Вильгельм Густлофф

Wilhelm Gustloff, потопленный Маринеско 30 января 1945 года,  это был германский пассажирский десятипалубный круизный лайнер, один из первых в мире кораблей подобного типа. Гитлер был не только хорошим организатором, он еще и был выдающимся социальны манипулятором и демагогом.. Построенный на средства организации «Сила через радость» (нем. Kraft durch Freude – KdF это был такой гитлеровский аналог советского ВЦСПС, огромного профсоюзного колхоза). Назван был корабль в честь убитого нацистского партийного лидера Вильгельма Густлоффа. На момент постройки это было одно из крупнейших пассажирских судов.
Спущен на воду 5 мая 1937 года на гамбургской верфи Blohm + Voss. На церемонии спуска присутствовал сам Адольф Гитлер и основные лидеры нацистской партии Германии. Традиционную бутылку шампанского разбила о борт лайнера вдова Густлоффа. До начала Второй мировой войны корабль использовался как плавучий дом отдыха. Совершил 50 круизов у побережья Европы.
В сентябре 1939 года корабль был передан в военно-морские силы и переоборудован в плавучий госпиталь на 500 коек. Использовался как лазарет во время военных действий германской армии в Польше.
С 1940 года  был еще раз переоборудован, теперь в плавучую казарму. Использовался как учебное судно 2-й учебной дивизии подводного плавания в порту Готенхафен (Гдыня).
Этот лайнер 30 января 1945 года затонул у берегов Польши после торпедной атаки советской подводной лодки С-13 под командованием А. И. Маринеско. С-13 всадила три торпеды в корабль. Шансов у него не было. После 42 года подводники СССР перестали экономить торпеды и начали пускать их веером, по три-четыре штуки. Тут уже не увернешься! Гибель судна считается одной из крупнейших катастроф в морской истории человечества.  Точный состав и количество пассажиров на борту судна неизвестно до сих пор. По официальным данным в ней погибло 5348 человек, по оценкам ряда историков, реальные потери могли превышать 9000, включая 5000 детей. Скорее всего, погибло до 10 тысяч людей. Население небольшого города, разом!
В далеком 1933 году, после прихода к власти Национал-социалистической немецкой  ( заметьте рабочей!!!) рабочей партии во главе с Адольфом Гитлером, одним из её направлений деятельности стало создание системы социального обеспечения и услуг, что  увеличило бы социальную поддержку политики нацистов среди населения Германии. Уже в середине 1930-х годов рядовой немецкий рабочий по уровню услуг и льгот, которые ему полагались, выгодно отличался от рабочих в других странах Европы. Для распространения и усиления влияния идей национал-социализма и организации широкого доступа рабочего класса к социальным благам были созданы такие организации, как «Сила через радость», которая входила в Немецкий трудовой фронт (Гитлер обожал разные фронты… Хотя фронт, это жуткое слово...). Главной целью этой организации было создание системы отдыха и путешествий для немецких рабочих. Для воплощения этой цели, кроме прочего, была построена целая флотилия пассажирских судов для предоставления дешёвых и доступных путешествий и круизов. Флагманом этого флота должен был стать новый комфортабельный лайнер, который авторы проекта сначала планировали назвать именем немецкого фюрера. Но тут 4 февраля 1936 года в Давосе еврейским студентом-медиком Давидом Франкфуртером был убит малоизвестный до этого времени швейцарский активист НСДАП Вильгельм Густлофф. История его гибели приобрела скандальную огласку, особенно в Германии, учитывая национальность убийцы. В свете пропаганды идей национал-социализма случай убийства немца, к тому же лидера национал-социалистов Швейцарии, стал прекрасным подтверждением нацистской теории заговора мирового еврейства против немецкого народа. Из одного из рядовых лидеров зарубежных нацистов Вильгельм Густлофф,  усилиями геббельсовской пропаганды быстро превратился в «символ страдания» (т. н. Blutzeuge). Он был похоронен с государственными почестями, в его честь по всей Германии были названы самые разнообразные объекты, тьма улиц и площадей. Всё потом пришлось переименовывать обратно, когда "тысячелетний" рейх за 12 лет накрылся медным тазом.
