Наш кинотеатр. Внимание, черепаха! Смотрим

Узнав о нашем проекте обсуждения кинофильмов с детьми, замечательная художница Наталья Воронина сказала: "Посмотрите "Внимание, черепаха!" Такой хороший фильм, добрый".

Я его в детстве не смотрела. Название нисколько не привлекло. Подумаешь, черепаха! На такую чепуху идти в кинотеатр! Дудки.

Поэтому включила в Инете и села смотреть с детьми.

Оба!

Как хорошо, что я его не смотрела раньше!

Потому что автор, Ролан Быков, только взрослого человека мог бы удивить начальной картинкой.

Человека, который может понять, что такое начать фильм в 1969 году - колокольным звоном и видом монастыря.

Первоклашка просто бежит в школу под колокольный звон.

Это время, когда храмы стояли в руинах, а слово "Пасха" немыслимо было произнести как поздравление.

Я схватила ручку и листок.

Потому что фильм - не о черепахе.

А о чем-то таком, что мне сейчас режиссер скажет.

И я смотрела, боясь пропустить это что-то.

А дети просто внимательно смотрели.

Им фильм очень понравился.

А мне-то тоже понравился.

итак, начало 1970 года - под звоны монастыря.

И под маршевую музыку композитора А. Петрова.

А через годы Ролан быков снимет фильм "Чучело" - с незабываемыми сценами игры военного оркестра на речном вокзале города Твери. А что такое тверской речвокзал? Да это место бывшего, разрушенного и поруганного, Тверского Отрочь монастыря! (Я потом сделаю поэтическое переложение дивного древнерусского "Сказания об Отрочь-Монастыре", очень известного до революции и стертого из памяти людей ныне). Там, в Отрочь-монастыре, уже после того, как место воспели в "Сказании", томился опальный Максим Грек. Оттуда Михаил Тверской выехал в Орду... Да много чего там было до постройки речвокзала и отдания монастыря под коммуналки и склады)

А пока мы смотрим фильм, который можно разобрать на цитаты.

"А черепаха на танк похожа?"

"А знаменосцам и не надо на черепахе ездить"

"На черепахе надо пушки возить"

"Здоровская самоходка"

"Бомбить кошек - жестоко"

"Он проявит волевой импульс и полюбит"

"И родит богатыря Мне к исходу сентября. Никаких вопросов!"

Ну и уж, конечно, Зоя Фёдорова в роли училки пения: "Главное, ребята, сердцем не стареть!" - на минуточку, это поёт хором первый "Б" класс!

Это первоклашкам надо сердцем не стареть?

И вдруг на 17-й минуте камера останавливает взгляд на надписи: "Осторожно, дети!".

Дорожная надпись. И задерживается на этом знаке.

И становится ясно, что черепаха - это образ... Как Вы думаете, чего?

Посмотрите на первые кадры фильма. Идёт урок. Дети такие несмышлёные. Медлительные. Соображают медленно. Говорят не о том. Нотки учат медленно. Движения неловкие, нескоординированные движения. Думают долго. И все равно не так поймут.

Медленно, как черепаха.

Душа растёт медленно.

Душа развивается медленно.

Как медленно, на самом деле, растут дети!

Медленно учатся чувствовать.

"Внимание, душа!" - так я прочитываю название этого фильма.

И знаете, чем фильм закончится?

Снова звонами монастыря.

Но это потом.

А пока черепаха пропала.

Гроза, осенний дождь, листья летят жёлтой бурей, ветер.

Фильм живописен.

Там ещё будет сцена, когда мальчик зелёную виноградину не съест, а будет смотреть сквозь неё на осенние листья...

Ролан Быков - сильный художник. У таких всё "на чуть-чуть", и надо внимать тому, что они говорят.

Ролан Быков и сам сыграет в фильме этом бабушку, что пришла "понюхать пороху" - гениальный эпизод. Я бы никогда не узнала актёра-мужчину в этой живописной бабульке.

