Месопотамская сира
МЕСОПОТАМСКАЯ СИРА *1
П р о л о г
Там, где некогда цвёл Райский Сад
в допотопном далёком Двуречье,
и где тысячи лет назад
Богом создан был род человечий
для благой, несомненно, цели;
там, где люди, в себя поверив,
Землю начали обживать,
но в борьбе за богатство и власть
ими к счастью ключ был потерян;
в тех краях, где седые века
неразгаданной тайной лежат, –
сегодня, в иных условиях,
на шатких подмостках Истории
идёт представление новое,
и разыгран уже первый акт.
Но в драме не видно конца,
и страшит послесловие...
Глава 1
Катят воды Тигр и Евфрат
в благодатном с землёю соитии
и несут, растворяя в веках,
муть и блеск судьбоносных событий.
Из садов этой райской земли
вышли к жизни первые люди
и, хоть путь их суров был и труден,
сами стали растить сады.
…Но, людей изгоняя из Рая,
Бог в поспешности не успел
им поведать, как пагубна зависть
и забыл (или не захотел?..)
научить, как без злобы и гнева
терпеливо нести свой удел...
И беда, не замедля, случилась
и осталась проклятьем в веках:
зависть чёрный свой след проложила –
был жестоко убит братом брат *2...
И с тех пор навсегда вселилась
в людские сердца вражда.
Глава 2
Здесь, на этой земле прабиблейской,
жизнь осваивать стал Человек.
Но ему, как и нынче, хотелось
больше власти, богатства, утех.
А трудами добытый достаток,
как всегда, был хорош не для всех...
И в безудержной жажде иметь,
всё, чем могут другие владеть,
люди стали, поддавшись злой воле,
приобщаться к делам разбойным.
...И поныне кровавые войны
на земле сеют горе и смерть.
Труд же, как наказанье от Бога,
человеку достался в удел.
Но, став жизни земной залогом
и мерилом успешности дел,
труд возвысил людей, и в итоге
утвердиться помог на Земле.
А в процессе любой работы
познавал человек природу
(хоть себя познать не сумел...),
но, чем больше о пользе радел,
тем за дело брался охотней,
обретая в нём мастерство.
Мастерство породило профессии,
что, расцвету культуры содействуя,
понуждало людей к единению
и к созданью различных сообществ,
из которых возникли народы
и рассеялись по Земле.
Глава 3
На просторах месопотамских,
в плодородном, цветущем краю,
много разных событий случалось
и события те в Книгу Книг начертались,
для того, чтобы память
о днях изначальных
на дорогах Истории не потерялась
и чтоб будущим людям в пути помогала
пролагать поточнее маршрут...
Здесь в шумеро-аккадской культуре
вызревал человеческий гений,
Чтоб поздней иммигрант из Ура,
Авраам, сын почтенного Фарры,
на святые библейские земли
людям Божье принес прозренье –
веру в светлое Мира начало...
Воцарялись халдеи и хетты,
ассирийцы и персы, и греки –
всем правителям очень хотелось
возвеличиться здесь навеки.
И разбросаны в землях исконных
древних царств эпохальные знаки:
здесь, к примеру, есть запись законов,
данных Богом царю Хаммурапи *3.
Глава 4
А потом, уже в новую эру,
когда время успело развеять
шумерийских событий руины,
на соседней земле аравийской
хитроумный пастух из Медины *5,
просторечьем прельстив бедуинов,
«сочинил» мусульманскую веру,
предъявив миру новую «праведность».
Не отвергнув единого Бога
и законы Святого Писания,
он назвал заблужденьем глубоким
всяких прочих религий дороги,
даже той, что легла в основу
порождённого им исламия...
И, ничуть себя не стесняя
в толкованьях Святого Писания,
он создал свод законов в Коране *6
заложив ислама фундамент.
А чтоб больше снискать доверия
и, особенно, у феллахов *7,
объявил, что ему в сновидениях
всемогущею волей Аллаха
препоручена «должность» Пророка
среди сущих народов Востока.
Но чтоб стать хозяином властным,
хоть и Божьей волею посланным,
нужно было собрать в державу
племена, в ближних землях разбросанные.
И решил Магомет перво-наперво,
объявив свою власть Вселенскою,
начать завоевания
земель пустынных кочевников.
И, собрав из приверженцев войско,
заручась богатеев поддержкой,
стал мечом «обращать» «неверных» *8,
обещая им рай небесный.
