Такая судьба. Гл. 1. 1. Евреи есть, а вопроса нету
Многим, наверное, памятен эпизод из «Золотого теленка», когда американский корреспондент, сионист Бурман говорит, что его интересует исключительно еврейский вопрос, а ему объясняют, что такого вопроса в нашей стране нет.
– Но ведь в России есть евреи? – сказал он осторожно.
– Есть, – ответил Паламидов.
– Значит, есть и вопрос?
– Нет. Евреи есть, а вопроса нету.
Не уверен, что так обстояло дело во времена Ильфа и Петрова, но именно этой формулой – «Евреи есть, а вопроса нету» – характеризуется ситуация, существовавшая в России в начале ХIХ века. Евреи не просто были, их было много, они составляли, возможно, более значительную часть населения, чем во время беседы Бурмана с Паламидовым. В силу разных причин, количество их менялось, сведения о нем неточны и противоречивы. Но считается достоверным, что в 1880 г. 67% всех евреев мира проживало в России. Не в последнюю очередь это объяснялось ее экспансионистской политикой: присоединялись территории, на которых жили евреи – росла численность еврейского населения
Тем не менее «вопроса не было». Жили евреи в определенных регионах, их сближал преимущественно им свойственный род занятий и образ жизни. Соответственно складывался круг присущих им черт характера и отношение к ним б;льшей части населения. Преобладало отношение не к данному еврею, а к еврею вообще как представителю данной общности. Индивидуальные отличия и у разных людей, и в произведениях разных писателей, конечно, существовали, но это были скорее оттенки более или менее единого подхода. До поры до времени они не носили принципиального характера, не вызывали полемики, не выливались в дискуссии.
Свидетельство о публикации №115080307170