14 конкурс танка -Времена года- Круглый стол
****** Уважаемые авторы поэтического портала Стихи.ру! ******
Уважаемые участники Четырнадцатого Конкурса японских пятистиший – ТАНКА. ***
********Уважаемые гости, посетившие наш Конкурс! *********
******************** «ВРЕМЕНА ГОДА» **********************
**********************КРУГЛЫЙ СТОЛ**************************
Приём заявок на Конкурс – http://www.stihi.ru/2015/07/12/3002
Голосование по конкурсу – http://www.stihi.ru/2015/07/23/7454
Итоги конкурса – http://www.stihi.ru/2015/08/03/4886
Завершён Четырнадцатый Конкурс пятистиший – танка. «ВРЕМЕНА ГОДА».
Спасибо всем участникам конкурса!
Спасибо гостям конкурса, принявшим участие в голосовании!
Поздравления призёрам конкурса!
По многочисленным просьбам участников и гостей конкурса открываем Круглый Стол Сада Рёандзи Конкурсы.
Здесь можно обсудить конкурсные произведения, оценки полученные конкурсантами, задать вопросы участнику конкурса.
Высказать предложения и пожелания ведущему конкурса по новым конкурсам, по дополнениям или изменениям в правилах голосования.
Просьба обсуждения вести в корректной форме, без грубости и хамства. Будьте взаимовежливы!
Замечания с некорректными высказываниями будут мной удаляться.
Желающий принять участие в обсуждении за Круглым Столом пишет рецензию на эту статью и далее к обсуждению могут присоединиться другие участники.
==========================================================
==========================================================
Итак, все конкурсные произведения с комментариями участников. Перед комментарием стоит номер конкурсанта, сделавшего отзыв.
(ТФ) – комментарии от гостя конкурса – Татьяна Фаустова
==========================================================
1) Катерина Крыжановская "Грусть и предчувствие" http://www.stihi.ru/2015/07/12/3651
в каплях воды
грусть и предчувствие
скорая осень
донышко как барабан
худого ведра в саду
(10) Настоящая 'японская' танка! Выполнена по всем правилам. Но меня пленило не это. Тронула глубина образа.
Капля воды. Это не только источник информации, но и живительная среда, ключ к самому образу. Далее Автор накладывает мазки чувст, настроения, вводит в русло времени года. Осень... В данной картине она, как прощание с яркой и теплой порой. Переход жизни в эру размышлений и жатвы секунд, капель шагов судьбы. И финал...
Худое ведро не может нести пользу, в материальном мире, но может играть (барабан) ритм времени года, его предчувствие...
Очень тронуло и поразило высокой чувственностью.
Отметка моя - не уровень танки, а признание позиции 'над оценочного' мастерства!)
(ТФ) Понравилось "барабанное" донышко...
Кто-то забросил худое ведро в сад, там оно и торчит кверху донышком - каплям дождя на развлечение... Летний дождь на нём чечётку отбивает, весенний лёгонькую какую-то капельную мелодию. а вот ближе к осени - всё грустнее песенки дождя и всё не разборчивей - шебуршит что-то осенний дождик на старом ведре, да только слов не понять, кроме первой фразы:
"Скоро осень - за окнами август..." Вот и кусты за окном потемнели - значит - точно она - ОСЕНЬ...
(8) Осенний стих. Для меня эту танка сделали последние две строчки, как только прочитала, тут же перед глазами сад детства в дождь. Очень точно автор уловила это чувство приближения грустной осенней поры, расставания с летом, с чувством, с надеждами, с чем-то, о чём даже и не догадываемся. Отличное произведение.
(12) полная бочка
льется вода через край
под крышей дома
сезон дождей холодных
предчувствием печали
(2) Нет классического 5-7-5-7-7. Нет двухчастности. Последние две строчки - неудачная инверсия (хочется читать: Днище худого ведра Как барабаны в саду). Тема трогает:
Скорая осень
Худое ведро в саду
Падают капли
Барабаном тревожат
Грустные предчувствия
(5) Интересная зарисовка. Дождь барабанит, предчувствие осени! Хотелось увидеть традиционные 5-7-5-7-7.
Инверсия во второй части немного портит ощущение от грохота дождя по дну ведра.
__________________
в каплях воды-4
грусть и предчувствие-6
скорая осень-5
донышко как барабан
худого ведра в саду
_____________________
в каплях задорных
грустная песня дождя
осени время
звонкое эхо ведра
дробью над садом летит
(13) Чистейшей воды (дождевой?) метафоры в хокку-строфе. Близость осени остаётся на совести автора - в описании, пусть и метафорическом, ничего не предвещает такого сезонного изменения. Не спасает даже совершенно очаровательный образ дробного стука дождя по худому ведру в агэку. К тому же весьма неудачная инверсия - донышко воспринимается как что-то отдельное от ведра, самостоятельный непонятный объект...
Увы, танка этот меланхолический пятистрочник можно назвать с большой натяжкой.
Но всё-таки - какой прелестный образ с ведром!..
пустое ведро
выбивает синкопы
свингующий дождь
(7) Традиционные 5-7-5-7-7 не являются обязательными по условиям данного конкурса, только предпочтительными. Но всё равно не отпускает ощущение, что Автор неуютно чувствует себя в любых рамках, и аромат, послевкусие остались за пределами танка. Аватарка интереснее текста.
Может быть, сквозь дырки в прохудившемся ведре уйдут грусть и печаль, стоит только Катерине
переписать танка в своём фирменном стиле, на уровне подсознания?!
2) Александр Беличенко "Перед дальней дорогой" http://www.stihi.ru/2015/07/12/7341
Плотные стаи
Перед дальней дорогой
Пробуют небо
Память мысли рождает
Проверяются Небом
(1) ... слышатся. Мысли... о вечном...
(10) Мужской текст. Это не хорошо, не плохо. Это мое прочтение. Даже без буквенного 'киго' тут есть Осень..
Вижу глубокий философский подтекст. 'Дальняя дорога' как переход из земной жизни. 'Плотные стаи', как насышенная и богатая событиями жизнь. 'Пробовать небо', как приход времени 'собирать камни'.
И финальная часть.
Ответ Всесущего на ожидание времени перехода.