И в невиданно краткие сроки
племена и народы Востока
( в том числе и былого Двуречья)
покорились воле Пророка...
И с тех пор на всём Ближнем Востоке
стал шахад *9 новым символом веры –
философской и властной опорой,
и причиной вражды к «неверным».
Так на землях месопотамских
воцарились ислам и арабы,
и уже на наречьи арабском
стал тот край тот называться Ираком.
Хоть Ирак был всего только частью
Богом признанного Халифата,
но в огромной державе исламской
с уважением признавался
центром культуры и власти
со столицею в славном Багдаде.
Глава 5
А Господь (видно, вновь по ошибке...)
дал земле той богатые недра
и вечная жажда добычи,
стимулируя пыл военный,
стала поводом войн грабительских
за богатые земли.
Но в извечной вражде брата с братом,
дробясь на уделы бесславно,
столь могучая прежде держава
от распрей ослабнув, распалась:
земли славного Халифата
по частям растащили арабы
на отдельные уммы *10 и страны.
И, враждуя уже меж собою,
для удобства имамских *11 бестий
племенные вожди-разбойники
разодрали ислама устои
на кусочки отдельных конфессий *12.
Глава 6
Между тем, на полях Истории
вызревал культ иных философий.
И на земли Востока вскоре
хлынул шквал крестовых походов.
С необузданностью посягательств
на богатства арабских деспотий,
европейские рыцари-братья
несли разоренье и горе,
пытаясь пролитой кровью
учредить здесь другие законы
и мораль чужеродных понятий...
И, ведомые Божьим перстом,
под эгидой благих намерений,
крестоносцы мечом и крестом
с рыцарским высокомерием
в теченье почти двух столетий
чинили кровавый разбой,
круша чужеродный строй
и грабя культурные ценности.
Но в итоге стремлений упорных
увенчали себя славой спорной
и в сердцах побеждённых
посеяли месть и ненависть...
Глава 7
А расулы *13 Восточной земли,
будоража вождей умы
единения мудрой идеей,
призывали сомкнуть ряды
и, явив миру силу и смелость,
низвергнув, изгнать «неверных»,
чтоб идеи Арабской Империи
снова в жизнь воплотить!
И на неком отрезке пути –
на два столетья почти! –
мусульмане опять обрели
государство в единоверии,
в этот раз став Османской Империей.
Период правленья Османов
был отмечен всевластьем султанов,
с соблюденьем регламентов строгих
мусульманской идеологии.
Однако на пике расцвета
исламской цивилизации
в искусстве стало заметно
влиянье мотивов светских,
сузив границы запретов
на пути к инновациям.
Процветали ремёсла, строительство,
декор в каменной архитектуре;
стала модной светская музыка,
жанр свободный в литературе.
А с развитием книжной графики,
что само по себе значительно,
появилась изящная живопись –
книжная миниатюра.
Но особенно поразительным
был расцвет философской мысли,
что способствовало развитию
различных полезных знаний.
Было много славных открытий
не только в науках технических,
где в основе абстракция
или законы механики,
но и в области сфер этических,
что с религией соприкасаются –
в астрономии и медицине.
Но борьба династических кланов
за право престолонаследия
расшатала троны султанов,
подготовив печальные следствия.
И, разрушив основы единства,
подточив устои Державы,
борьба привела к распаду
государство кичливых Османов.
Ну, а страны, что были когда-то
наследницами Халифата,
уйдя из-под власти султанов,
не избавились от посягательств
многочисленных завоевателей.
И уже под чужою пятою,
подчинясь победителей воле,
оставались под протекторатом
европейских империй, доколе,
не изжив себя, сами империи,
разоряясь, на части распались.
И тогда на имперских обломках,
сохраняя строй феодальный,
из колоний и доминионов
вызревать стали новые страны.
А вожди их – арабские шейхи –
на правах племенных владений
из былых пастушьих кочевий
под зелёным флагом ислама
создают королевские кланы,
заставляя весь Мир в них поверить...
Глава 8
К началу двадцатого века
на былом историческом поле
наметились новые вехи –
стал повсюду заметен
результат мирового прогресса.
Но в восточных исламских странах,
вкусивших сполна «правоверность»,
при несметных богатствах тиранов
народ, обречённый на бедность,
оставался, как прежде, бесправным,
в тьму невежества погружаясь.
Несмотря на идей постоянство,
ислам разрывало сектанство.
