На крайнее зло - крайние средства

(Extremis malis extrema remedia)*


«Судный час не наступит до тех пор, пока
не сразятся две огромные армии… и при этом
будут исповедовать одну и ту же веру…»
                /Мухаммед/

На берег Кавсара,* стеная,
Склонился в моленьях Пророк:
Под небом ислама, пылая,
Обманутый гибнет Восток.
Аяты,* с «вершины» порока,
Толкует по-своему Лож;
О чёрное знамя Пророка
Отёрт окровавленный нож:
Над Авелем, блеском булата,
Нависла родная рука, – 
И дьявол, в обличие брата,
Кривляется в стали клинка.
Под звучные суры* Корана
Скользит безнаказанно меч; –
К ногам раскаленным, шайтана,*
Ниц катятся головы с плеч.
О берег, багряным прибоем,
Кровавая бьётся слеза;
Что: веру попрали разбоем –
Ни разум не зрит, ни глаза.
В устах стал горчее полыни
Чистейший духовный родник;
И бьётся о молох* пустыни
Мухаммеда горестный крик…

…Где Марса сыны – и волчицы, –
Сластят: аллилуйя – в псалме, –
Легла тень Библейской блудницы
На Капитолийском холме.
Там, славой лишили покоя,
Державного Рима, орлы –
Когорты ведёт Паранойя,
И следом звенят кандалы…
Блудница порочит святыни,
И ложью дурманит приход;
В Восточнославянской равнине
Готовит крестовый поход.
Под бранную песнь Воеводы
Клыки обнажились вокруг; –
За честь, в блуде падшей Свободы,
Заратовал чванный «супруг».
Покорствуя, – вняв указаньям, –
Утробой бездонной урча,
И с лязгом стальным, с грохотаньем
Летит на восток саранча…
Вновь разум и взор помутнели;
Вновь скалится алчущий рот;
И чёрную кровь Колыбели, –
Своей, – человечество пьёт.

…Сознание, с миной презренья,
Взирает с Эдемских высот:
Не дастся безумцам прозренье –
Срок вытек; готов эшафот.
На плаху возмездий Вселенной
Возложена часть бытия –
Нетленье, над плотью презренной,
Вершит дело Судного дня!
Под сводом Вселенского Храма
Сошлись под единым Венцом
Аллах и Мухаммед, и Рама,
И Будда, и Иса с Отцом…



*Кавсар – (Изобилие) река в Раю, дарованная пророку Мухаммеду.
*аят (араб: чудо) — мельчайшая структурная единица Корана –  «стих».
*суры – главы Корана
*шайтан – злой дух, враждебный Аллаху. Мог принять человеческий облик. Сотворён из огня или дыма.
*молох – беспощадная, ненасытная сила, требующая беспрестанных человеческих жертв.


Рецензии
Перед прочтением моего скромного анализа хочу поделиться впечатлениями. Не думал, что среди современной поэзии найду тот объект, в который буду смотреть словно в калейдоскоп. Заглянув в него в первый раз, показались передо мной множество ярких, цветных и блестящих отсылок, но как только я понял, что способен покрутить кольца этой поэтической мысли, то непременно идеи, заложенные создателем, начали впиваться в мой мозг, словно мираж внедряется в сознание пустынного бедуина, жаждущего воды.
Каждое слово, каждая строчка казались пропитанными глубоким знанием, мудростью и философией. Я ощущал, что через эти строки автор пытался донести свое видение мира, свои сомнения, радости и трагедии, и это вызывало во мне резонанс. Я начал осознавать, что поэзия – это не просто форма искусства, а еще и способ коммуникации, через который автор и читатель могут быть едины.
Калейдоскопическая природа этой поэзии заставляла меня возвращаться к этим стихам снова и снова, чтобы разгадывать все новые и новые нюансы, которые раньше для меня ускользали. Я начал видеть, что каждый читатель может найти в ней что-то свое, если покрутит кольцо дальше. Здесь каждая строчка представляла собой искренний вымпел, который развевался перед взором читателя, обдувая его свежим ветром и наполняя его легкие чистым воздухом.
Пусть калейдоскоп этой поэзии никогда не перестает вращаться, чтобы каждый мог найти в ней что-то уникальное и вдохновляющее.
Конечно, я могу увидеть, надумать, сфантазировать не заложенные в это произведение смыслы, но тема смерти автора в искусстве также позволяет понять, что окончательный смысл и значение произведения зависят от его восприятия. Каждый читатель может прочитать стихи по-своему, сделать свои выводы и сделать их собственными. Смерть автора открывает пространство для множества интерпретаций и толкований, что делает его произведения более многогранными и прочными. В конечном счете, смерть автора в поэзии нам напоминает о бесконечности и непостижимости искусства. Однако оно продолжает жить и влиять на нас, способствуя нашему размышлению, восприятию и сочинению. Смерть автора - это не конец, а новое начало, которое заставляет нас задуматься о нашей собственной смертности и оценить свои действия здесь и сейчас.

