Всеправославный Собор

В беседе с корреспондентом ВГТРК Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал об итогах состоявшегося в Стамбуле собрания Предстоятелей Православных Церквей:

Главной темой стала подготовка Всеправославного Собора. Это не Вселенский Собор, как некоторые считают, а Собор Православных Церквей. Но событие это — исторической важности, таких Соборов в истории практически не было. Если и собирались подобные Соборы, как в случае, когда был провозглашен Московский Патриархат, то представлены на них были не все Церкви, а этот будет состоять из всех Поместных Православных Церквей.

«В первую очередь, собрание адресовалось к миру и выразило свою позицию по ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке; были произнесены очень сильные слова в связи с происходящим в Сирии. Это стало выражением общеправославной солидарности с угнетаемыми сегодня христианскими меньшинствами, с тысячами невинных жертв, чья кровь проливается в Сирии и других странах, в том числе на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Участники собрания также обратили внимание на ситуацию в Украине. В заявлении по этому вопросу содержатся три очень важных элемента: первое — это побуждение к миру и к тому, чтобы вопросы решались мирными средствами; второе — призыв к тому, чтобы никто силой не захватывал ни храмы, ни монастыри, то есть, чтобы в решении церковных разногласий не участвовала военная, физическая сила; и третье, что, конечно, очень важно — это обращение к людям, находящимся в расколе: все Православные Церкви призывают их вернуться в лоно Святой Православной Церкви. Конечно, это подразумевает канонический принцип воссоздания церковного единства на Украине.Чрезвычайно важно, что решения на Соборе будут приниматься консенсусом, то есть общим согласием. Никакого голосования на Соборе не будет. Одновременно в документе, который был сформулирован на нынешнем собрании, сказано, что каждая Церковь имеет один голос. Это означает, что она не может представлять два различных мнения, что позиция Поместной Церкви должна быть сформулирована так, чтобы выражать общее мнение всего ее епископата, духовенства и верующего народа. Это чрезвычайно важно для того, чтобы не было столкновения, не было ничего, что могло бы подтолкнуть людей к разделению. Собор должен всех нас объединить, сделать нас более эффективными перед лицом проблем, которые существуют в мире, и примирить тех, кто еще не в полной мере примирен.

Мы, конечно, настаивали на том, чтобы на Всеправославном Соборе было как можно больше епископов. Но внешние обстоятельства, связанные с проведением Собора в Константинополе, назначенным на 2016 год, не позволяют пригласить всех архиереев. Поэтому было решено, что, поскольку решения принимаются консенсусом, количество присутствующих уже не имеет решающего значения. От каждой Церкви на Соборе будет по 24 архиерея. Те Церкви, которые такого количества иерархов не имеют, пришлют всех архиереев, которые у них есть.

Полагаем, что до 2016 года все вопросы, связанные с подготовкой документов, с решением процедурных, административных и технических задач, будут урегулированы и, если Господь благословит, в 2016 году Православные Церкви встретятся для того, чтобы едиными устами и единым сердцем сказать все, что они думают сегодня о своей собственной жизни и деятельности, о своем отношении к самым важным проблемам современности».

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

История подготовки Собора

Практическая работа по подготовке Cобора ведётся с перерывами с сентября 1961 года,[прим 2] когда состоялось I Родосское Всеправославное совещание[5], — на заседаниях Всеправославных предсоборных совещаний и межправославных подготовительных комиссий. Состоялось в общей сложности четыре Всеправославных предсоборных совещания (Шамбези, 1976; 1982; 1986; 2009[6]) и шесть межправославных подготовительных комиссий (Женева, 1971; Шамбези, 1986; 1990; 1993; 1999 и 2009). Десятилетний перерыв в работе подготовительных комиссий был вызван[6] осложнением в отношениях между Московским и Константинопольским Патриархатами из-за разногласий по вопросу церковного устройства в Эстонии[7] (отношения между 2-я патриархатами были окончательно возобновлены в полном формате в 2009 г.[8]).