В мечетях учили имамы *11,
каким должен быть мусульманин.
И народ, не ведая грамот,
доверялся всезнайству имамов...
А имамы, воздействуя страхом,
прививали веру в Аллаха,
исключая тщету компромиссов
и любые попытки мыслить.
Так, в согласье с догматом Корана,
должен всякий земной мусульманин
пять раз в день совершать неустанно
свой намаз *14, обратясь на восток.
И намаз – веры в Бога залог –
из бесспорного к догме доверия
очень скоро исламу помог
сконструировать суть «правоверия».
И в пределах, обуженных верой,
где царит нищета и отсталость,
без ненужных «оков» просвещения,
родилось и легко разрасталось
нетерпимое отношение
к проявлениям инаковерия –
и особенно к западным странам,
где иные моральные меры
и другие духовные ценности.
Глава 9
А тем временем век двадцатый,
как чумой, поразил страны Запада
бунтом черни, умов брожением.
И на высшей точке кипения
та чума породила мутантов –
злого рока жестоких гениев.
В непомерном к господству стремлении
надо всем человеческим родом
столкнулись на сцене Истории
стремящиеся к гегемонии
разноликие идеологии.
И под лозунгом лживых принципов,
потакая своим амбициям,
втянули в кровавую бойню
многих стран народы...
Так случилось, что первой Германия
разожгла войны страшной пламя:
потомки тевтонских рыцарей
под дьявольским предводительством,
поддавшись бредовой идее
о мессианстве арийском,
вознамерились начисто выкорчевать
у всемирного древа Истории
иудейско-христианские корни
и, лишив животворной основы
земную цивилизацию,
привнести в мир порядок новый,
задуманный и построенный
по расистской теории.
И кровавой волной прокатилось
по миру цунами фашизма,
сокрушая культуру народов,
унося миллионы жизней.
Но История так сложилась,
что идея зла и насилия
сломалась в никчёмном бессилии,
столкнувшись с громадой России
и с великою братской силой
содружества стран прогрессивных.
И во имя мира и жизни,
ценой непомерных усилий
был раздавлен, сметён и развеян
чумной идеал фашизма.
Глава 10
В той кровавой истории века
весь Восток мусульманский
был в содружестве тесном
со свастикой чёрной германской.
Их роднили общие цели:
Мир избавить от иудеев
вместе с их особенной верой,
жизнестойкостью их безмерной
и основами их морали –
извести их любыми мерами,
чтоб и в памяти не осталось
никаких претендентов
на библейские древние земли!
Но Господь не позволил злым силам
править бал, упиваясь победой:
через пламя пройдя, сохранилось
на планете еврейское племя!
Прабиблейский народ Авраама,
и в страдании верил упрямо:
что, согласно своим обещаниям,
не допустит Бог истребления
тех, кто нёс по дорогам мучений
о едином Боге учение;
кто, законы блюдя Моисеевы,
пережил все судьбы испытания..;
и что явит Предвечный милость,
возвратя их из долгих скитаний
на святые отчие земли...
И сбудутся предсказания!
И в тяжёлые годы безвременья,
невозвратных утрат и отчаянья
помогла безграничная вера
пережить все земные страдания.
И, спасительной верой взращённое,
древо жизни вновь дало побеги –
возвращались теперь евреи
из своих вековечных скитаний
не на временные поселения,
а в Государство Израиль!..
Глава 11
Но ислам, как и прежде когда-то,
был враждебен семитскому брату,
в иудействе не признавая
колыбель и предтечу ислама.
И вражды незажившие раны
открылись, тревожа сознание...
Но теперь на Востоке арабском
замаячили новые цели:
уничтожить само понятье
«Государство евреев»...
И, согласно законам джихада *15,
не гнушаясь любыми средствами,
направляют усилья арабы
на то, чтоб изгнать иудеев
навсегда с земель заповедных.
И, как часто бывает в политике,
стало зримо деление Мира
на тех, кому свара выгодна,
и тех, кто, желая мира,
пытается всеми силами
примирить непримиримое...
Глава 12
И вновь, как уж было когда-то,
начались бесконечные споры
об историческом праве
древних восточных народов.
И опять закипели страсти
по поводу передела
владений и сфер влиянья
на исконных землях.
И под вой лицемеров и плутов
снова тёмные силы взбесились,
и кровавые волны насилья
Мир опять захлестнули.