Замечательная притча, изложенная в рамках танка.
(ТФ) Все строчки начинаются на "П" - это так и было задумано?
Две картины представились мне одновременно - военная и мирная... Ну, с мирной - всё просто - сбиваются птицы в стаи перед большим перелётом на Юг, в тёплые страны. А для молодняка, которые в первый раз полетят - делают что-то вроде генеральной репетиции - пробные вылеты - место в стае им определяют в зависимости от силёнок и разума - птенцы тоже ведь разные бывают...
А вот вторая картина - совсем другая - начало самое ВОЙНЫ, когда сжигали наши аэродромы вместе с самолётами...
И небольшие сохранившиеся группы самолётов бились в небе с огромными стаями вражеских самолётов - с издевательскими знаками на крыльях - сколько наших сбили... Но и наши потом тоже на крылышках звёзды рисовали... Квиты!
И вот ещё одна картинка - репетиция парада - плотным строем взлетают в наше небо наши самолёты - пусть видят все упыри - и пусть боятся!!!
Вот такие картинки высветились в моём воображении и в моей памяти. Не думала даже, что так глубоко где-то спрятано было чувство патриотизма - в хорошем смысле.
(8) Достаточно скупой, точнее, аскетичный текст. Глухой звук «п» в начале каждой строки, он приглушает звучание. Что это – шёпот? Достойное мужское размышление о смысле жизни? О полёте, который предстоит нам всем и самому автору?
(12) осенью поздней
птицы сбиваются в стаи
небо пронзая
в памяти мысли теснятся
в ожиданьи полёта
(5) Интересный образ стай, которые пробуют небо.
Во второй части я бы поработала над ударением!
Три глагола для танка всё же многовато!
_____________________
Плотные стаи
Перед дальней дорогой
Пробуют небо
Память мысли рождает
Проверяются Небом
____________________________
птицы над полем
пробуют силу крыла
скоро в дорогу
слышится грустная песнь
вновь уходящему дню
(13) Авторская оценка - "пробуют небо", "перед дальней дорогой" - тоже на грани. Нам предлагается поверить, что дорога - дальняя (а далеко не все перелётные откочёвывают далеко), что это именно "перед ... дорогой", а не элементарные тренировки вставшего на крыло молодняка. И не очень удачное определение "плотные". С точки зрения охотника? Типа выстрелишь - ни одна дробинка мимо? Или сбившиеся в кучу ещё плохо организованные молодые? Но тогда мы возвращаемся к теме облётов молодняка, а не к опробованию неба именно перед перелётом. Очень неудачная хокку-строфа, выстроенная вокруг метафоры-оценки.
Агэку вообще левая - для танка. Вот в буссоку-сэкитай... Впрочем, молчу - я уже, наверно надоела автору с этой темой...
И нужно ли было так изощряться с буквой "П" в начале каждой строки?..
Пробуют небо
Плотно перекусив
Птиц эскадрильи
(7) Много неба. Можно, наверное, понапридумывать разные варианты, чтобы продемонстрировать свой интеллект. Увы! Картинка не рисуется. Строки за душу не трогают.Очевидно, это из области мужской логики.
3) Галина Росси «Знойное лето» http://www.stihi.ru/2015/07/14/7578
Знойное лето…
Только забрезжит рассвет
В роще оливной
Песни цикады поют.
Воздух звенит целый день.
(1) ... закономерность. Происходящего.
(10) Обратили на себя мое внимание знаки препинания. 'Знойное лето...' Такое долгое, прокаленное, горячее.
'Песни цикады поют.' и точка! А значит это не просто лето, а лето южное, возможно на берегу моря.) Или это моя любовь к морю так мной играет?!)
Честная танка. Каждая строчка усиливает предыдущую. И есть в ней период согревания. С утра до вечера. Как крепкие объятия, данный образ не отпускает даже после последней буквы. Держит. Жарит! Здоровско!)
(ТФ) Такая "звучащая" таночка, и мне совсем не мешает то, что как бы отсутствуют здесь параллели с нашим - человеческим миром... На самом деле все эти человечки ещё со вчерашнего вечера заблудились в той чудесной роще "оливной", да и не захотели возвращаться в городскую суету - лежат себе на травке и слушают пение цикад. Им можно только позавидовать...
(8) Я почувствовала обтекаемость формы стиха: «лето», «оливной» – такое округлое или продолговатое. Южный теплый рассвет, впереди долгий солнечный день. Возможно, это юность жизни - все впереди.
Если будет желание, пусть автор посмотрит литературу по цикадам. Насколько я знаю, цикады поют когда очень жарко (для песни они должны получить тепло) и ночью (отпугивают врагов, получив днем тепло), по версии многих наблюдателей, как раз на рассвете пение успокаивается, но я точно не знаю…
(12) полуденный зной…
звонкие песни цикад
не умолкают
наслажденье сиестой
под прохладной оливой
(2) Все пять строк - природный образ. Нет строфы о вызываемом чувстве. Роща скорее "оливковая", так как состоит из оливковых деревьев.
(5) Красота нежного рассвета! Воздух звенит! Прохладой манит оливковая роща.
Очень понравилось! И ритм, и ударение! Супер!
___________________
Знойное лето…
Только забрезжит рассвет
В роще оливной
Песни цикады поют.
Воздух звенит целый день.
_______________________
лето в разгаре
нежится алый рассвет
в кроне оливы
песни довольных цикад
снова приветствуют день
(13) Милый нежный мини-верлибр. Двучастности нет и в помине - не по классической схеме (5-7-5)-(7-7), ни по нестандартной старинной (5-7)-(5-7-7). Нет авторского отношения даже намёком. Неоправданный переход от описания утра к прогнозу на всеь день - "А если дождь?! И не говорите - могут отменить полёт..." Или это обощение предыдущих дней? Тоже не айс.
Ни разу не танка, увы...
знойное утро...
поливает безонтичный люд
дождь пополудни
(7) Царапает слово Оливной, хочется Оливковой! Абсолютное отсутствие человека. А хотелось бы чувств, ощущений, и, от Автора такого уровня таланта, югэн.
4) Иррациональное число "Иванов день" http://www.stihi.ru/2015/07/16/3321
На Иванов день
Две рыбины в казане
К ночной трапезе
Раздувает жар углей
Лишь молчаливый ветер
(1) ... возник вопрос (а где все остальные...?