В связи с этим, когда в 1937 году круизный лайнер, заказанный на верфи Blohm + Voss, уже был готов для спуска на воду, нацистское руководство решило увековечить имя «героя национал-социалистического дела и страдания за немецкий народ». По инициативе Гитлера новый лайнер было решено назвать Wilhelm Gustloff.
С технологической точки зрения Wilhelm Gustloff не был исключительным судном. Лайнер был рассчитан на 1500 человек, имел десять палуб. Его двигатели были средней мощности, и он был построен вовсе не для быстрых путешествий, а скорее для медленных, комфортных круизов. И с точки зрения удобств, оборудования и приспособлений для отдыха этот лайнер действительно был одним из лучших в мире. Одной из новейших технологий, применённых на нём, был принцип открытой, но застеленной особо прочным стеклом, палубы с каютами, которые имели на неё прямой выход и ясный обзор пейзажей.Это стекло при торпедировании корабля увеличило число жертв на сотни человек. Люди не могли покинуть палубу. К их услугам были предоставлены шикарно украшенный бассейн, зимний сад, большие просторные залы, музыкальные салоны, несколько баров и кафе. В отличие от других судов такого класса, Wilhelm Gustloff, в подтверждение «бесклассового характера» нацистского режима, имел каюты одинакового размера и одинакового уровня удобства для всех пассажиров.
Кроме сугубо технических нововведений и наилучших приспособлений для незабываемого путешествия, Wilhelm Gustloff, стоивший 25 млн рейхсмарок, являл собой своеобразный символ и эффективное средство пропаганды властей Третьего рейха. По словам Роберта Лея, возглавлявшего Германский трудовой фронт (еще один фронт...), лайнеры, подобные этому, могли «…предоставить возможность, по воле фюрера, слесарям Баварии, почтальонам Кёльна, домохозяйкам Бремена по крайней мере раз в году осуществить доступное по цене морское путешествие на теплую Мадейру, по побережью Средиземного моря, к берегам Норвегии и Африки.»
Для граждан Германии путешествие на лайнере Wilhelm Gustloff должно было быть не только незабываемым, но и доступным по цене, невзирая на социальное положение. Например, пятидневный круиз по побережью Италии на теплоходе стоил лишь 150 рейхсмарок, тогда как средний месячный заработок рядового немца равнялся 150—250 рейхсмаркам (стоимость билета на этом лайнере составляла лишь третью часть от цены в Европе подобных круизов, где их могли себе позволить только представители зажиточных слоев населения или знати). Таким образом, Wilhelm Gustloff своими удобствами, уровнем комфорта и доступностью  укреплял расположение немецкого народа к нацистскому режиму.Он должен был еще и демонстрировать всему миру достижения и преимущества национал-социализма.
После торжественного спуска судна на воду прошло 10 месяцев, прежде чем  Gustloff прошёл ходовые испытания в мае 1938 года. За это время была закончена отделка и обустройство интерьера лайнера. В качестве благодарности строителей судна взяли на двухдневный круиз по Северному морю, который квалифицировался как испытательный. Первый официальный круиз состоялся 24 мая 1938 года, и почти две трети его пассажиров были гражданами Австрии, которую Гитлер мечтал присоединить к Германии при полном восторге австрийцев. Незабываемое путешествие имело целью ошеломить уровнем сервиса и удобств австрийцев — участников круиза — и убедить всех в преимуществах союза с могучей Германией. Круиз стал настоящим триумфом, свидетельством достижений новой власти Германии. Пресса всего мира восторженно описывала впечатления участников круиза и невиданную роскошь на борту лайнера. Гитлер и сам прибыл на лайнер, символизировавший все лучшие достижения страны под его руководством.