И хоть сам по своей природе
человек в веках неизменен,
но сегодня, в условиях новых,
в век технического прогресса,
способ людей истребления
стал в коварстве своём изощрённей.
И подчас в адской жути затерян
смысл их действий и суть интересов:
убивают уже без стеснения
не только на поле сраженья,
где фронтом борьба обозначена
и явно противостояние,
а вершат теперь злодеяния
против мирного населения
без совести угрызения
и, себе не вминая во грех,
прославляют кровавый успех.
Глава 13
У различных царьков и тиранов
и нынче, как в прежние эры,
живуча и неизменна
неуёмная жажда власти
с непомерным стремленьем к богатству.
И, как правило, там, где у власти
безграничен правления статус,
контрастнее обозначены
нищета и народа бесправие
и удел его рабский.
Однако во многих странах,
где блюдут шариата *16 уставы
и верят в святость ислама,
с недоверием и предвзято
к иноверию относясь,
при бытийном неравенстве явном
те, чья жизнь – прозябание,
в существующем мироздании
не видят земного зла.
Там живут люди в вечном страхе,
и готовы во имя Аллаха
на заклание бросить на плаху
и развеять по ветру, как прах,
человечества достижения,
лишь во имя установления
на планете единомышления
и единоисламия...
А ислам, становясь всё воинственней,
вдруг очнувшись от прежней дрёмы,
вопреки всякой мудрой истине,
стал адептом террора:
радикальные исламисты
средствами терроризма
извести вознамерились начисто
устои любой демократии.
И тогда из утробы шахада
появились на свет шахиды *17,
вершащие изуверства
с дьявольским фанатизмом,
вопреки всем законам природы
и разума доводам.
И живёт теперь мир, содрогаясь,
в изнурительном противоборстве –
лавиной идёт с Востока
смерч неслыханного террора.
И хрупкого мира устои
пошатнулись, лишившись покоя...
И взросли на всемирном поле
плевелы вражды и боязни,
а неслыханные провокации
угрожают цивилизации.
...И, похоже, теперь не скоро
в Мире мир будет снова...
Глава 14
Люди Мира, пора наступила
благодушия маску сбросить!
Может быть, вы расслабились очень,
уповая на роль гуманизма,
в человеческом улье созревшем?
Хватит петь про политкорректность,
умиляясь либерализмом!
На события трезво взгляните,
осознав всю вину попустительств!
Жизнь спасая, Мир защитите
от немыслимых посягательств
на земную цивилизацию
и её божественных истин,
нам во благо доставшихся!..
Глава 15
...А как же Месопотамия,
от давних времён которой
ведётся повествование –
древний край, где величье Истории
началось у священных истоков,
край, откуда по Божьей воле
потекли культуры потоки,
край, хранящий поныне тайны,
не раскрытые археологией?..
В результате арабской экспансии
к исходу седьмого столетия
на земли месопотамские
подули иные поветрия.
К тому времени край этот райский
уже называли Ираком –
получив это имя однажды,
Ирак сохранил то названье.
Временами менялись границы,
притязания и правители,
но Ирак на Востоке арабском
оставался державой значительной.
И, вписав не одну страницу
в летописные своды анналов,
сохранил для потомков память
о различных и важных событиях,
в том числе, и о роли ислама
в управлении государственном
и в культурном развитии.
И поныне звучит эхом дальним
грохот дел эпохальных...
А когда наступил век двадцатый,
ниспослав миру новые веяния,
даже ближневосточные страны
с их почти феодальным правлением
от новшеств индустриальных
в стороне не остались.
За техническими достижениями
началось бытия обновление
и возник интерес к демократии,
что влекло за собой изменения
в государственных формах правления.
И на новом витке историческом
стал Ирак однажды Республикой
Аль-Джумхурией, аль-Иракией,
что на международном уровне
было важным событием.
Но военною хунтой добытая
власть на деле была диктатурою
с зелёным оттенком исламия
и с тускнеющим блеском монархии.
Как и прежде, менялись правители,
добывая власть разными средствами –
слыл Ирак государством воинственным,
зачастую враждуя с соседями.
А к концу двадцатого века,
когда новый правитель*18 Ирака,
подавив все ростки оппозиции,
объявил себя властным диктатором,
алчность стала ещё заметнее
и амбиции безграничнее.
Хоть Ирак сам владел безраздельно
нефтеродными щедрыми недрами,
но вдруг зариться стал откровенно
на богатства соседские.