Дивный вечер (заслуженного отдыха...
(10) Тоже нет 'киго', а оно есть!) День 'Ивана Купала', летнее солнцестояние. Есть точка календаря, но по-восточному названа не в лоб, а через языческий праздник. Мне это ближе. А вот рыба в казане на костре, адресует меня к библейской истории явления Христа своим ученикам после своего Воскресения.
Такая родилась у меня тропинка от исторического славянского язычества к Крещению Руси.
Но меня возвращает из моих фантазий финал танка. Удивительно тонкое философское наблюдение, что к 'вечеру жизни' тепло и любовь чувствуются острее и глубже.
Всего пять строк, а столько историй!)
(ТФ) Тёплая такая таночка - потому что ветер , проникшись волшебством Иванова Дня, молчаливо раздувает жар углей... Ему ли не знакомы все эти молодые игры-забавы..? Столько видано и сколько слышано - но... молчок! Мудрый ветер только старается, чтобы огонь не погас. А две рыбины горестно трепыхаются в казане - им тоже ведома их будущность:
"Жареная рыбка, дорогой карась, где Ваша улыбка, что была - вчерась,,?"
Пожалуй - это будет мой ПЗС. Потому что хочется ещё почитать этого "зашифрованного" автора.
А в этом стише - нет монотонности, а есть очень живая перекличка строчек - не знаешь, какой ритм будет в следующей - всё не зажато в рамочки - немного похоже на раскачку в джазе, когда один подхватывает и тут же меняет тему другого.
(8) Я увидела историю целой жизни двух людей. Любовь, страсть, постепенное охлаждение. И вот - только ветер раздувает жар углей, нет тепла и счастья, хотя двое еще вместе и даже пытаются отметить нехитрым ужином прекрасный праздник любви на Ивана Купала. Грустная танка. Отличная вечерняя зарисовка.ПЗС - за попытку не писать японскую танка.
(12) в лесу искала
цветущий папоротник
в ночь на Купала
пока сидел ты на ветру
у молчаливого костра
(2) Двое любящих вкушают ночную трапезу любви и её жар раздувает ветер. Хорошая тема для фантазий в Иванов день. Но... "Рыбины", "казан", "молчаливый ветер" (не бывает) - не впечатляют.
(5) Тихий вечер! Небольшой улов! Запах ухи! Искры костра! Интересно и необычно!
Считаю, что надо поработать над ударением! Изначально танка - это песня! Здесь петь невозможно!
___________________
На Иванов день
Две рыбины в казане
К ночной трапезе
Раздувает жар углей
Лишь молчаливый ветер
_____________________
солнечный полдень
рыба наживку клюёт
ужин на славу
искры по ветру летят
ночи теперь холодны
(13) К сожалению, неясно время суток, можно определённо сказать, что ещё не вечер. Возможно, уже не утро (клёв закончился?), но тут неоднозначно - может, просто двух рыб вполне достаточно. На двоих, да? Похоже, рыбаки закинули рыбку в казан и отправились вздремнуть в тенёк - отоспаться перед Ивановой ночью. А костёр затухает, а до ночи ещё... (озабоченно) Ой-ёй, не протухла бы рыбонька!
Не очень удачно - целевое "к ночной трапезе". К тому же, логичнее - "вечерней", нынешняя ночь-то всё-таки для других занятий. Хотя здесь я не знаток - может и действительно потребуется восстановить силы...
"Молчаливый ветер" - ммм, с одной стороны как-то непривычно, но с другой стороны - агэку чутко передаёт это дневное затишье, уже не потрескивают угли в догорающем костре, пытающиеся ещё под лёгкими беззвучными порывами ветерка выдать что-то вроде всполохов. Но дымок всё-таки идёт, поэтому комаров тоже не слышно. Тихо, сонно... День накануне...
затухший костёр
хозяйничает ветер
в сонном царстве
... вот если бы не ломка интонационой волны... разве что вольно обойтись с ударениями...
(7) Щучьей ухи аромат не должен отвлекать от главного священнодействия Купальской ночи! Но, когда две такие рыбины в котелке, уже не до венков, не до прыжков через костёр и не до цветущих папоротников?! Или все разбрелись по лесу в поисках огненного цветка, и только ветер повар поневоле?! Вот так бы сидела на берегу, смотрела на тлеющие угли и думала о Ваших строках – интересная танка вырисовывается, только не останавливайтесь на достигнутом, пожалуйста.
5) Агата Кристи " Золота ворох" http://www.stihi.ru/2015/02/19/11199
золота ворох
осень слезой янтаря
плачет по лету
яркие краски судьбы
в серых потоках дождя
(1) ... как всё погасло. Сразу... холодная морось. Но цвет - сквозь воду!
(10) Ох уж эта Осень... Все краски года в ней играют блюз!)
Люблю я такое изложение, как вязь ковра, или мостики света после грозы.
Каждое слово этого танка, как аккорд несет свой звук и эмоциональную краску, создающую во мне музыку, именно блюз!)
Яркие краски жизни может смыть серый дождь..или не сможет?!
Вопрос открыт и это очень сильно!
Каждый читатель сам на него отвечает. Для меня 'серые потоки дождя' не смывают 'яркие краски судьбы', а освежают!)
Спасибо Автору!)
(ТФ) Красивая картинка - здесь и золото осени, роняющей янтарные слёзы о прошедшем так скоро лете ... Но это уже не ранняя осень-игривое "Бабье лето", это осень зрелая, с багровым румянцем на щеках - так иногда молодятся перед лживыми зеркалами увядающие красавицы.
Ах, не верьте зеркалам - верьте своим отражениям в глазах внуков! И тогда серые потоки дождя обернутся в серебристую мишуру, которой вы осыпаете пахучее зелёное чудо - ёлку. Всё будет хорошо! И вы с улыбкой вспомните этот промелькнувший так быстро год, делая очередную зарубку на косяке - растут внучата!
(8) Я увидела слабую рифму: янтаря - дождя. Агата, это черный шар, точнее, «судьба в серых потоках дождя…». Потом, слеза и плачет – слова одного и того же явления. Опять-таки, плач и поток дождя – тоже все очень мокро. Но!!! Все это совершенно не мешает мне наслаждаться произведением, очень красивая танка. Спасибо автору.