Состоявшаяся в октябре 2008 г. в Стамбуле встреча предстоятелей и представителей поместных Православных Церквей сделала возможным возобновление сотрудничества в подготовке собора.[9]

В конце мая 2010 Патриарх Варфоломей, находясь с визитом в России, сообщил, что совместно с Патриархом Московским Кириллом они приняли решение «ускорить процесс созыва Святого Великого Собора православной Церкви».[10]
Совещание глав Православных поместных церквей в марте 2014 года
Собор Св. Георгия, где прошло совещание Глав поместных православных церквей

В 2014 году Патриарх Константинопольский Варфоломей, как первый по чести православный иерарх, пригласил предстоятелей православных церквей встретиться в марте, обсудить деятельность подготовительного комитета Всеправославного собора и попытаться решить возникшие вопросы (предшествующая встреча была проведена в 2008 году также в Стамбуле).

На совещании 6-9 марта 2014 года в Стамбуле присутствовали делегации 13 поместных Православных церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Албанской и Польской.

Участники собрания, среди прочего, приняли решение о создании специальной Межправославной комиссии в составе одного архиерея и одного советника от каждой автокефальной Церкви. Работа Комиссии будет проходить с сентября 2014 года до Святой Пасхи 2015 года. В ее задачи входят пересмотр ряда подготовленных в ходе предсоборного процесса документов, редактирование, если это будет необходимо, текстов уже принятых документов, касающихся таких тем повестки дня Святого и Великого Собора, как «Календарный вопрос», «Препятствия к браку», «Значение поста и его соблюдение сегодня».[2]

Также было принято решение собрать в первой половине 2015 года Предсоборное Всеправославное Совещание с целью принятия, наряду со всеми иными пересмотренными документами, документ «Автономия в Православной Церкви и порядок ее провозглашения», проект которого был раннее составлен Межправославной Подготовительной Комиссией в декабре 2009 года.

Кроме того, в рамках Подготовительной комиссии будет продолжено обсуждение еще двух, обсуждавшиеся во время подготовительного этапа, тем — «Автокефалия в Православной Церкви и порядок ее провозглашения» и «Диптихи». В случае достижения консенсуса в их отношении, они также будут предложены на рассмотрение Всеправославного предсоборного совещания 2015 года, а затем — Всеправославного Собора.

По окончании Совещания было принято Послание Предстоятелей Православных Церквей[11]

Решения состоявшегося 6-9 марта 2014 года собрания и его послание были подписаны Вселенским Патриархом Варфоломеем, Папой и Патриархом Александрийским Феодором II, Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофилом III, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II, Патриархом Сербским Иринеем, Патриархом Румынским Даниилом, Патриархом Болгарским Неофитом, Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом II, Архиепископом Афинским и всей Эллады Иеронимом, Архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием, Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой.
Предлагаемые вопросы Собора

В приглашениях, разосланных Патриархом Варфоломеем предстоятелям поместных православных Церквей, указано десять основных тем будущего Всеправославного Собора:[12]

    Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.
    Процедура признания статуса церковной автокефалии.
    Процедура признания статуса церковной автономии.
    Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.
    Установление общего календаря праздников.
    Правила и препятствия для совершения таинства брака.
    Вопрос поста в современном мире.
    Связь с другими христианскими конфессиями.
    Экуменическое движение.
    Вклад православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы.

План подготовительных мероприятий после совещания 2014 г.