«Судный час не наступит до тех пор, пока
не сразятся две огромные армии… и при этом
будут исповедовать одну и ту же веру…»
/Мухаммед/

*Киямат — в исламской эсхатологии день Божьего суда, когда все люди получат воздаяние за свои дела. Вера в Последний День является одним из неотъемлемых элементов исламского вероубеждения.
Киямат начнётся с двух трубных гласов (сур) со стороны ангела Исрафила. Первый возвестит об уничтожении большинства творений Аллаха, а второй — о воскрешении человечества и начале Божьего суда. В день Киямата все творения предстанут перед Аллахом и будут отвечать за совершённые ими деяния.

На берег Кавсара,* стеная,
Склонился в моленьях Пророк:

Уже в самом начале автор сонаправляет наш взгляд со взглядом всевышнего, предлагает нам посмотреть на весь мир непредвзято (несмотря на то что мы люди) и решить для себя, чтобы мы сделали на месте господа. Но обо всем по порядку.

Под небом ислама, пылая,
Обманутый гибнет Восток.
Аяты,* с «вершины» порока,
Толкует по-своему Лож;

«Аяты, с «вершины» порока» - *Сура вершины или Сура АЛЬ-АРАФ, в ней говорится о сотворении первых людей, об Адаме и Еве, поддавшихся искушению шайтана и изгнанных за это из рая, а также о продолжающемся искушении человека, стремящегося к излишествам в одежде и пище. (иными словами, "Пороки")
Продолжение>>>

Георгий Щербина   14.02.2024 23:53     Заявить о нарушении
О чёрное знамя Пророка
Отёрт окровавленный нож:

«О чёрное знамя Пророка» - *Традиция говорит, что приход Махди будет отмечен чёрными знамёнами, идущими от Хорасана, и что его будет использовать армия, которая сразит Даджаля. Также символизирует исламскую эсхатологию
*Даджжа́ль — в исламской традиции: лжемессия, аналогичный по образу Антихриста в христианстве.
*Махди́ — в исламе: последний преемник пророка Мухаммеда, который появится перед концом света.

Над Авелем, блеском булата,
Нависла родная рука, –
И дьявол, в обличие брата,
Кривляется в стали клинка.

Можно заметить, что уже с этих строк в истории автора выслеживается путь предательства, предательства ближнего и невозможно-оправданного, того которое потянет за собой вереницу греха.
*Каби́ль и Хаби́ль ( Каин и Авель) — сыновья Адама и Хаввы. Отождествляются с библейскими Каином и Авелем. Кабиль убил своего младшего брата Хабиля из-за того, что Аллах, обязав обоих принести жертву, принял только жертву Хабиля. Чувство зависти заставило Кабиля убить своего брата и стать первым в истории человечества убийцей.
Орудие убийства - веками для богословов это было предметом размышлений и споров! А художникам - той еще задачкой (чаще всего орудием убийства был представлен камень).
* "И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его."(Библия)
Автор делает смелый ход, в его интерпретации орудием является кинжал (Булат – узорчатая сталь). И смелость себя оправдывает, ведь нам рисуется мультикультурный/межрелигиозный симбиоз мифов и легенд (перетекающий друг в друга, словно булат). А кинжал является неотъемлемым символом исламского востока. Именно так художественные образы вспыхивают всего в четырёх строках.

Под звучные суры* Корана
Скользит безнаказанно меч; –
К ногам раскаленным, шайтана, *
Ниц катятся головы с плеч.

Четверостишье отсылает нас к началу, к Киямату. Две трубные суры провозгласят начало эсхатологии (Коран)
Данная часть является переходом на двух уровнях: 1) Религиозной – от одной конфессии к другой; 2) Масштабируемой – от частной истории братьев, к всеобщему судному дню человечества. Об этом утверждают следующие строки: «Ниц катятся головы с плеч», «О берег, багряным прибоем»

О берег, багряным прибоем,
Кровавая бьётся слеза;
Что: веру попрали разбоем –
Ни разум не зрит, ни глаза.