(12) на тропках сада
опавших ярких листьев
янтарь застывший
заплаканная осень
в руках перебирает
(2) Осень - пора контрастов, судьба - цепь контрастов, о чём и спела танка. Хотелось бы вместо "краски" читать "пятна".
(13) Метафора на метафоре. Единственное, что намекает на танка - двучастность.
Как "натуралиста" меня озадачивает также сочетание "золота" (берёзы? осины?) и "янтарных бус" (рябина? боярышник? шиповник? листва этих кустарников осенью выдают великолепные оттенки пурпура - и где же они?)
Оригинальный мини-верлибр, относительно эффектно выстроенный на метафорах, но не танка. Ни разу.
золото рощи
как золушка в бусах янтарных
тёмный пурпур рябины
(7) «Налетай, торопись, покупай живопись!»©. Цыганское золото, фальшивый янтарь. Не танка, а лубочная картинка на ярмарке в российской глубинке.
6) Цунами Сан "Рыбак. Танка" http://www.stihi.ru/2015/07/16/5868
рассвета блики
в озёрной глади сонной
плеск тихий рыбы
рыбак уснувший в лодке
сон видит о русалках
(1) ... полное растворение (в тишине и покое...) Если вот только? Сон..?
(10) На этом танка я могу сказать, что мы с Автором были видимо у одного озера в одно время!))
Так неожиданно параллельно мы увидели летний рассвет!)
Такая емкая многослойность образов. С неба до глади озера и с глади в космос сказочных сновидений.
Хочется войти в эти сны, или беречь этот сон, уговаривая рыбу не плескаться громко.)
Нравится очень)
(ТФ) Красивая таночка, нежная, чуть сонная: спит рыбак в лодке, окутанный или опутанный сновидениями о русалках... А рыбе - что же делать? Вот она и плещет тихо хвостом, в тщетной попытке привлечь к себе внимание, но - увы... А русалки - что с них взять- нежатся на прибрежном камне, да волосы серебряные расчёсывают, песни тягучие напевая - заманивая добрых молодцев в царство своё водяное... Видно, там у них - дефицит этих молодцев образовался, вот и заманивают наших - земных - нетрезвых рыбачков, скорее всего - на свою голову...
О технике: 5-7-5 обязательные, ритм не сбивается... Но, может быть именно поэтому возникает некоторая монотонность... Но, опять же, для описания такого "сонного царства" - вполне подходит этот ритм. Но всё-таки хочется, читая одну строку, не предугадывать ритм следующей. Хочется немного диссонанса, что ли...
(8) Красивый рассказ о рыбаке и «тихой рыбке». Это почти колыбельная: озерная сонная гладь, уснувший рыбак и сон о русалках. Хочется надеяться, что сон рыбака был приличный – ничего «тако в а..». Жизненное умиротворение. Только счастливый человек может уснуть в лодке на рассвете. Счастье и природа – что может быть лучше.
(12) плеснёт русалка
речной водой на щёки
в лучах закатных
но крепок сон у рыбака
измученного солнцем
(2) Танка поёт о сладкой дрёме природы и человека в единении с ней.
(5) Красивая, яркая картина рассвета. Завораживает ! Рыбак русалок во сне увидел! Это от очарования и таинственности озера!
В строке - плеск тихий рыбы - инверсия немного портит ощущение . Танка не поётся.
_______________
рассвета блики
в озёрной глади сонной
плеск тихий рыбы
рыбак уснувший в лодке
сон видит о русалках
______________________
розовым бликом
в озеро льётся рассвет
тихие всплески
снятся опять рыбаку
лики русалок на дне
(13) Прелестная танка в стиле народных песен. Выразительно-ёмкая хокку-строфа, загадочное агэку, провоцирующее целый рой самых различных аллюзий... То ли это девушка мягко подшучивает над своим неудачливым рыболовом, то ли рыбак замечтался, то ли кто-то припомнил старинную сказку...
рыбак проснётся
сколько же лет пройдёт
в родимом селеньи?..
(7) Уснувший, сонный, сон… Чудесная колыбельная песня… Но нас не убаюкать! Хайку нравится. А над двумя последними строчками Вы и сами собирались поработать, мне кажется.
7) Шанель Де Шапокляк "Черёмуха" http://www.stihi.ru/2015/07/20/5368
зари румянец
черёмуху окрасит
алым цветом
с твоей щеки губами
сниму прилипший лепесток
(1) ... бесконечная. Нежность (и счастье... (пзс)
(10) Раннее лето. Или вернувшаяся весна.)
Природа без крыш городов! Легкость сна под зонтом звезд. Тепло двух 'я'. Пробуждение первой нежности с рассветом, устами целующим.
Признание в любви к миру, через любовь к ближнему своему.
Интимное, но понятное каждому настроение.
Все... Умолкаю...
(ТФ) Очень нежно, лирично...
Вот интересно - заря - это ведь утро уже, так? И что же это такое - всю ночь простояли под черёмухой, а потом, под предлогом - смахнуть прилипший к щеке лепесток...? Ну да - поцеловали в щёчку... Причём стихо - безличное - кто кого осмелился поцеловать под прикрытием падающих лепестков? Ну всё тут - под прикрытием, и автор, и ЛГ... Но, честно говоря, хотелось бы оказаться в такой ситуации, только сначала эту черёмуху тихонько подтолкнуть - чтобы побольше лепестков на щёки просыпалось...
(8) Любовь, нежность и забота. Придётся стыдливо отвернуться. Ну не подглядывать же за влюбленными!! Отворачиваюсь;)) Очень нравится.
(12) коснись легонько
цветов прозрачных белых
в рассветной дымке
черёмуха ответит
хрустальным перезвоном
(2) Нет классического 5-7-5-7-7. Нет чувственной связи 2-й строфы с 1-й: всего лишь заря сделала различимым лепесток на щеке, а время поцелуев уже было, но об этом ни слова.
(5) Здесь нет традиционного5-7-5-7-7-
Над ударением надо работать, танка не поётся! Хотя тема очень интересна.
Понравилась вторая нежная и трепетная часть танка.
