Синергетика, Будда...

Примерно лет 45 назад мне пришла мысль, что все в этом мире
рушится и ведет к эсхатологическому концу из-за разно-
векторности различных саморазвивающихся систем.
А потом пришло понимание, что когда мы начинаем рассуждать
о коммунизме, фашизме, католицизме, православии, исламе и т.д.,
то рассматривать эти системы надо не с субъективной позиции
отдельной личности, а с позиции синергетики.
Синергетика (от др. греч. - приставка со значением совместности
и «деятель-ность», или теория сложных систем — междисциплинарное
направление науки, изучающее общие закономерности явлений и
процессов в сложных неравновесных си-стемах (физических,
химических, био-логических, экологических, социальных и других)
на основе присущих им принципов самоорганизации.
Основное понятие синергетики — определение структуры как
состояния, возникающего в результате многовариантного и
неоднозначного поведения многоэлементных структур или
многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному
для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а
развиваются вследствие открытости, притока энергии извне,
нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов
с обострением и наличия более одного устойчивого состояния.
Другими словами, чтобы системы развивались для них не должны
быть применимы ни второе начало термодинамики, ни теорема
Пригожина о минимуме скорости производства энтропии, что может
привести к образованию новых структур и систем, в том числе и
более сложных, чем исходные.
С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда
позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную
теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов
возникновения любых новаций, одинаково пригодную для описания
любых операций регулирования и оптимизации:
в природе, в технике, в обществе и т. д.
Условия при которых осуществляется процесс самоорганизации в
сложных системах насчитывает шесть позиций.
Но в нашем диалоге можно ограничиться одной, первой:
- Система должна быть открытой.
Закрытая система в соответствии с законами термодинамики должна
в конечном итоге прийти в состояние максимальной энтропии и
прекратить любые эволюционные процессы.
Но ни одна из социальных, экономических и религиозных систем не
может похвастаться открытостью.
Все же остальное до тупости примитивно и однообразно.
Все требует первоначального капитала, а тропа войны наиболее
продуктивна в этом плане. Враг же назначается по
обстоятельствам.
Любой пример можно разобрать до мельчайших составляющих и
выяснится, что основная цель любой бойни — формирование
первоначального капитала.
Вообще о совершенном обществе даже и мечтать не стоит.
Мы всегда находимся между Сциллой и Харибдой и из двух
зол выбираем меньшее, но всегда неизвестно — из двух ли и
не обернется ли меньшее зло большим.
За примерами ходить далеко не надо — демократия, социализм;
интеграция в Евросоюз, национальная независимость; патриотизм,
пацифизм...
Прежде чем что-либо ругать или хвалить, надо взять себе на
заметку, что еще в 1930 году Курт Гёдель доказал теорему
о неполноте.
Для математических чайников вроде меня она звучит примерно
так:
 - "В любой аксиоматической системе есть, как минимум, одна
аксиома которая не может быть ни доказана, ни опровергнута".
Поэтому истинность любого события достоверна только с
определенной долей вероятности.
Мы живем как в к/ф «Шырли-мырли» (Ширли-мырли, шир-манирли,
шир-матыркин, мур-мур-кин) — русский, еврей, цыган, негр и
все родные братья.
Но никто особо не хочет заморачиваться подобными вопросами
ни в современной интерпретации, ни в изложении, например,
Гуатамы — Будды, жившего с 623 по 543 год до н. э.
Еще тогда Будда уложил основные задачи человека в «четыре
благородные истины»:
"Жизнь в мире полна страданий — существовать значит страдать;
причина этих страданий — желание, которое возрастает при
удовлетворении;
прекращение  страданий — уничтожение желаний;
путь, ведущий к уничтожению страданий, включает в себя три
стадии — знания и соблюдении «благого закона»;
исполнение дисциплины и морали буддизма;
и нирвана, где уже нет существования.

Вряд ли мы достигнем состоянии нирваны, более того я,
например, даже толком не смогу объяснить что это такое,
но то, что «причина этих страданий — желание, которое
возрастает при удовлетворении», для меня очевидно.
Мы всегда ищем виновных в нашей неудовлетворенности,
которая порождает страдания.
Но если подумать, именно эти люди, согласно учению Будды,
помогают нам эти страдания преодолеть.
Как ни крути, бревно в собственном глазу всегда менее заметно,
чем соринка в чужом глазе. 


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.