И мы снова у священного Кавсара.
*В хадисе, переданном имамом Тирмизи, говорится: «Кавсар – это река в раю, с берегами из золота, жемчужным и рубиновым руслом, ароматным песком из мускуса, вода в ней слаще меда и белее снега. Кто выпьет из нее хоть раз, больше не почувствует жажды никогда».
Божественный водоем стал для пророка противным, не способным утолить жажду потери близких. Он оказался в мире, в котором даже скорбные возгласы подлежат неумолимой силе уничтожения («И бьётся о молох пустыни Мухаммеда горестный крик»). Пророк уже понимает судьбу мира.

>>>

Георгий Щербина   14.02.2024 23:46   Заявить о нарушении
…Где Марса сыны – и волчицы, –
Сластят: аллилуйя – в псалме, –
Легла тень Библейской блудницы
На Капитолийском холме.

Далее идет одно из самых сложных четверостиший. Оно проявляет себя, как зыбучие пески Сахары. Способность уложить тонну смыслов в несколько строк, является признаком великого мастерства.
Как связанна смысловая часть этого раздела с остальным текстом? Где же здесь эсхатологическое начало, перемешанное с предательством на человеческом уровне? Сейчас попытаюсь понять.
Автор снова демонстрирует личный образ трагедии (убийство), который переносится на весь город, на всех людей и на весь мир в виде божьей кары (апокалипсисом). Снова лирический герой произведения, своим предательством ближнего, родного обрекает все на крах и уничтожение.
«Где Марса сыны – и волчицы», о чем идет речь? *Ромул и Рем — легендарные братья-близнецы, основатели города Рима. По преданию, они принадлежали к роду царей Альба-Лонги, по одной из версий сыновья бога Марса. Родились в результате тайной и противозаконной связи, были брошены на берегу реки, где их выкормила волчица. Повзрослев, Ромул и Рем вернули власть над родным городом своему деду, царю Нумитору, а сами решили основать новую общину. Они не договорились о месте для города и о разделе власти, а потому рассорились; в результате Ромул убил Рема. После этого Ромул основал город, названный в его честь Римом.
Братоубийственный литературный троп, приведший остальной мир к уничтожению, продолжается.
В каком месте – это можно понять? Кто такая библейская блудница?
Блудниц в священном писании было несколько, как и трактовок этих историй, но самая близкая по сюжету история, будет описана далее.
Ветхий завет рассказывает о народе, который решил построить «город и башню, высотою до небес». Господь не дал гордости человеческой стать выше Бога. Символ вавилонской блудницы тоже связан с падением человеческой гордыни перед силой Небес и толкуется двояко.
*Вавилонская блудница — это персонаж, во многом символический, из "Откровения Иоанна Богослова", оно же "Апокалипсис". В Тексте "Откровения..." Иоанн описывает блудницу как жену, сидящую на страшном звере багряном, преисполненном именами богохульными…
Поскольку сам по себе Апокалипсис в основном обещает всякие страсти и кары за непотребное поведение между первым и вторым пришествием Христа, то в образе Вавилонской блудницы выведен один из пороков - похоть, прелюбодейство. Впрочем, сами богословы почти поголовно трактуют образ блудницы не буквально, а как образ погрязшего в разврате города. Причём даже то, что это именно за город, разные толкователи продолжают спорить: Рим, Вавилон, Иерусалим и даже Москва… (Пожалуй, оставлю при себе свои домыслы, про очень тонкий намек автора на одну из современных «звездных» стран, одним из символов которой является «Капитолий», и то тень какой блудницы падает на него).
Оставлю еще не большое дополнение, на подумать: «Плутарх в своём труде «Сравнительные жизнеописания» (глава «Ромул»), указывает, что в действительности мальчиков (Ромула и Рема) нашёл и подобрал свинопас Амулия (дядя братьев-близнецов) по имени Фаустул, а вскормила их жена Фаустула по имени Акка Ларенция , которая по профессии была проституткой». Интересно было бы услышать мнение автора на эту теорию. Ведь именно так сплетение событий усиливает историю.