Гроза, осенний дождь, листья, ветер...

Жёлтые листья.

Синий дождь.

Серая земля.

Как медленно растут дети, медленно учатся чувствовать, медленно обучаются ноткам...

А вот нагрузим черепаху!

Дети ставят стол на черепаху, на стол - стул, фикус, портфель... сами сели, поехали...

такая аллегория.

Нагрузили душу - пропала душа.

Пропала черепаха.

А это девочка взяла ее спасать, чтобы мальчики не проверили, выдержит ли черепаха танк.

Она ведь сама как танк.

Это ещё Леонардо да Винчи заметил, сделав модель деревянного танка.

А сколько выдержит наша душа?

Фильм не задает таких вопросов прямо.

Вместо вопроса там, наоборот, поют веселый шлягер "Опять от меня сбежала последняя электричка".

Зачем композитору Петрову музыка Тухманова? Ладно, не знаю.

Но за этой песенкой следует сцена свадьбы.

Какое детство без свадьбы?

Дети завороженно смотрят на "будущее", чужое настоящее и их, детское, будущее.

От них ещё никакая электричка не сбегала, ни первая, ни последняя.

Всё - потом.

А что за свадьбой?

А за свадьбой - рано или поздно грядёт подведение итогов.

Всей жизни.

Конечно, авторы фильма так прямо это не говорят.

Но кто не знает?

Как медленно...

А на этом медленном пути - и слёзы, и обиды, и драки, и непонимание, и переживание...

Первый "Б" ревёт по пропавшей черепахе.

Ну, вот как нация ищет пропавшую коллективную идею, душу соборную.

Примерно так.

Но в жизни всегда есть место подвигу.

И двое первоклашек-богатырей идут на поиски черепахи.

И отважная девочка бросается навстречу танкам, спасая черепаху.

А ведь только что было всё хорошо: на соревнованиях по пожарному делу ( пожары ненастоящие) лучшая команда "Будет награждена серебряным брандспойтом".

Настоящим!

Таков итог праведной жизни.

Серебряный брандспойт!

Я полжизни прожила, а и не знаю, как это слово пишется.

И не знаю, будем ли, скажем, мы, как семейная команда, награждены "серебряным этим самым" в конце всех наших духовных пожаров и душевных потопов.

Так что сцену соревнований Ролан Быков показывает неслучайно: слишком "крут" приз соревнований, чтоб не заметить его!

Итак, пожары ненастоящие,препятствия картонные, приз невероятный и насущно необходимейший - просто сказочно!

А рядом в кадре - грязная колея (настоящая), и танки (страшные, настоящие), и черепаха в колее (живая, спасённая).

И друзья, команда, нация, если хотите, - первоклашки уставшие.

Тоже в кадре.

Спасли.

И сразу же - колокольные звоны и кадры монастыря.

Потому что конец фильма.

Всё сказано.

Черепаха, так медленно живущая, соотносится с душой, так медленно взрослеющей.

Не знаю, с душой ребенка или с душой народа.

Это - Ролан Быков.

Он знал.

А когда я спросила детей, про что фильм, - они мне вдруг говорят сказочное:

"Про то, что дети спасли черепаху и из воды, и из огня!"

А и правда!

Огонь, вода и медные трубы - образ жизненного пути, опасностей и искушений...

Ведь с макулатурой животинка выбрыкивалась в воду, а потом эти соревнования пожарные, и я говорю: "И от медных труб спасли - от танков"!

Дети открывают рты, чтоб я им законкретила про медные трубы, но я говорю: "Медные трубы - это типа слава. Пора спать!"

Может, танки действительно несли смысловую нагрузку - медных труб?

Видите, как интересен этот фильм!

После надо спеть с детьми "Последнюю электричку" и "Главное, ребята" - все-таки песенки звучат в этом фильме.

Не угадаете, что будем смотреть дальше!

Скоро!


Рецензии