Такие были времена... перепост
Иные пытались скрывать бочонки с вином, искусно заделывая их в печах, но и там, к большой беде, виновных находили. Пьяного тотчас отводят в «бражную тюрьму», нарочно для них устроенную; там для каждого рода преступников есть особая темница; и только через несколько недель освобождают от неё, по чьему-либо ходатайству. Замеченного в пьянстве вторично снова сажают в тюрьму надолго, потом водят по улицам и нещадно секут кнутом; наконец освобождают. За третью же вину опять в тюрьму, потом под кнут; из-под кнута в тюрьму, из тюрьмы под кнут... виновного раз до десяти, чтобы, наконец, пьянство ему омерзело. Но если такое исправление не поможет, он остаётся в тюрьме, пока не сгниёт..."
Михало;н Литви;н — посол Великого княжества Литовского в Крымском ханстве, побывавший в России в XVI в.,
Из трактата Литвина «О нравах татар, литовцев и москвитян»:
"Мосвитяне на пирах пасхальных довольствуются следующими припасами: солью, не чисто вымытой, горчицей, чесноком, луком и (другими) плодами своей земли; не только простолюдины, но и вельможи и государь их, разоритель наших городов, коих он хвастливо насчитывает уже 73. На обеденном столе царском, между золотыми сосудами и домашними блюдами, ставят немного перцу, но не варёного, который никто не трогает... Впрочем, мосхи ... хотя и владеют землями, на которых растёт виноград, но вина сами не пьют, а продают христианам, получая на вырученные за него деньги средства для войны..."
"Воистину у московитов тот, кто лишь попробует вина, получает восемь-десять ударов палками и платит штраф таким же количеством монет. В Московии же нет нигде шинков, если у какого-нибудь домохозяина найдут хоть каплю вина, то весь его дом разоряется, имения конфискуются, прислуга и соседи, живущие на той же улице, наказываются, а сам (хозяин) навсегда сажается в тюрьму. С соседями обходятся так сурово, поскольку считается, что они заражены этим общением и являются сообщниками страшного преступления.…"
"Так как москвитяне воздерживаются от пьянства, то города их изобилуют прилежными в разных родах мастерами, которые, посылая нам деревянные чаши и палки для опоры слабым, старым и пьяным, сёдла, копья, украшения и различное оружие, грабят у нас золото..."
«Он (Иван III) причтен своими подданными к лику святых подвижников, как освободитель Отечества. Так и сын его Василий третий, следуя той же трезвости и тем же нравам, отнял у нас Смоленск. Построил слободу «Наливки» руками наших наемных солдат и дал ей это имя в укор нашему племени, склонному к пьянству. Сын его, Иван IV, построил в наших пределах Себеж, Велиж и Заволочье. Своих же держит в трезвости. Народ у него всегда при оружии. Мира он не вымаливает, силу отражает силой».
В России действовала многослойная система, противостоящая потреблению алкоголя:
1. Суровая природа, не способствующая производству алкоголя и делающая его дорогим.
2. Требования аскетичной трудовой морали, которая опять же диктовалась суровой природой.
3. Государственный контроль за потреблением и оборотом алкоголя,
4. Активное осуждение пьянства со стороны Церкви, что в условиях тотальной набожности, когда большинство называло себя в первую очередь не русскими, а именно христианами (от чего произошло самоназвание «крестьянин»), было очень существенно,
5. Осуждение со стороны «мира», крестьянской общины. Индивидуальных хозяйств в России не было, а значит, попытка любого мужика «употреблять» сразу же пресекалась «всем миром».
Свидетельство о публикации №115080601505
В былые времена безалкогольным нравом
Народ наш при Иване Третьем обладал,
И при Четвёртом - Грозном... им за это - слава.
Как жаль, что при Петре "зелёный змей" гулял.
Вино людей лишает воли, силы, чести.
Проснувшись, после пьянки, каждый виноват.
Вино - источник злобы, зависти да лести.
Причём,торгующий вином, всегда богат.
С Уважением, Виктор
Виктор Бобошин 12.08.2015 10:29 Заявить о нарушении
От алкоголя зло творится...
Жму руку Викор!
Анатолий Лукьянович Козин 12.08.2015 23:25 Заявить о нарушении