_______________________
зари румянец
черёмуху окрасит
алым цветом
с твоей щеки губами
сниму прилипший лепесток
___________________
зорька румянит
белой черёмухи цвет
чудные блики
нежным касанием губ
липнет к щеке лепесток
(13) Что - такая румяная заря, даже лепестки не розовые, а алые? И что тут хорошего? Солнце красно по утру - моряку не по нутру... Впрочем, чего нам бояться на суше, всегда найдём, где посуше! Но вот будущее время в первой строфе - неудачно. "Красит черёмухи цвет"? Нет, дальше тоже цвет упоминается... Да и "румянец" - явная метафора.
Агэку - действительно, стойкое ощущение дежавю. Снять лепесток губами - это явно про какой-то более крупнокалиберный цветок. Попробуйте ради интереса снять губами черёмуховый лепесток - э, нет, только язычком. Тоже, кстати, милый образ...
Но очаровывает деликатный намёк, что оба героя не спали - и тут будущее время в хокку-строфе работает с полной силой. А вот румянец... нет, я понимаю - намёк на румянец на щёках, но...
на нежных щеках
лёгкий румянец утра
в кудрях лепестки
8) Ирина Пахомова Викторова "Выстрел. Танка" http://www.stihi.ru/2015/07/20/2903
озеро в листьях
словно утята плывут
в отблеске солнца
выстрел внезапный в горах
эхом так долго звучит
(1) ... превратности. Судьбы...! (на страже...
(10) Сразу скажу, что мои 8 баллов, это 9 вал моего личного прочтения этого танка.
Бегаю утром вдоль 'кофейной реки' и вижу, как ивовые листья и нововыводки уток плывут навстречу друг другу, пересекая блики утреннего солнца, как жизнь и время...
Озеро, как аккумулятор покоя и жизненой силы. Такое уютное, желанное...
И вот звук выстрела! Отраженного многократно горами. Тревога, чья то боль и возможно смерть... Эхом звучит в сознании.. Вспарывает негу уюта души.
Сильная вещь! Не рядовая!
Спасибо сердечное)
(ТФ) У меня скорее осенью - утята, плывущие по пруду за свей мамашей-уткой, вызывают ассоциацию с жёлтыми опавшими листьями. И когда кто-то из мальчишек-несмышлёнышей кидает в сторону утки с утятами камень - это очень грустно - нет у них чувства сопереживания - да и откуда ему взяться, если никто не прививал с раннего детства...
А Ваш выстрел в горах - это откидывает совсем в другую ситуацию - это наша мирная жизнь, которая в любой момент может быть нарушена, и мы вынуждены будем выбирать какую-то сторону... Это всё очень грустно, и Вы, скорее всего, не закладывали такой вариант прочтения, но каждый находит - своё. Это как брошенный камень - даёт много-много кругов на воде ("эхом так долго звучит").
(12) в прибрежном тумане
чудится лебедя тень
эхом безмолвным
отражаются в небе
белоснежные перья
(2) Нет чувственной связи 2-й строфы с 1-й: всего лишь антитеза тишине на озере. "Листья-утята" - метафора. Но картина озера будит воображение.
(5) Даже листья -утята встревожены выстрелом! Неожиданный звук в чарующей тишине! Интересно и завораживающе, хотя остаётся ощущение холода!
Это совершенное по построению произведение.
____________________
озеро в листьях
словно утята плывут
в отблеске солнца
выстрел внезапный в горах
эхом так долго звучит
________________________
Золото листьев
Выводком диких утят
Волны качают
Время отлёта у птиц
Дальней дорогой страшит
(13) Диссонанс по киго - тут и осенние листья на воде, и упоминание утят в младенческом жёлтом пуху, а это ещё разгар лета, даже ближе к началу. Мелкий "жучок" - "в отблеске", ед.ч., а ведь что листья, что утята - множественный объект. Или, если речь идёт о воде - тоже их много, отблесков.
Очень тревожное агэку. В авторском варианте - осень, значит, скорее всего, начало охоты. Наверно, первый выстрел у озера, поэтому эхо субъективно звучит так долго, так громко...И вот тут утята просто мешают: выстрел во время гнездования - браконьерство, осенью же - угроза, да, но вполне легальная, по крайней мере, с точки зрения охотящихся.
среди кувшинок
затерялись утята
стреляют! в горах...
(7) Одна моя подруга считает, что Ваш Выстрел внезапный – это телефонный звонок любимого, который решил, что пора расстаться. Не кажется ли Вам, что Так – это разновидность слова-сорняка?! Может, стоит поискать? Эхом тревожным? Эхом протяжным? ИМХО.
9) Елена Парадизова "Дождик монеты оставил" http://www.stihi.ru/2012/09/10/8714
в лужице солнце
дождик монеты оставил
счастье нахлынет
словно цунами прости
утром за сдачей вернусь
(1) ... приоткрытая (нежная...) Тайна..
(10) Это танка можно читать и наоборот, с конца в начало! Смысл остается и чувства не меркнут!)
Очень женское... Внимание к деталям и переход от общего к личному. Красиво) сам люблю фотить солнышко в отражении луж. Оно такое близкое становится. Но в данном танка есть и драма. Цунами это вам не легкое волнение! Да и сдачу берут или сразу, или по очень сильному чувству.
Благодарю Автора за контрастный душ для души!)
(ТФ) "Дождик монеты оставил
Здесь такая милая шутка-загадка, мне кажется. То есть, если начнёшь объяснять, как понял, то просто будешь выглядеть дурачком А у меня с ЧЮ плоховато к тому же... Просто нравятся солнечные денежки в лужах, но и лунные - тоже нравятся. Вот так ходила бы и собирала - злато-серебро в подол... Только вот где вся эта прелесть-расчудесная понасыпана? Буду теперь во все лужи заглядывать - после "грибного" дождя, особенно!
(8) Танка, которая не заканчивается никогда: цунами счастья, потом сдача… Кто же спорит. Хорошо, если сдача будет монетками дождя, а вдруг – совсем другой валютой. Очень хорошо написано: солнечно, легко, «цунами прости» цепляет. Живое произведение. Отличное.