И азарт нефтяного бизнеса
с порождением топливных кризисов
в странах нефтезависимых
стал решающим прецедентом
в иракской политике.
И тогда иракский диктатор,
в порыве своих притязаний
возмечтал самолично возглавить
всеисламской державы созданье
на восточных арабских землях,
враждою бурлящих.
С этой целью решил он сначала
навести «порядок» в Ираке.
И после террора неистового,
искоренив оппозицию,
утвердиться в единоначалии.
Затем создавать начал армию,
сильнейшую между странами
на всем Востоке арабском.
И, почувствовав власть безграничную,
и, владея страной беспрепятственно,
выступать уже стал в открытую
против «прогнившего» Запада.
К тому времени в диком поле
всемирной и вечной вражды,
подчинясь идеологов воле,
неприязни созрели плоды...
И кровавые волны террора
обрушили кровь и горе
на народы и страны, которые
в своём культурном развитии
одолели давно путь мучительный
из мрака средневековья
в век научных открытий
и живут по законам Истории,
блюдя идеал гуманизма.
...Но «инакость» зудит мракобесам:
в поле зрения их интересов
теперь уж не только Израиль,
с постоянным его процветаньем,
или Штаты далёкой Америки,
с их богатством «немеренным»,
но и те европейские страны,
где авангардность витает...
И что мочи вопя в истерике
о пути этих стран неправедном,
мракобесы борьбу с «неверными»
повели по бандитским правилам...
И в какой-то момент предельный
конфронтация с тёмными силами
из бесчисленных споров-полемик
почти не оставила выбора.
И опасность, став очевидной,
и безвыходность положения
породили необходимость
военных решений...
Но куда же направить усилия,
чтоб сломить террора насилие,
если в этой войне необъявленной
(по понятьям привычным)
и линии фронта не видно,
и неявна вражья граница?..
И враги в бой идут не в открытую,
а с коварством неслыханным?..
И на разных общественных форумах
начались бесконечные споры
о средствах борьбы с террором
и о поисках первопричины.
Но затёртую в спорах истину
отыскать уже было немыслимо...
К тому времени вся дипломатия
по поводу мирных решений
назревшей иракской проблемы
исчерпала себя окончательно.
И тогда сам собой обозначился
фронт действий военных.
Глава 16
Только кто же осмелится выступить
(или даже повысить голос)
против дел страны суверенной,
хоть и вредных определённо?
И спасение мира в Мире
Решать оказалось непросто:
кто отважится принять вызов,
укротить кто сумеет монстра?
И найдётся ли в Мире отвага,
чтоб не внемля трусливым воплям
и кликушескому поношенью,
выйти на бой с Голиафом *19?
Кто готов во имя свободы
принести сынов на закланье,
если смысл искупительной жертвы
видится очень туманно?
Кто решится во имя истины,
не смущаясь чужим неверием,
на ристалище Мира выйти,
проявив гражданскую смелость?
...Однако на нашей планете
такое нашлось государство –
Соединённые Штаты!
На огромном пространстве
меж двумя Океанами
живёт Государство,
взращённое иммигрантами,
чей девиз обозначен
простыми словами:
«Мир, свобода и демократия!»
Испытав на себе шок террора
и оплакивая потери,
поднялась против зла Америка,
явив миру волю в сплочении.
И хоть горько непонимание
тех, кому отравили сознание
для корысти своей и выгоды
мусульманских стран покровители
с краснобаями их и правителями,
но взвалив на себя тяжесть миссии,
оставаясь не всеми признанной,
Америке нужно выстоять
во имя суровой истины...
Глава 17
И, быть может, по воле Предвечного
(может, даже было предсказано?..)
война сделалась неизбежною,
изменив ход событий сразу.
Но ещё не бывало на свете,
чтоб войны кровавое действие
не причиняло страдания
воюющих стран населению...
И теперь на подмостках Истории
длится битва во имя мира
и уже было много горя,
и затрачено много усилий...
Но при явном фронте сражения
стало заметней деление
на тех, кто за Мира крушение
и тех, кто за Мира спасение.
И со временем проясняется
что повинны в бесчисленных жертвах:
и талибы, и банды Аль-Кайды,
Хизбалла, и ФАТХ, и ХАМАС,
и немало ещё иже с ними,
выступающих за насилие
даже с трибун правительственных,
средь которых Иран и Ирак...