Там, славой лишили покоя,
Державного Рима, орлы –
Когорты ведёт Паранойя,
И следом звенят кандалы…

*Мания/Паранойя — богиня в древнегреческой мифологии, насылавшая безумие на людей, нарушивших традиции и обычаи общества. Согласно легенде, греческий храм Мании был установлен в месте, где преследуемый богинями мести мифологический герой Орест лишился разума в наказание за убийство матери.
Тонкая красная линия убийства ближних и наказания за содеянное, тянется через все строки стихотворения.
А слово «славой» употребляется в ироничном/переносном смысле, только в том, какой и может обладать грешная блудница, тень которой сковала кандалами прогнивший город похоти. Город братоубийцы, который протянул за собой этот грех, «подаривший» его всем остальным.

Блудница порочит святыни,
И ложью дурманит приход;
В Восточнославянской равнине
Готовит крестовый поход.

Под бранную песнь Воеводы
Клыки обнажились вокруг; –
За честь, в блуде падшей Свободы,
Заратовал чванный «супруг».

Обласканные лаской, одурманенные прихожане ложной верой и неправедными мыслями уже готовы идти во имя этих идей в крестовый поход, уничтожать братьев христиан, братьев людей.
В обыденном смысле крестовые походы — это военные походы, осуществлявшиеся под эгидой Римско-Католической церкви, формально имевшие целью освобождение христиан из-под владычества мусульман, из-под владычества не «правильной» веры, распространение и утверждение «правильной» веры. И автор четко дает понять, что: «Под бранную песнь» и обнажив клыки, можно биться только в мире падшей свободы, только с сопровождением «супруга» вавилонской блудницы - дьявольского монстра («сидящую на страшном звере багряном, преисполненном именами богохульными…»)

Георгий Щербина   14.02.2024 23:49   Заявить о нарушении
>>>
Покорствуя, – вняв указаньям, –
Утробой бездонной урча,
И с лязгом стальным, с грохотаньем
Летит на восток саранча…

Вновь разум и взор помутнели;
Вновь скалится алчущий рот;
И чёрную кровь Колыбели, –
Своей, – человечество пьёт.

Начало конца! Помутнелся разум, озверел человек, грех одержал победу над людьми. Под эгидой святого зла, каждый мир человеческий, считающий себя праведным, пришел судить других. И каждый решивший стать судьей другому, утонул в собственной крови.
И снова человечество откинулось на века, к тем временам, когда зверь не отличался от человека, когда гуманность прогибалась под жаждой убийства: «черную кровь Колыбели». А что является колыбелью человечества? Не бездумные ли первобытные войны? Вопрос конечно риторический…

…Сознание, с миной презренья,
Взирает с Эдемских высот:
Не дастся безумцам прозренье –
Срок вытек; готов эшафот.

На плаху возмездий Вселенной
Возложена часть бытия –
Нетленье, над плотью презренной,
Вершит дело Судного дня!

Он устал прощать их… Он дал им все, что нужно… Даже свободу воли, из-за которой это и происходит…
*Эдем — райский сад в различных религиозных текстах, место первоначального обитания Адама и Евы до грехопадения, а также в других религиях Эдем это ещё и загробный мир, в который возвращаются праведники после своей смерти.
Грустит создатель, но делает предначертанное уверено, заканчивает со всем: «Вершит дело Судного дня». Конечно, он начнет все сначала, снова будет наставлять людей, предрекать им, и пытаться останавливать. Но, возможно, он устал и это был последний раз…?
По моему мнению, это и есть основной посыл автора и звучит он так: «Нам нужно остановиться и задуматься, а будет ли еще один шанс»
Будет ли еще допущено убийство родного брата? Будет ли еще один крестовый поход, во имя греховных целей предводителей? А допустят ли в этот мир дьяволов и шайтанов, раз мы не можем им противостоять? Ответ, конечно, остается открытым. Но недвусмысленный намек автора понятен, подобный мир преждевременно будет закончен.

Под сводом Вселенского Храма
Сошлись под единым Венцом
Аллах и Мухаммед, и Рама,
И Будда, и Иса с Отцом…

В последнем четверостишье нам рисуется картина некой дружбы, дружбы тысячелетней, дружбы под венцом. Возможно, и вправду, во вселенском храме все религии, все конфессии, все пророки – это порождение чего-то единого и братского, чего-то более основательного и верного. Ромулу и Рэму, Каину и Авелю, Кабилю и Хабилю следовало взять с них пример и не втягивать всю человеческую историю в разборки между братьев…

Георгий Щербина   14.02.2024 23:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.