(12) цунами сметает
с пустынного пляжа
нашу одежду
и сердце рвёт на части
нахлынувшее счастье
(2) Первые две строки - метафора, причём сомнительная. Двухчастность смазанная. Во 2-й строке нет настоящего времени. Глаголы - в будущем времени. В целом - набор слов.
(5) Красиво и органично! Безупречная техника.
Глубокомысленно!
_____________________
в лужице солнце
дождик монеты оставил
счастье нахлынет
словно цунами прости
утром за сдачей вернусь
_______________________
пятнышки солнца
россыпь монет золотых
в луже зеркальной
счастье в дорогу спешит
зал ожидания пуст
(13) Нестандартная двучастность - пустяки, а вот метафоры в каждой строке!.. И ладно бы ещё о листьях - "монеты". И телега впереди лошади - логично, что лужицы после дождя и выглянувшее солнце рассыпает в них золотые россыпи. Вот только со сдачей неясно - кто что на что покупал-приобретал? Если дождик (раз оставил монеты), то кто придёт за сдачей? И что же всё-таки было приобретено на эту россыпь? Счастье ЛГ? А платил дождь? Эх, где бы мне такого дождика встретить...
в луже валюту
дождик-растяпа оставил
полная флешка
(7) Разброс накала чувств – от цунами до сдачи – поражает! И отвлекает внимание потенциальных критиков от поиска погрешностей вроде несоответствия пресловутой схеме 5-7-5-7-7. Волшебная сила искусства!
10) Садовник Валл-И "режущая кромка" http://www.stihi.ru/2015/07/20/6243
Осока чёрная
Мелководия племя
Режет волны снов
Рассвет застыл в дрёме
Только иволга над ним
(1) ... ни. ДвижИмое. Ожидание... (счастья...
(ТФ) Ну, тут просто так не подступишься... Но всё равно не стану смотреть источник на страничке - мне достаточно напечатанных слов на этой страничке - не хожу в гости по ссылкам - это я так решила, чтобы не сбивали чужие мнения. А-то я товарищ такой - неустойчивый...
После первого прочтения мне почему-то привиделся "Сталкер" Тарковского... Его герой,лежащий на островке мусора между какой-то чёрной осокой, в корнях которой сновали мальки (мелководия племя) и он - Сталкер не совсем понимал - где он - наяву или во сне, и только эта толкотня мальков мешала уйти за край сознания и нырнуть в наплывающие волнами сны-не сны, забытье, полубессознательное состояние - в котором всё видишь и воспринимаешь иначе, с иной точки зрения...
И только иволга над ним... Может эта птаха и привела сталкера к правильному решению - Пусть никто не уйдёт обиженным!!!
Да, я кажется забыла сказать, что мне это стихо ОЧЕНЬ понравилось. Жаль, нет 2-го ПЗС.
(8) Такое произведение мог написать только тот, кто имеет глаза и сердце, но еще умение смотреть на вещи изнутри. Этот внутренний взгляд на природное явление и делает произведение замечательным. Звучание начинается на басах: черная осока, потом выше – мелководия племя, пауза (режет волны слов), самая высокая нота – флейта иволги. Каждое слово на месте, каждое создает не только картинку, но и звучание рассветной тишины.
(12) иволги песня
в дрёме чёрной осоки
сон мой тревожит
о русалочьих играх
на речном мелководье
(2) Все пять строк - природный образ. Нет классического 5-7-5-7-7. Нет вызываемого чувства.
(5) Нет традиционных5-7-5-7-7-
Над ударением надо поработать! Не поётся!
Емкость смысла слов завораживает! Живая картинка.
_________________
Осока чёрная-6
Мелководия племя-7
Режет волны снов-5
Рассвет застыл в дрёме-6
Только иволга над ним-7
____________________
листья осоки
режут озёрную гладь
на мелководье
иволги тихая песнь
новый торопит рассвет
(13) Ой, сколько метафор! Но ничего не скажешь - великолепно работают! И "мелководия" не заменишь на "мелководное", и "племя" на "стайку", и "волны снов" на... А ни на что не заменишь! Именно волны снов и именно режут! А ещё чтобы заметить это мелкое племя надо подойти к воде (умыться ли, набрать ли воду для утреннего чая) и посмотреть сверху вниз - просто с берега вода как зеркало отражает этот самый дремлющий рассвет. Не потому ли иволга над ним? Сам-то рассвет ещё за деревьями, за кустами, сумеречно вокруг...
Но вот "застыл" - это... неудачно всё-таки. Остановка времени вместо замедления, причём чёткая остановка, полный "стоп". Что усиливается прош.временем вместо настоящего. И к тому же безнадёжно ломает интонационную волну. Впрочем следующая строка тоже прихрамывает.
сонный рассвет
никак не разбудит зарю
иволги голос
(7) Оказалось, что Ваша Осока Чёрная – это Осока Обыкновенная! Кто бы мог подумать?! Учитывая, что в китайской поэзии, к примеру, пение иволги ассоциируется с болтовнёй женщины, интересная таночка вырисовывается. Может быть, стоит немного доработать, раз уж есть желающие спеть Вашу танка?!
11) Любимая Игрушка "рядом" http://www.stihi.ru/2015/04/24/651
розы в бокале
рядом с погасшей свечой
сон предрассветный
тихо скользнёт за порог
вечных бессонниц секрет
(1) Нежная...
(полноты...) Счастья!
Кисея...
(10) Очень концентрированная(ое) танка. Когда душа зрелая, но одновременно живая жизненными силами, то за каждым словом открывается история..
Розы в бокале, как отдельный собеседник и свеча задутая, не ушедшая в память, а застывшая.. Как сон долгожданный, или необходимый.. Как секрет, о котором знают розы в бокале.
Все так рядом...
(ТФ) Изысканно, несколько мелодраматично - розы в бокале, вазе и даже ванне - рядом с погасшей свечой или чашечкой остывшего кофе - коротание ночи с вечной подружкой-бессонницей, которая действительно ускользает за порог, как только сон предрассветный поцелует неспящую красавицу в очи.
"Обвела мне глаза кольцом теневым бессонница..."
(8) Если бы не две последние строки, все было бы банально, но «вечных бессонниц секрет, о как близко и чувственно.