Хотя Wilhelm Gustloff предлагал действительно незабываемые и дешёвые путешествия и круизы, в истории он также остался как яркое средство умелой пропаганды и популяризации  нацистского режима. Первый удачный, хоть и не запланированный, случай произошёл во время спасения моряков с английского судна «Пегуэй», терпевшего бедствие 2 апреля 1938 года в Северном море. Отвага и решительность капитана, который оставил процессию из трех судов, чтобы спасти англичан, была отмечена не только мировой прессой, но и английским правительством — капитан был награждён, а на судне позже установили памятную доску. Благодаря этому случаю, когда 10 апреля Wilhelm Gustloff используют в качестве плавучего избирательного участка для немцев и австрийцев Великобритании, участвующих в плебисците о присоединении Австрии, о нём уже благосклонно писала все издания. Для участия в плебисците почти 2000 граждан обеих стран и большое количество корреспондентов отплывали в нейтральные воды вблизи побережья Великобритании. Лишь четверо из участников этого события воздержались от голосования «за». Западная, и даже британская коммунистическая пресса была в восторге от лайнера и достижений новой Германии.
Как флагман круизного флота Wilhelm Gustloff провел в море всего полтора года и выполнил за это время 50 круизов в рамках программы «Сила через радость». На его борту побывали около 65 000 отдыхающих. Обычно,  в теплый сезон года лайнер предлагал путешествия по Северному морю, вдоль побережья Германии, по норвежским фьордам. Зимой,  лайнер ходил в круизы по Средиземному морю, побережью Италии, Испании и Португалии. Для многих, несмотря на такие незначительные неудобства, как запрет на выход на берег в странах, которые не поддерживали нацистский режим, эти круизы остались незабываемым и самым лучшим временем из всего периода нацистского господства в Германии. Многие рядовые немцы воспользовались услугами программы «Сила через радость» и были искренне благодарны новому режиму за предоставление возможностей отдыха, не сравнимого, с возможностями населения в других странах Европы.
Помимо круизной деятельности, Wilhelm Gustloff, оставаясь судном в государственной собственности, привлекался к различным мероприятиям, проводимые правительством Германии. Так 20 мая 1939 года Wilhelm Gustloff впервые перевозил войска — немецких добровольцев легиона «Кондор», принимавшего участие в гражданской войне вИспании на стороне Франко. Прибытие судна в Гамбург с «героями войны» на борту вызвало большой резонанс по всей Германии, и в порту устроили  исключительную по размаху и пышности встречу
Последний круиз лайнера состоялся 25 августа 1939 года. Неожиданно во время этого запланированного рейса в середине Северного моря капитан получил зашифрованный приказ срочно вернуться в порт. Время круизов окончилось — менее чем через неделю Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война.
Позже малый посыльный корабль, который прибыл на место трагедии лайнера 30 января 1945 года, неожиданно нашёл, через семь часов после потопления лайнера, среди сотен мёртвых тел незамеченную шлюпку и в ней живого младенца, закутанного в одеяла, — последнего спасённого пассажира с судна. Младенца усыновил один из матросов, спасавших людей.Младенец выжил и вырос. Его приемный отец никогда и ни в чем не обвинял Маринеско, он всегда говорил, что во всем виноват Гитлер. 
Красивая сказка Густлоффа  закончилась тремя торпедами в левый борт.В результате выжить удалось, по разным оценкам, от 1200 до 2500 человек из немногим меньше 11 тысяч находившихся на борту. По максимальным оценкам, потери оцениваются в 9985 жизней.
Любой желающий без труда может найти в Сети описание жутких сцен гибели лайнера и тысяч плававших вверх ножками мертвых малышей. Жилеты для взрослых непросто одеть на маленького, чтобы его не перевернуло в воде.Хотя в любом случае, дети погибли бы от переохлаждения за 5-7 минут, а так они сразу захлебнулись. Самое интересное, что никто из спасшихся не обвиняет Маринеско. Они на удивление спокойно говорят, что судно с зенитными орудиями и тысячью военных на борту было вполне законной военной добычей.Блее того спасшиеся говорят, что во всем виноват Гитлер... А Маринско тут не при чем, он все го лишь пускал торпеды, как в тире. Идиот капитан не выключил свет на корабле и темноте зимней ночи лайнер сиял, как рождественская елка! Промахнуться было трудно.   Понятно, что всякие обвинения в адрес Маринеско бессмысленны.
Шла война! А в такое время гибель мирных людей совершенно естественна! Это лишний раз просто напоминает о бесчеловечности войн. Гитлер получил «подарок» к юбилею его прихода во власть 30 января 1933 года. "Подарок" он получил 30 января 1945 года, это было 10 тысяч трупов в ледяной воде балтийского моря. Начало деятельности Гитлера получило достойное завершение на ее закате!Не исключено даже, что Маринеско имел приказ совершить атаку, именно с учетом значения даты для Гитлера! В СССР очень любили "даты"!
Советская система, много лет не признававшая за Маринеско его заслуги,  что только подливало масла в огонь сомнений, в части оправданности потопления Густлоффа.Хотя, конечно, масштабы трагедии потрясают. Спустя почти 50 лет после атаки века Маринеско, ему, наконец, были возданы надлежащие почести.На Богословском кладбище СПб могила Маринеско весьма посещаемая!!!

  В заставке два флагмана круизного флота Германии: Роберт Лей и Вильгельм Густлофф. Памятник Маринеско я не сумел вклинить. Надеюсь, история это мне простит.


Рецензии
Лайнер был рассчитан на 1500 человек,
а использовали для 13000-15000 пассажиров и военных.
Наличие военного снаряжения на лайнере полностью снимает вину с Маринеско.

Виноват только то фашизм и нацизм.

Стражи Галактики   02.02.2024 21:59     Заявить о нарушении
А я его и не обвиняю. Но он запил, после этого события...Спасибо за внимание.

Владимир Лагунов   02.02.2024 22:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.