или экзистенция».
СПИНОЗОВСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУБСТАНЦИИ, КАК CAUSA SUI-ПРИЧИНЫ САМОЙ СЕБЯ. CAUSA FINALIS-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНЕЧНАЯ ПРИРОДА ВЕЩЕЙ И ПРЕДЕЛ НАШЕГО ПОЗНАНИЯ.
Энгельс писал:«спинозовское: субстанция есть causa sui (причина самой себя.-то есть причина самой себя) — прекрасно выражает взаимодействие». «…Взаимодействие является истинной causa finalis (конечной причиной) вещей. Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать» .
Следовательно, понятие субстанции как causa sui раскрывается в этом смысле как взаимодействие материальных объектов, которое является основой их конкретного бытия, изменения и развития.
Материя в этом смысле действительно есть субстанция.
Добавлю, что в принципе возможно разделять спинозовско-энгельсовские определения о конечной природе вещей и пределе нашего познания-и быть приверженцем любой конфессии. Здесь речь идет именно о пределе нашего познания:мы можем познавать только взаимодействия вещей, но не Абсолют, даже если он существует вне объективной реальности, как причина ее.
Впрочем, об этом спорить можно бесконечно, отсылаю к доказательствам существования Бога по Фоме Аквинскому, споры продолжаются по сей день.
https://zera-cherkesov.livejournal.com/154957.html
Свидетельство о публикации №115081007263
Это нужно в Письма о науке. Мой большой многолетний цикл на Проза ру.
А начиналось как раз в 2015.
С тех пор я поняла многое, разобралась и в своих ошибках и наивностях. Но вижу и слабые стороны оппонентов глубже и обьемнее, чем тогда, когда шпарила по строчкам официальных учебников, которые взялась тогда за нелегкий труд спустя годы после завершения образования поднимать с начала, накопила штабеля тетрадей конспектов. Но параллельно с интернетом поняла и рифы и заблуждения современной науки.
Большой путь за эти годы в размышлениях о мироздании.
Зера Черкесова1 20.11.2024 02:20 Заявить о нарушении
Я была против включения своих текстов.
Но теперь, спустя годы после его ухода, пожалуй, я выложу это с моими новыми комментариями.
И вообще материал на книгу уже есть,и не одну.
Так что не могетизпцией единой, не всем это даётся кармически, чтоб не отвлекалисьь звоном монет, иначе работать неибудут или будут согласовывать каждую свою строчку с генеральной линией партиии, утратив свободу высказывания и осмысления.
Потому у них не бывает монетизации, у первопроходцев и идеалистов, работающих на благо человечества, обычно неблагодарного.
Зера Черкесова1 20.11.2024 02:17 Заявить о нарушении
А тогда был азарт и страшное утомление, но остановиться я не могла. Меня вел дух полемики, острого столкновения мнений. Их схлестывание, в этом большой азарт. Но теперь и не с кем вроде. Аргументация повторяется, а новой поросли все это просто непонятно и не интересно.
Пришло время собирать камня.
Зера Черкесова1 20.11.2024 02:23 Заявить о нарушении
Испр.
А книгу писать надо
О том какой мы прошли путь и что поняли.
Зера Черкесова1 20.11.2024 02:24 Заявить о нарушении