(12) отныне зареклась
пить чёрный кофе
после шести
и вспоминать о розах
подаренных тобой
(2) Здесь нет природы. О любовном свидании можно пофантазировать.
(5) Красота и изысканность! Совершенный ритм. Но есть глагол будущего времени.
______________________
розы в бокале
рядом с погасшей свечой
сон предрассветный
тихо скользнёт за порог
вечных бессонниц секрет
_____________________
в нежном букете
розовых снов аромат
тает свечою
счастья волшебные дни
в горечи стылых ночей
(13) Не очень информативно - погасшая свеча. Сама погасла? или затушили? а, может быть, имеется в виду догоревшая свеча - огарок? хотя, нет, огарок как-то... то ли по-бытовому, то ли безнадёжно...
И вот пожалуйста - пример, что знаки препинания всё-таки иногда нужны. Чтобы не гадать, что рядом с погасшей свечой - розы или сон. Конечно, второе прочтение явно метафорично, но и сон в хокку-строфе... нематериальное - то есть, тоже не совсем по правилам. Хотя мне почему-то видится... нет, скорее чувствуется, что здесь в теме скорее дрёма, дремотность как атмосфера. Кстати, замена этого слова (сон) устранила бы ещё одну занозинку - два однокоренных слова (сон - бессониц). А то они как-то излишне цепляются друг за дружку... Но ещё лучше -. как-то по другому всё это сказать, лучше - показать опосредованно.
Но в остальном - прекрасная камерная танка в современном стиле.
розы в бокале
рядом с оплывшей свечой...
сон твой так сладок!
(7) Нет киго. Но ведь бессонница имеет место быть в любое время года?! Ощущение, что Автор знает, о чем пишет.
12) Людмила Скребнева "Эдельвейс" http://www.stihi.ru/2014/02/09/3288
найти так трудно
эдельвейс бархатистый
на склонах горных
и не сорваться в пропасть
под твоим нежным взглядом
(1) Восторг... (стремящейся любви...
(10) Цветок чистоты и солнца. Трудных троп и короткого лета. Есть тут 'киго' и 'югэн' есть. Как мозаика образа смотрящего. Любящего и сильного. Но идущего не рядом, а своим путем. Доверие и любовь на удалении особенно трудна и мистична.
Все мы путники, идущие по горным дорогам испытаний, но некоторые из нас умеют чувствовать оберег любви. Ее страховочную веревку.
Автор умело показала это!)
(ТФ) Недавно смотрела по телику "Высоту" с Высоцким - в юности запомнила только его песни. Так вот, горы я знаю только Уральские, и то проездом из Азии в Европу и обратно. Так что по горам не карабкалась никогда, потому что боюсь этой самой высоты даже с балкона 5-этажки...
Если бы меня под дулом автомата заставили залезть на гору за эдельвейсом - я бы гордо ответила: "Хорошо! Принесу я Вам этот самый эдельвейс! Но только после этого я стукну Вас, неуважаемый, по макушке камнем, подобранным там же - рядом с этим треклятым цветком!" А потом уж и сама испущу дух от всего этого ужаса - восхождения и убиения..."
Но я ведь прекрасно понимаю, что и для тебя, Людочка, это страшно - так же страшно, как и взглянуть в глаза человека, нежный взгляд которого обладает такой убийственной силой...
Есть один секрет - надо посмотреть на его отражение в зеркале - тот нежный взгляд пройдёт через чистку всевидящих зеркал и вытащит из него правду - на секунду...
"И, напоследок, я скажу..." : Может быть Он любит играть в маски? Тогда начинай потихоньку снимать их одну за другой, и вдруг окажется - под всеми этими масками - прячется маленький напуганный мальчик (или маленькая недолюбленная в детстве девочка)...
(8) Двойное значение фразы «и не сорваться в пропасть
под твоим нежным взглядом»: сорваться в прямом смысле и сорваться окончательно в пропасть чувств. Я думаю, эти два значения на одной чаше весов. Я поняла автора.
(2) Песнь безрассудного желания покрасоваться удалью и доставить радость любимой!
(5) Красивый образ эдельвейса над пропастью.
Танка одним предложением!. Нет послечувствия, не над чем подумать. Всё сказано.
_________________________
найти так трудно
эдельвейс бархатистый
на склонах горных
и не сорваться в пропасть
под твоим нежным взглядом
_________________________
горные склоны
нежный цветок эдельвейс
бережно холят
как осторожны шаги
рядом любимой глаза
(13) Очень жаль, что нет двучастности! А ведь этого недостатка не так уж сложно было бы избежать - ведь грамматически она есть, только бы правильно распорядиться союзами или чем-то таким... Что-то вроде "ах, не сорваться б в пропасть!"
Интересная мелодия, такой своеобразный напев! правда, немного сбоит первая строка... Может, просто поменять порядок: "так трудно найти". А, здесь же ещё отсутствие кирэ в хокку-строфе!.. Тогда примерно так:
как это трудно
найти эдельвейс пушистый
Кстати, мне эдельвейс на ощупь больше фетр напоминает, чем бархат, но тут, наверно, зависит от того, какой вид этого цветка щупаешь.
Но как изящно выстроено по переходу от природного объекта к чувствам!
ах эдельвейс мой!
всё-таки нашёл тебя
на горной круче
(7) Как же много весит каждое слово в японских миниатюрах! Заменила только одно слово – и Песня вечной любви превратилась в Повести об ушедшей любви. Двухстрофную к тому же?!
*
найти так трудно
эдельвейс бархатистый
на склонах горных
и не сорваться в пропасть
под твоим нежным взглядом
*
найти так трудно
эдельвейс бархатистый
на склонах горных
мне не сорваться в пропасть
под твоим нежным взглядом
13) Лейте Совушка "Из дальних странствий возвратясь", http://www.stihi.ru/2015/07/21/8250
ива у дома
роняет последние листья,
путник усталый...
сколько б дорожки не вились
но вот он - родной порог!..
(1) ... щемящее. Чувство (родного..
(10) Ива.. Дерево-человек.. Любит как и мы смотреть на воду. Плачет своими жизненными соками.. Пускает кораблики-листья по реке-времени и умирает, падая на ветви-руки..