С сентября 2014 года должна начать работать специальная межправославная подготовительная комиссия которая пересмотрит ранее подготовленные для собора документы и завершит эту работу к Пасхе 2015 года.[13] Затем, в первой половине 2015 года, должно собраться Всеправославное предсоборное совещание.[11]
Формат Всеправославного собора

От поместных Церквей на Всеправославном соборе будут присутствовать по 24 архиерея, и все решения Собора будут приниматься после достижения единого мнения между Церквами, то есть консенсусом.[14] При этом каждая поместная Церковь на соборе будет иметь один голос: «Церковь не может представлять два различных мнения — её мнение должно быть сформулировано так, чтобы выражать общее мнение всего епископата, духовенства, верующего народа».[14]

На Всеправославном соборе будет председатель — «первый среди равных» Константинопольский патриарх, однако он будет сидеть в окружении предстоятелей других поместных Православных церквей.[15].
Эсхатологические ожидания

В 2012 году по поводу опасений, связанных с Всеправославным собором, митрополит РПЦ Иларион (Алфеев) писал:

    Некоторыми маргинальными СМИ развёрнута настоящая кампания против созыва Собора. Существуют интернет-сайты, где размещается дезинформация относительно различных аспектов, связанных с предсоборным процессом. Приводятся высказывания святых отцов, прозвучавшие некогда по другим поводам и произвольно вырванные из контекста. Те же приёмы используются и в распространяемых порой в наших храмах анонимных листовках, в которых перспектива созыва Собора рассматривается как нечто устрашающее. Иногда раздаются призывы и вовсе отказаться от общения с другими Поместными Церквами. Верующих пугают тем, что грядущий Собор станет «антихристовым», потому что на нём якобы будут приняты решения, идущие вразрез с учением Церкви, её догматами, канонами и правилами: введут женатый епископат, отменят посты, пересмотрят основы вероучения. И тогда православным христианам не останется ничего другого, как покинуть ограду «официальной» Церкви и искать иные пути спасения.
    Подобные рассуждения не только не имеют под собой реальных оснований, но и свидетельствуют о незнании или умышленном искажении теми, кто их распространяет, исторических фактов и церковной традиции[16].

В православной среде существует мнение, что 8-й Вселенский Собор (к которому, по некоторым критериям, относят Всеправославный Собор) будет предшествовать эсхатологическим событиям Апокалипсиса.[17] Однако, в соответствии с практикой Православной Церкви, признать Вселенским собор может только последующий собор (как правило, тоже Вселенский). В случае созыва нового Вселенского собора ожидается признание в качестве Вселенского Константинопольского собора 879—880 годов, запретившего добавление к Символу веры и признавшего Вселенским 7-й собор[18].

Против созыва Собора, который мог бы претендовать на статус Вселенского, в своё время высказывались: Преподобный Иустин (Попович)[19], Преподобный Кукша Одесский[20][21].

Вместе с тем, в марте 2014 года официальный представитель Московской Патриархии Владимир Легойда отметил, что данный собор некорректно называть вселенским.[3]


Рецензии
мир вам Раиса. Я должен вам сказать и обязан
иначе нельзя мне молчать потому что буду виновен
пред Богом. неужели вам не надоела эта мертвая
религия в которую вы верите, только себя этим
мучая неужели? не думаю так как как у вас живая
душа а не мертвая и слово Божие оно для всех.
http://www.stihi.ru/2015/01/19/1870
спасибо.

Владимир Сафин   06.08.2015 20:45     Заявить о нарушении
Мир Вам, Владимир!
Не поняла о какой религии идет речь как о мертвой.
Если у меня Вы увидели живую душу и слово Божие,
то как Православной Церкви дочь, спрошу :
"почему в мертвой религии обретаются живые души?
О Православии можно судить лишь достигнув ее ступени.
Это верх Лествицы Небесной. Остальные верования лишь
взгляд на Бога. А Православие - компас в Пути к Богу.
Потому человек может переходить из одного учения к
другому по мере своего продвижения к Богу. Православие же
относительно других религий стоит на вершине своей твердо
и продвигается ближе к Богу лишь относительно своего учения.
Поэтому называют Православие консервативным, но не мертвым.
В Православии душа оживает вселением Бога в нее.
В Боге нет сомнений, мудрствований,уничижений других и
возношений над другими, нет агрессии. Бог - Любовь.
И Православие в Боге.
С уважением и теплом сердечным.

Раиса Лебедева 2   07.08.2015 05:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.