И повинны они, может, поровну,
а, может, даже все вместе –
что им всем не делает чести..,
так как общий у них девиз:
уничтожить культуру «неверных»
вместе с лозунгами демократии
и, создав Халифат Вселенский,
исламу весь Мир подчинить.
...Но взрастить бы хотелось надежду,
что во имя спасения Мира
ценой многих жертв и усилий
будет сдержан поток насилия
и повержен террора монстр.
И пророченный Богословом
не свершится Апокалипсис,
а на землях братоубийственных
настанет желанный мир.
И хотя не приемлет История
сослагательного наклонения,
и жестоко в своём упорстве
террора сопротивление,
однако признать приходится:
сегодня на Ближнем Востоке
поутихли амбиций потоки,
стали сдержаннее правители.
И на видимом горизонте
новой эры заря восходит,
обещая внести изменения
в традиционном мышлении.
А на смену режимам диктаторским,
феодализмом пронизанным,
возможно, придёт демократия..,
пусть хотя бы с исламским привкусом.
И, может, – пусть даже со временем! –
возникшие ныне новшества,
принесут в этот край примирение,
чтобы стать частью мира всеобщего.
Вместо эпилога
В отшумевших тысячелетиях
на примерах различных событий
преподала уроки История
о том, как вражда губительна.
Но, ни трагичность примеров,
ни резон убедительных доводов
людей отвратить не сумели
от греховности помыслов.
Власть, богатство, инакомыслие –
камни вечные преткновения –
побуждают к враждебным выпадам,
рушат мирные соглашения.
Из корыстных стремлений-амбиций
власть имущих вождей-предводителей
возникают смуты и войны,
превращаясь в кровопролития...
Даже ныне – в век технократии
с мировым достояньем прогресса
человечество в горестях мается,
неприкаянно по миру мечется...
...Так неужто неиссякаемы
в людях злоба и жестокосердие
оттого, что от самого Каина
в окаянстве, а не в раскаянии
продолжает жить человечество?..
К О М Е Н Т А Р И И
*1 – сира (араб.) – буквально «жизнеописание», а также –
повествование, сказание, наряду с историческими
фактами допускающее вымысел.
*2 – Каин убил своего брата Авеля (сыновья Адама и Евы) –
Библия, «Бытиё», гл.4, стих 8.
*3 – Хаммурапи, царь Вавилонии (1792 – 1750 до н.э.),
известен, как первый в истории законодатель.
*4 – Вавилонская башня (Вавилонское столпотворение) –
Библия, «Бытиё», гл.11, стихи 1-9
*5 – Мухаммед (Магомет) – основатель ислама.
*6 – Коран (араб.) – чтение – книга догм и положений
мусульманской религии.
*7 – феллах (араб.) – оседлый крестьянин.
*8 – «Когда встретитесь с неверными, то ссекайте с них
головы дотоле, покуда не сделаете совершенного им
поражения!» ( Коран, гл. 47, Мухаммед, стих 4.)
*9 – шахад (араб.) – «Нет Бога, кроме Аллаха и Магомет
его Пророк» – единственная формула мусульманского
самосознания, подтверждающая принадлежность
мусульманина к вере.
*10 – умма (араб.) – племенная община.
*11 – имам (араб.) – духовный глава или учитель магометан.
*12 – появились секты (конфессии) ислама: сунниты,
шииты, зейдиты, исмаилиты, иммамиты и т.д., а в 20 веке –
и ваххабиты (наиболее реакционное направление).
*13 – расул или расуль (араб.) – посланник Божий,
проповедник, однако рангом ниже Мухаммеда.
*14 – намаз – мусульманский обряд, состоящий из ритуального
омовения и следующей затем молитвы, сопровождаемой
установленными телодвижениями.
*15 – джихад (араб.) – священная война, война за веру против
немусульман, т.е. «неверных», одно из предписаний ислама
( Коран, глава 9, стих 29).
*16 – шариат – исламская правовая система.
*17 – шахид – террорист-смертник.
*18 – Саддам Хусейн – иракский диктатор, пришедший к власти
в результате победы военной хунты и политической партии
«Аббас» и в дальнейшем подтвердивший своё право на
президентскую власть в результате псевдодемократических выборов.
*19 – Голиаф – (Библия, Первая Книга Царств, гл.17, стих 1-51),
филистимский воин-великан, которого в единоборстве победил
пастух Давид, позднее ставший царём Иудеи.
2002 - 2005
Свидетельство о публикации №115080907471