Родной порог, это порог между миром преодоления и миром принятия. Тут тоже есть осень. Осень, как время года и осень, как итог путешествия по дороге жизни к порогу родному, вечной жизни души...
Близки мне эти слова и их глубинные смыслы.
Благодарю...
(ТФ) Ива плакучая роняет последние листья под ноги усталому страннику - как будто путь ему осыпает листочками сиротливыми. А тот - из последних сил бредёт по заветной дорожке к родному порогу, где ждут его родные, почти стёршиеся в памяти - лица. И боязно ему - войти и вдруг - оказаться не узнанным - одному среди чужих лиц...
Почему-то так вот расшифровалась у меня эта "картинка".
Не надо было мне смотреть картинку - она мешает, да и название - тоже.
Если бы я не смотрела и не читала, то возможно написала бы вот так:
Старая ива у дома осыпает последние листья, значит осень кончается, а странник так и не вернулся домой, где ждут его старенькие родители - через силу доживают свою затянувшуюся жизнь - только для того, чтобы увидеть Его и потом спокойно закрыть глаза и уплыть в никуда на одной лодочке - вдвоём, как и жили всю жизнь - рука об руку...
Но для этого Он должен вернуться - обязательно должен вернуться, ведь Он же слышит их зов каждую ночь, и каждое утро просыпается с влажными глазами. Но всё что-то несущественное мешает ему вернуться домой, чтобы хотя бы покаяться в долгом отсутствии и поклониться в ноги старикам своим неприхотливым, прижать их морщинистые немощные руки к грузи и... заплакать. Ах, как давно он не плакал, как давно...
(8) Возвращение – как много об этом написано, и еще раз сказал прекрасный автор. Спасибо.
(12) к родному дому
не зря я торопился
порой осенней
у самого порога слышу
прощальный шелест листьев
(2) Нет классического 5-7-5-7-7. Чувство не связано с природой, скорее это философская сентенция.
(5) Это не танка!
Чувство далеко от природы. Хотя оно прекрасно! Родной порог - это основа основ.
___________________________
ива у дома-5
роняет последние листья,-9
путник усталый...-5
сколько б дорожки не вились-8
но вот он - родной порог!..-7
_______________________
ива над речкой
к дому дорожка ведёт
путника в мыслях
встречи назначенный час
низкий поклон до земли
(7) Сколько верёвочке не виться… Подсознательные ассоциации сильнее нас. «Сколько дорог за спиной/вот он – родимый порог» ИМХО. Если Вас не смущает дорог – порог.
14) Арканум Вивум «ранней весною» http://www.stihi.ru/2015/07/12/66
ранней весною
капельки прыгают вниз
с тонких сосулек
перышками облаков
небо прикрыто слегка
(1) Хрупкое... ожидание. Чуда..
(10) 'Будьте как дети' - сказал Учитель. Имея ввиду детское доверие и нелукавость.
Читаю Вашу танка и вижу искренность, чистоту и нежность 'детской' души в вышеизложенном смысле.
Наивность некоторая не скатывается в незрелость, а напротив выводит в Небо, прикрытое слегка.
Что хорошо, то хорошо!)
(ТФ) А ведь славное стихо, правда? Такое нежно-прозрачное, как небо ранней весной... Ещё и сосульки на крышах с первыми лучами солнца заводят свою неумолчную весеннюю песенку - капель. Ах как им - сосулькам - нравится худеть, становиться всё более тонкими и изящными - аж до невидимости... И небо такое молодое - чуть голубое, едва прикрытое перышками облаВесна, что ты с нами делаешь - волшебница?
(8) Легкость, невесомость, чуть морозный, но уже весенний запах и цвет пронзительный серо-голубой. Ранняя весна, может, это юность.
(12) сосулькой таю
к ладоням прижимаясь
под жарким взглядом
и звонкою капелью
касаюсь сердца твоего
(2) Все пять строк - природный образ, и хорошо прорисованный. Нет строфы о вызываемом чувстве.
(5) Лёгкое ощущение невесомости. Изящные капельки на тонких сосульках. Красиво, ярко! Но нет вызываемого чувства. Это единый природный образ!
______________________
ранней весною
капельки прыгают вниз
с тонких сосулек
перышками облаков
небо прикрыто слегка
_________________
лучики солнца
утром сосульки вспугнув
в каплях смеются
яркая синяя высь
гонит кораблик мечты
(13) Трудно как-то серьёзно отнестись к танка, которая вызывает столько личных и неличных несерьёзных ассоциаций. Всё-таки больше этот пятистрочник тянет на кёку.Тогда и прыгающие капли, и пёрышки, и акцентированное "слегка" сразу заиграют отменным образом. А так - автор выражает себя только в подборе слов, причём выбор этот явно шутлив. В случае определения жанра как КЁКА это как раз и сработает как авторское отношение. Которого, если принимать данный текст всерьёз, в качестве танка, здесь отсутствует напрочь.
солнечный март
худеют на солнце сосульки
модели сезона
(7) Так и хочется улыбнуться капелькам, прыгающим вниз! Может получиться отличная танка, по-моему:
*
с тонких сосулек
капельки прыгают вниз
ранней весною
……………………………………….и далее по тексту, что там бывает ранней весной с небом, с перистыми облаками, с нами?!
*************************************************
Теперь обсуждаем, спрашиваем, отвечаем.
Да, и не забываем рассказать о своём конкурсном произведении! Нам ведь интересно, что вкладывал автор в свои строки.
*************************************************
==========================================================
Ведущий Круглого Стола – Курума Такуми
==========================================================
Свидетельство о публикации №115080305759
Комментировать свой текст, это как объяснять смысл анекдота) если смешно, то анекдот сработал. Так и в 'танка'. Если отозвалось, то читатель стал соавтором образа, а если нет, то не беда, для каждого читающего найдется 'свой любимый анекдот') это и есть загадка 'танка', когда закодированный образ, чувства, настроение предлагается отгадать читателю самому.
Мне были интересны все предложенные авторами 'танка', в каждом был свой 'кроссворд' души.
Учебность конкурса для меня заключалось не в 'учительстве' других, а в ученительстве от прочтения и взаимной реакции участников и читателей на мой текст.
Спасибо всем сердечное!)
Садовник Валл-И 05.08.2015 08:34 Заявить о нарушении